12.07.2019

Чаще всего заикание возникает в период. Заикание. Причины, виды и симптомы. Коррекция заикания. Физиология заикания и речевые центры головного мозга


Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.

Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.

Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.

Причины заикания

На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

предрасполагающие:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

неблагоприятные условия:

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Симптомы и типы заикания

При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

  • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
  • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
  • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

  • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
  • волнообразное заиканиедефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
  • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).

Как избавиться от заикания

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное - научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Заикание (логоневроз) – неприятное и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием. И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.


Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникать различные сбои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание. Оно может быть вызвано массой причин. Проявляется заикание довольно рано, и своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.

Если не уделить этому должного внимания, у ребенка могут возникнуть большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет в полной мере строить отношения с людьми и успешно учиться в школе.


Причины

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.


Если ребенок сначала говорил нормально, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это может говорить о неблагоприятном внешнем воздействии на речевую функцию.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат , часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.


Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Мальчики в 4 раза чаще подвержены заиканию, чем девочки.


Симптомы и признаки

  • Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке произнести звуки вначале, середине слова. Причем малыш может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма....шинка», растягивание звука.
  • Комбинированное нарушение речи, когда наблюдается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
  • С появлением заикания обычно ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень старается выговорить слово, у него не получается, он переживает, часто плачет.
  • У заикающегося малыша в большинство случаев появляются нервные тики .
  • Довольно часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им сложно общаться, они предпочитают находиться в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
  • С появлением заикания обычно нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.

Признаки заикания - главное заметить вовремя! Предлагаем Вам посмотреть историю одного ребенка, в частности практический урок как мальчика лечат от заикания.

Разновидности

  • Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловлены генетически.Невротическое заикание. О нем идет речь во всех остальных случаях (травмы, перенесенные заболевания, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжелого психологического фактора).
  • Тоническое заикание. О таком виде нарушения речи специалисты говорят, когда ребенок делает паузы в части слова или растягивает гласные.
  • Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая сложная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
  • Стабильное (привычное) заикание. Если оно имеет постоянный характер.
  • Нестабильное заикание. О нем можно судить в случае, если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то определенных обстоятельствах, чаще всего в стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке.
  • Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое отличается промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-то период говорить вполне нормально, затем заикание возвращается.


Лечение

Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.

Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

Приготовьтесь к тому, что обследование будет довольно внушительным. Помимо бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, врачи, скорее всего, назначат ЭЭГ, МРТ головного мозга . С данными этих методов диагностики картина будет более полной.


Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.

Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.

Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопед объяснит родителям основные принципы и даст упражнения, которые нужно будет выполнять в домашних условиях. С определенной периодичностью вы с ребенком будете показывать логопеду, каких успехов вам удалось добиться.


Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Постепенно, в игре малыш начинает преодолевать барьер, мешающий выговаривать слова, и его речь приобретает нормальный темп.


Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Массаж

Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на расслабление, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация. Зоны, которым массажист уделит особое внимание при коррекции речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Именно они, как правило, находятся в тонусе, зажаты у детей с проблемами речи.

Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся деткам.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто при коррекции детского заикания используется методика Стрельниковой. Основная цель – сформировать правильное и эффективное дыхание, при котором значительно улучшится кровоснабжение всего организма в целом и органов речи в частности. В ходе занятий ребенок сможет научить говорить слова на выдохе, это поможет ему произносить их целиком, не дробя на слоги или отдельные звуки.

Лучше, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под наблюдением опытного физиотерапевта, поскольку многие упражнения в ее системе довольно тяжелы для ребенка, малыш может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, появляться головные боли.

Предлагаем к Вашему внимание обучающий видео-урок дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Гипноз

Гипноз подходит только детям среднего и старшего школьного возраста с довольно устойчивой психикой. Для коррекции речевых проблем метод может быть использован только в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта. Многие детки, увы, негипнабельны.

У гипноза есть свои преимущества – с состояние транса ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения своей речи, это дает возможность быстрее выяснить, что его напугало или стало стресс-фактором.

