29.07.2019

Чем может помочь психологическая коррекция ребенка? Детская психокоррекция


Психологическая работа с детьми дошкольного возраста - это целый комплекс специализированных видов деятельности, которым обязан владеть подготовленный в этой области специа­лист. Основными функциями педагога-психолога, работающего в детском дошкольном учреждении, являются создание условий, способствующих охране в первую очередь психического здоро­вья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, сво­бодному и эффективному развитию способностей каждого ре­бенка.

В связи с тем что маленький ребенок имеет тесную эмоцио­нальную связь с родителями, его сверх-Я, т.е. та часть личности, которая включает в себя комплекс социальных запретов и пред­писаний, не развита, самостоятельно существовать, принимать решения ребенок не может, желательно начало работы с малы­шом предварять встречей с родителями. Это необходимо по не­скольким причинам. Во-первых, необходимы анамнестические данные о ребенке, во-вторых, эффективная коррекционная рабо­та невозможна без сотрудничества с родителями, а в части случа­ев - без изменений в их поведении. Всего этого, а особенно по­следнего, без психологического консультирования добиться не­возможно. Кроме того, во время консультации родитель (воспита­тель) формулирует запрос, исходя из которого психолог выстра­ивает свою дальнейшую работу с ребенком.

Психодиагностика - это способ выявления и измерения ин­дивидуально-психологических особенностей ребенка с помощью специально разработанных и стандартизированных методик. Для составления наиболее полного представления о ребенке необхо­димы, как минимум, два вида диагностики: диагностика позна­вательной деятельности и диагностика эмоционально-личностной сферы. Для проведения психодиагностики следует владеть боль­шим набором психодиагностических методик, адаптированных специально к определенному детскому возрасту, и четко знать возрастную периодизацию развития психических функций.

Диагностика познавательной деятельности - это измерение познавательных функций: восприятия, памя­ти, внимания, мышления. Чем взрослее становится ребенок, тем шире перечень диагностируемых познавательных функций. Если в возрасте 3 лет основной акцент делается на развитие различных сторон восприятия, то к 6 годам требуется более глубокая диагно­стика уже всех высших психических функций (восприятия, памя­ти, внимания, произвольности и т.д.) с особым акцентом уже на функцию мышления. Таким образом, с возрастом меняется не только широта охвата высших психических функций при диагно­стике, но может изменяться и расстановка акцентов.

Диагностика эмоционально-личностной сферы - это выявле­ние и измерение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка. В данном диагностическом разделе основное место зани­мают проективные методики, которые связаны с использованием различных материалов для проекции (вынесения вовне) лично­стных конструктов и эмоциональных состояний. Поэтому необхо­дим определенный уровень сформированных познавательных функций и моторных навыков. Этот уровень обычно формируется к 5 годам. В связи с этим эмоционально-личностную диагностику в полном объеме принято проводить начиная с этого возраста. Исходя из результатов диагностики познавательной деятельности, психолог всегда может подобрать тот объем методик, с которым может справиться каждый конкретный ребенок. Вот почему диаг­ностику познавательной деятельности следует проводить в пер­вую очередь. Для диагностики эмоционально-личностной сферы рекомендуется узнать характер внутрисемейных отношений, оп­ределить уровень тревожности, количество страхов, диагностику коммуникативной сферы, агрессии, самооценки.

Следует помнить, что ребенок - это не набор функций, а еди­ный организм. Поэтому как уровень развития познавательной сферы влияет на результаты и качество проведения диагностики эмоцио­нально-личностной сферы, так и уровень тревожности, характер самооценки, количество страхов и т.д. будут влиять на различные виды познавательной деятельности: скорость и качество запоми­нания, работоспособность, колебание внимания, скорость мыс­лительных процессов, развитие моторики и произвольности.

Эти две сферы психической деятельности ребенка взаимосвя­заны: негативный эмоциональный фон может оказать сильное влияние на результаты диагностики познавательной деятельно­сти, а от уровня интеллекта зависит сама диагностика эмоцио­нальной сферы и эффективность дальнейшей психотерапии.

Под детской психотерапией понимают лечебное воздействие на психику ребенка вербальных и невербальных методов. Объек­том психотерапии являются внутренние конфликты ребенка, по­рождающие тревожность, с которыми он пытается справиться с помощью защитных механизмов. Цель психотерапии - разреше­ние этих конфликтов, снятие тревожности и ее внешних проявле­ний в виде невротических симптомов.

Изначально детская психотерапия существовала в виде детско­го психоанализа, основа которого была заложена Анной Фрейд (дочь З.Фрейда), работа которой «Введение в технику детского психоанализа», вышедшая в 1927 г., явилась плодом длительной психотерапевтической практики. А. Фрейд впервые описала струк­туру психики ребенка в момент тревожной ситуации и те способности с помощью которых ребенок сам может справиться с тревожностью (специфически детские защитные механизмы): детское фантазирование, отрицание в слове и действии, детская навязчивость. На основе этих представлений А. Фрейд разработала прин­ципы детской психотерапии, которые остаются базовыми для пси­хотерапевтов самых разных направлений. Основной детский кон­фликт происходит между желаниями ребенка и требованиями ок­ружающего мира. Изначально решается вопрос: «Что победит - принцип удовольствия или принцип реальности?» Для защиты от реальности появляется фантазирование как иллюзорная защита от действительности. Детская фантазия - это отрицание суще­ствования объективных источников тревоги и неудовольствия.