Предлагаем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и собственно результаты теста.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

  • «Пантогам ». Ноотропный препарат, призванный улучшить кровоснабжение головного мозга. Доступен в форме таблеток, капсул и сиропа для детей до 5 лет, которым противопоказана таблетированная форма лекарства.
  • «Галоперидол». Нейролептик с антипсихотическим действием. Выпускается в таблетках и растворах для инъекций. При заикании назначается только в сложных случаях нарушения психического развития. Полностью противопоказан детям до 3 лет. Продается по рецептам.
  • «Мидокалм». Миорелаксант, который помогает расслабить мышечные зажимы и стабилизировать внутриклеточный метаболизм. Препарат в аптеках существует в форме таблеток и раствора для уколов. Лекарство разрешено использовать детям, достигшим годовалого возраста. До 1 года «Мидокалм» не назначают.




  • «Атаракс ». Спазмолитический препарат с мягким действием, регулирующий сон, снижающий тонус мышц, но не нарушающий память. При заикании может быть назначен в качестве успокоительного, расслабляющего средства. Выпускается в форме таблеток. Детям до 3 лет не рекомендуется, но при необходимости врач рассчитает индивидуальную дозировку. Средство продается по рецепту врача.
  • «Анвифен ». Ноотропное средство с противосудорожным и транквилизирующим эффектом. Умеренно подавляет центральную нервную систему. Доступен в виде желатиновых капсул. При заикании и детских тиках может быть назначен детям с 3 лет. Малышам младше лекарство строго противопоказано.
  • «Тенотен ». Мягкое успокоительное с противотревожным действием. Препарат доступен в общей и детской формах. В таблетках для рассасывания, для подростков и взрослых, и под зарегистрированным названием «Тенотен детский». Детский вариант лекарства может быть назначен с 3 лет. В аптеках доступен без рецепта.




  • «Фенибут ». Ноотропное средство с транквилизирующим эффектом. Выпускается в таблетках и порошках для приема внутрь. Это лекарство хорошо себя зарекомендовало как мягкое и тактичное средство для лечения заикания, неврозов и недержания мочи у детей младшего школьного возраста. Детям до 3 лет принимать препарат не рекомендуется. Продается по рецептам.
  • «Пустырник форте». Это не лекарство, а БАД (биологически-активная добавка). Обладает седативным действием. Назначается в качество успокоительного детям любого возраста. Выпускается в таблетках. Настойка пустырника при разведении физраствором или кипяченой водой доступна детям от 7 лет.
  • «Глицин ». Аминокислота, оказывающая позитивное действие на метаболизм нейтроцитов. Обладает умеренным успокаивающим действием, выпускается в подъязычных таблетках. «Глицин» можно давать даже грудничкам. При терапии заикания у детей назначается чаще всего.



  • «Пентокальцин». Этот ноотропный препарат с противосудорожным эффектом. Доступен на прилавках провизоров в одной-единственной форме - таблетки. Может быть назначен детям любого возраста при коррекции заикания, ночном недержании мочи.
  • «Феназепам ». Транквилизатор. Выпускается в виде таблеток и растворов для внутривенных инъекций. Препарат даже при правильно применении способен вызывать привыкание, при длительном приеме становится причиной сильной зависимости. Производители рекомендует применять препарат детям с 16 лет, но детские психиатры назначают это лекарство при тяжелых формах нервных нарушений и в более раннем возрасте. Оценка довольно субъекта.
  • «Сибазон» . Транквилизатор с противосудорожным эффектом. Бывает в таблетках и растворе для уколов. Таблетки противопоказаны детям дошкольного возраста до 7 лет.


Травы, которые обладают успокоительным и расслабляющим эффектом – ромашка, шалфей, мелисса, душица , липовый цвет, пустырник, лаванда, мята. Чаи на их основе можно приготовить самостоятельно, а можно купить в готовом виде в любой аптеке. Отвары для ванн делают из этих же трав.


Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания.


  1. Как только удалось распознать у ребенка заикание, его следует оградить от всего, что вызывает эмоциональное напряжение – от длительного просмотра телевизора (достаточно добрых мультфильмов на протяжении 20 минут в день), от «кровавых» компьютерных игр, от шумных массовых мероприятий, громкой музыки.
  2. Включайте малышу классическую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена. Ограничьте приход гостей в дом, отложите на потом совместные с ребенком путешествия, ведь новые, даже позитивные, эмоции могут вызвать ухудшение его состояния.
  3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
  4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
  5. Меры следует принимать сразу, как только вы заметили, что ребенок начинает заикаться. Не стоит ждать, что дефект пройдет сам собой. Такое, как мы выяснили, тоже бывает, особенно если заикание физиологическое, но рассчитывать на это особо не стоит, можно упустить драгоценное время.
  6. Нельзя самостоятельно выбирать медикаменты и начинать давать их ребенку. Если вы ошиблись с причиной заикания, и оно, к примеру, носит приобретенный характер, то противосудорожные средства и транквилизаторы скорее вызовут у малыша ухудшение и речи, и самочувствия, и деятельности мозга, чем помогут. Любой медикамент при заикании должен быть назначен врачом.
  7. На протяжении всего курса лечения ребенку необходимо обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Дома не должно происходить конфликтов и ссор, малыш не должен становиться невольным свидетелем «взрослых» разговоров. У него должен быть оптимальный режим дня, в котором есть место и прогулкам, и дневному сну, и коррекционным занятиям.

Позитивный психологический фон должен сохраняться после того, как курс лечения будет завершен, и заикание останется в прошлом. В противном случае весьма вероятны рецидивы, под воздействием стресс-факторов малыш может снова начать заикаться.


Каковы прогнозы?

Конечно, это главный вопрос, который волнует мам и пап. В большинстве случаев неврозоподобного заикания при умеренной психосоматике прогнозы положительные. Этого, к сожалению, нельзя сказать о генетическом заикании и нарушениях речевых процессов, связанных с врожденными причинами.


Играет немаловажную роль и возраст пациента. Наиболее легко и непринужденно коррекции поддается заикание у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Чем раньше удастся понять, что ребенок заикается, чем раньше будут приняты адекватные меры, тем больше шансов убрать заикание раз и навсегда.

Если заикание начинается у детей школьного возраста, справиться с ним будет несколько сложнее. Более долгим и сложным будет лечение дефекта речи и в случае запущенного заикания, если проблема сохраняется до 9-11 лет, прогнозы благоприятного исхода менее благоприятны.

В следующем видео Детский доктор Дмитрий Чеснов "разложит по полочкам" проблему заикания у детей.

Профилактика

Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.

Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.


), среднюю (заикание происходит в привычной обстановке) и тяжелую (сопровождает всю речь). При этом разделяют три типа течения нарушения: постоянное, волнообразное и рецидивное.

Чтобы преодолеть заикание, не говорите слишком громко или же, наоборот, сильно тихо. Лучше заранее продумать, что хотите сказать, а затем спокойно и медленно все изложить, выговаривая слог за слогом, слово за словцом и предложение за предложением.

Вдох направляйте на гласные звуки, а не на согласные. Если слово начинается с гласного звука, говорите его пониженным тоном. Да и старайтесь растягивать все гласные звуки: то есть все слова предложения должны образовывать многосложное слово.

Преодолеть заикание можно с помощью дыхательной гимнастики. Наиболее действенное упражнение – «Насос». Встаньте ровно и опустите руки – это исходное положение.

Затем наклонитесь вперед, опустите голову и руки. Сделайте быстрый и шумный вдох (как будто вы хотите понюхать пол). Потом приподнимитесь (но не полностью разгибайтесь), делая при этом пассивный вдох и выдох.

Следом за этим наклонитесь и снова сделайте шумный вдох. Нужно сделать поочередно восемь раз, после чего отдохните и опять подход по восемь вдохов. Максимальная нагрузка – двенадцать подходов, но для первого раза хватит нескольких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку.

Обратите внимание

Если с первого раза ничего не получается, не сдавайтесь: упорный труд принесет свои плоды.

Полезный совет

К лечебно-педагогическому воздействию на заикающегося человека относятся логопедические занятия, физиотерапия, психотерапия, а также медикаментозное лечение.