В процессе фантазирования внутренний конфликт выносится наружу, прорабатывается тем или иным спо­собом, а результат в силу размытости у ребенка границы между фантазированием и реальностью настолько же правдив для него, как если бы ситуация разрешилась в действительности.

Способы проработки, т.е. методы, которые использует пси­хотерапевт, основываются на представлении о том, что наибо­лее развитым у ребенка дошкольного возраста является нагляд­но-образное мышление, а ведущей деятельностью, согласно Д.Б.Эльконину, - игровая. Кроме того, ребенок в дошкольном возрасте автосуггестивен, т.е. для самоуспокоения может дли­тельное время повторять одни и те же стереотипные фразы, при­думанные им самим или услышанные от взрослого: «Моя мама скоро придет», «Я совсем большой, как папа». Из этого следует, что во всех психотерапевтических методах должен быть элемент фантазии и игры, а приобретенный ребенком опыт может быть представлен для него в виде коротких автосуггестивных фраз. Наиболее распространенными методами, используемыми в дет­ской психотерапии, являются игровая психотерапия, арттерапия, сказкотерапия.

Игровая психотерапия - метод, когда ребенок получает воз­можность «проиграть» свои чувства и проблемы. Для этого исполь­зуется специально оборудованный кабинет, в котором имеется определенный набор материалов, игрушек, костюмов, масок, т.е. все то, что достаточно быстро может помочь ребенку воспроизве­сти проблемную ситуацию. Эти предметы должны быть просты­ми, чтобы не подавлять спонтанного фантазирования ребенка, во время которого вырисовываются контуры проблемной ситуации. Ребенок может играть как в режиссерские игры с игрушками, в которых он принимает на себя по очереди роли всех персонажей, выступая в качестве «режиссера», так и сюжетно-роле вые игры с использованием костюмов, масок и т.д. Игровая терапия может быть директивной - психотерапевт явно берет на себя ответствен­ность за руководство и интерпретацию игры или недирективной - управление игры осуществляется неявным способом и, с точки зрения ребенка, терапевт выступает в роли стороннего наблюда­теля. И в том и в другом случае психотерапевт служит проводни­ком для ребенка в мире его конфликтов и фантазий.

Сказкотерапия как способ лечения сказками, по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - это процесс образования связи между ска­зочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказку либо рассказывает психотерапевт, либо врач и ребенок складывают сказку вместе. В случае совместного придумывания сказки врач постепенно и неторопливо проясняет суть проблемы (фокусировка), в ситуации рассказывания сказки он транслирует ребенку способы решения проблемы, заранее заложенные в ска­зочный сюжет. Психотерапевт может сам придумывать сказки, или брать известные ребенку сюжеты, в любом случае терапевтиче­ский эффект связан с особыми способом и планом изложения этой сказки. Сказкотерапия - это метод, который может исполь­зоваться для работы с детьми начиная с 3 лет, так как от него не требуются те операциональные системы, которые необходимы для игровой терапии или арттерапии, но у ребенка младшего до­школьного возраста еще не развиты.

Арттерапия - это лечение образом и изображением, позволя­ющее вывести конфликт на поверхность и проработать его с помощью изменения изображения, формы, уничтожения и т.д. В данном случае не важны сложность рисунка, его технические подробности, формальные характеристики, оригинальность, вы­чурность или, наоборот, стандартность. Важен конфликт, прое­цируемый с помощью изображения на бумагу. Психотерапевт не обращает внимания на технику изображения, не помогает рисо­вать, не исправляет рисунок.

В рамках этого вида терапии существуют спонтанное рисование и рисование на заданную врачом тему. При использовании второ­го способа важно помнить, психотерапевт не должен поощрять свободу фантазии, хотя дети занимаются арттерапией, которая, как может показаться на первый взгляд, активно развивает твор­ческое мышление. Все внимание концентрируется на конфликте. Ребенок не может свободно порождать любые образы, они фрустрируются психотерапевтом, так как выступают в роли защит, по­могающих избежать встречи с проблемой, уводящих от болезнен­ного контакта с ней. Неверно думать, что область арттерапии ле­жит в пределах рисования. Это и работа с пластилином, глиной, тестом, аппликацией. В ней также активно используется рисова­ние пальцами, ногами, даже бодиарт. Дети рисуют не только на бумаге за столом, но и на полу, на стенах. Для занятия арттерапи­ей нужно не только владеть определенными психотерапевтичес­кими техниками, но иметь специально подготовленное помещение, в котором можно спокойно работать, не боясь что-либо испачкать или испортить.

Все перечисленные методы часто используются в комплексе. Специалист в области детской психотерапии обязан владеть ими всеми, потому что нередко Сказкотерапия сопровождается актив­ной игровой деятельностью, многим упражнениям в арттерапии предшествует игровой сюжет или сказка и т.д. Психотерапевтические сеансы могут быть как индивидуальны­ми, так и групповыми (психотренинг). Но групповая работа воз­можна с детьми не моложе 6 - 7 лет из-за эгоцентричности дет­ского мышления.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющ. отклонения в психич. развитии и испытывающ. вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон. в психич. развитии яв-ся актуальной проблемой для специалистов, работающих с данной категорией детей.

Ее цель – развитие познавательной сферы детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Здесь будут решаться след. задачи:

Развитие эмоционально-делового и предметного общения;

Развитие предметных действий и предметной деятельности;

Накопление и расширение сенсорного опыта;

Развитие наглядно-действенного мышления;

Развитие мелкой моторики;

Развития и коррекция слухового внимания и восприятия

Ранний возраст в жизни ребенка