Источники:

  • За советом к логопеду

Избавиться от заикания за короткое время невозможно. Научиться не заикаться можно лишь упорным трудом, обратившись к логопеду или занимаясь самостоятельно. Если вы всерьез решили избавиться от этого недуга, необходимо строго следовать некоторым приемам.

Инструкция

Прежде чем начать говорить, снимите напряжение со всего тела. Следите за тем, чтобы ваши руки, шея и спина были расслаблены. Опустите плечи до естественного уровня, если у вас есть привычка приподнимать их. Не заостряйте свое внимание на , не себе, что это очень большая проблема. Ваше заикание на самом деле не является большой проблемой для окружающих вас людей.

Чтобы уверенность в своем голосе, разговаривайте с самим собой, стоя перед зеркалом. Уделяйте минимум 30 минут каждый день на это занятие. Говорить можно о чем угодно, важно привыкнуть к картине, когда вы одновременно говорите и видите свое отражение в зеркале, так вы постепенно будете снижать заикание в своей речи. В последующем, когда вам предстоит провести какой-либо важный разговор, вспомните это упражнение, свой голос и свое отражение. Это поможет вам расслабиться и обрести уверенность в себе.

Довольно часто причиной заикания является неумение правильно дышать во время разговора. Чтобы решить эту проблему, как можно чаще читайте книги вслух. Поначалу чтение может доставлять дискомфорт, но это очень действенный способ решения проблемы дыхания. Для исправления дыхания также можно выполнять специальные упражнения. Например, перед началом разговора делайте пару глубоких вдохов, если вы чувствуете себя не уютно, делайте вдохи через нос. Учитесь говорить в умеренном темпе, быстрая речь сбивает дыхание, что приводит к заиканию.

Если вы заикаетесь на произношении конкретных слов, попробуйте написать их бумаги и медленно произносите их вслух, читайте при этом по слогам. Труднопроизносимые слова можно заменить синонимами, которые даются вам легко и не портят вашу речь. Если вы чувствуете, что теряете контроль над речью и можете начать заикаться, не бойтесь сделать паузу в разговоре, расслабьтесь и продолжайте говорить.

Еще одной распространенной причиной заикания является страх. Старайтесь сохранять оптимистичный настрой перед разговором, это поможет избавиться от нервозности и разговаривать уверенно. Не думайте о том, что ваша речь может перебиваться заиканиями, пессимистичные ожидания лишь усугубят проблему.

Разговаривая с человеком лицом к лицу, старайтесь не смотреть ему в глаза все время. Постоянный зрительный контакт может заставить вас нервничать, что приведет к заиканию. Отводите свой взгляд в сторону или просто смотрите вдаль, это поможет вам чувствовать себя комфортно во время разговора.

Заикание является одной из форм дефекта речи, которая характеризуется нарушением ритма и частыми повторениями звуков. Быстрое избавление от него невозможно. Для этого требуется длительная самостоятельная работа и помощь специалистов.

Инструкция

Попробуйте поговорить с самим собой, стоя у зеркала. Говорите в форме монолога, например, представьте, что рассказываете собеседнику о своих делах, планах, о прошедшем дне и т.д. Во многих случаях такая практика позволяет справиться с заиканием. Заниматься этим необходимо ежедневно. Ваша задача – привыкнуть к собственному голосу и обрести уверенность в себе.

Если вы читаете книги, газеты или журналы, делайте это только вслух. Чтение в отличие от беседы с кем-либо не подразумевает обдумывание слов перед тем, как их произнести. Это в свою очередь избавляет . Кроме того, практикуя чтение вслух, вы будете совершенствовать свою речь, постепенно избавляясь от имеющихся в ней дефектов.

Заиканием называется нарушение речи вследствие непроизвольного сокращения мышц речевого аппарата, то есть гортани, языка, губ и голосовых связок. Распространенность речевого дефекта составляет около 3-5 % среди всего населения, что делает вопрос о том, какой врач лечит заикание, весьма актуальным и востребованным в обществе. Проблема обычно проявляется в раннем возрасте у детей 2-5 лет. Мальчики в несколько раз чаще страдают данным недугом, чем девочки, что обусловлено, по мнению большинства врачей, более стабильным психоэмоциональным развитием женского пола.

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог.

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками.

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.

Особенно тяжело заикающимся детям во время смены окружения, например, начальный период посещения детского сада или школы. Во время повышенной нервозности речевые проблемы обычно усугубляются. Очень важно, чтобы малыш имел поддержку родителей и помощь квалифицированного специалиста, то есть врач, который будет лечить заикание у вашего ребенка, должен заниматься с ним регулярно, применяя различные современные методики и грамотно построенные дружеские беседы.

Ранние признаки наличия заикания

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

    повторение букв;

    неоднократное повторение слогов;

    частые остановки во время произношения одного слова или фразы;

    патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;

    повышенная нервозность во время речи;

    частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;

    явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении , знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Причины заикания

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Физиологические причины

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.



Психологический фактор непроизвольного сокращения мышц гортани

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальные причины

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики . Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Принципы лечения

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством.

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей.

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

    специализированные логопедические занятия;

    компьютерные программы;

    дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;

    медикаментозная терапия;

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.


ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ…

Одной из форм речевых расстройств является заикание. Сегодня мы остановимся на этой проблеме более подробно, так как с каждым годом процент таких пациентов увеличивается.

Что такое заикание?

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

Ребенок, страдающий заиканием, не способен свободно, без напряжения высказываться.

Каковы причины заикания?

Причиной заикания является ослабленность центральной нервной системы вследствие родовой травмы и частых заболеваний первых лет жизни, это и является предрасположенностью к недугу. При обследовании заикающихся детей находят признаки внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Провоцирующие факторы это:

Длительная психическая невротизация

Изменение жизненных условий в худшую сторону

Большая речевая нагрузка у детей с рано развившейся речью

Бурно развивающаяся речь у детей, поздно начавших говорить

Психоэмоциональные потрясения

Нередко заикание развивается у детей робких, неуверенных в себе, застенчивых, тревожных, у них, как правило, возникают реакции паники, недовольство собой, колебания настроения, эти дети отличаются невыносливастью к нагрузкам и утомляемостью. Также в ряде случаев фоном для заикания может стать психический инфантилизм (незрелость психических процессов). Такие дети отличаются беззаботностью, необязательностью, легкомыслием.

В каком возрасте чаще всего возникает заикание?

Чаще всего в возрасте от двух до пяти лет. В этот период идет формирование речевой функции, она еще довольно хрупкая, поэтому «поломки» возникают в этот период. У мальчиков заикание возникает чаще, так как в речевом отношении они оказываются слабее девочек, а так же они отличаются меньшей эмоциональной устойчивостью.

Можно ли помочь заикающемуся ребенку?

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания.

На какие признаки следует обратить внимание:

Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от нескольких часов до суток), затем вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться до момента заикания, то его можно предотвратить

Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)

Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы

Затруднение перед началом речи

Какие существуют формы заикания

Невротическое заикание

Для этой формы характерно:

· отсутствие какого-либо органического поражения цнс

· до развития заикания речевое развитие идет по возрасту

· развивается остро, реже постепенно

· связано с психотравмирующей ситуацией

· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит тонический характер

· течение с ремиссией (светлые промежутки)

Эти дети отличаются неуверенностью, тревожностью, они плохо переносят духоту, транспорт, у них отмечается повышенная потливость, не редки различные страхи.

Невроподобное заикание

· в этом случае имеет место поражение цнс (рассеянная симптоматика церебрального резидуального характера)

· до развития заикания возможно задержка речевого развития, легкая дизартрия

· развивается постепенно

· нет связи с психотравмирующей ситуацией

· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит клонический характер

· течение стойкое

По характеру заикание подразделяется на тоническое, клоническое и смешанное (тонико-клоническое).

Как все-таки можно помочь заикающимся детям?

Прежде всего, необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей.

Во-первых , необходима консультация врача психоневролога, который назначит успокаивающие средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет воспитательные «подходы».

Во-вторых , привлечение к лечению детей с заиканием психолога. С учетом характерологических особенностей детей психолог научит поведению в разных жизненных ситуациях.

В-третьих , необходима помощь логопеда. Логопедических методик много, все они существенно отличаются друг от друга. Одни специалисты предпочитают щадящие формы терапии. Другие логопеды предпочитают жесткую требовательность, стрессовые воздействия, упорные тренировки по технике речи.

Особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. С позиции этих методик заикание рассматривается как не как симптом заболевание, а как поведение, которое моно изменить. Все усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения».

Частым приемом в преодолении заикания является отвлечение внимания. Заикающихся детей учат говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

Для лечения заикания используется широкий спектра физиотерапевтических процедур (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебная физкультура, рефлексотерапия (прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки).

Какие существуют профилактические мероприятия?

1. Предупредить отрицательные воздействия на ребенка после его рождения

Беречь от ушибов голову

Не допускать хронических заболеваний

Своевременно проводить лечение и т.п.

2. Учитывая то, что устная речь развивается по подражанию, желательно ограничить общение детей с лицами с заиканием, тахилалией (патологически ускоренным темпом речи), спотыканием и другими нарушениями речи.

3. Стимулируя детей к общению, следует их удерживать от слишком обильной речевой продукции.

4. Особый подход необходим к нервно предрасположенным детям:

Спокойная обстановка

Ограничить речевое общение, шумные игры

Не баловать новыми игрушками

Избегать по возможности большого общества вокруг них

5. Учитывая то, что заикание и его рецидивы часто возникают при поступлении в школу, профилактические мероприятия необходимы в этот период:

Создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка

Нужно избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам

6. Имеет свои особенности и пубертатный период. Любые отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Профилактика рецидивов исходит из причин их возникновения

Улучшение социально-бытовых условий

Прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий

Диспансеризация

Перевоспитание личности заикающегося

Лечение хронических заболеваний

Соблюдение режимных моментов (сон, питание, отдых)

Имея не устраненный травмирующий фактор (например, заикающиеся мать или отец), постоянно проводить профилактическую работу в процессе в процессе логопедических занятий и после их окончаний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

· Необходима спокойная обстановка в семье.

· Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать чувство постоянного страха у ребенка.

· Нельзя позволять детям часто и долго смотреть телевизионные передачи (особенно те, которые не соответствуют их возрасту).

· Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять их прихоти, так как отказы в дальнейшем могут стать психической травмой.

· Требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать возрасту, быть постоянными со стороны членов семьи, а также за пределами ее (сад, школа).

· Нельзя пугать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении (особенно в плохо освещенном или темном). Если вы хотите

наказать вашего малыша, лучше заставьте его посидеть спокойно на стуле и т.п.

· В период выздоровления после перенесенного заболевания не перегружайте ребенка просмотром телепередач, чтением и т.п.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

· При поступлении заикающегося ребенка в детский сад или школу в первую очередь нужно установить связь с родителями, выяснить причины заикания.

· Постарайтесь проявить к такому ребенку больше внимания, наладьте с ним контакт, проследите, чтобы его не дразнили дети. Не фиксируйте внимание ребенка на недостатке.

· Говорите с ребенком четко, плавно, не торопясь (ни в коем случае не по слогам и не нараспев).

· Будьте одинаково требовательны к ребенку.

· Нельзя вовлекать детей с заболеванием в возбуждающие игры и в те игры, где от участников требуются индивидуальные речевые выступления.

· Полезно привлекать ребенка к участию в играх, где требуются хоровые ответы.

· Нельзя спрашивать детей с заиканием первыми на уроках.

· Если ребенок начал говорить запинаясь, нужно помочь ему произнести слово или отвлечь его внимание.

· Нужно вселять уверенность в силы ребенка, не лишать его возможности принимать участие в праздниках. Дайте возможность спеть песню, прочитать стихотворение.

· Заикающемуся ребенку полезны занятия пением, музыкой, танцами. Это способствует развитию речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Не препятствуйте ребенку в этом.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины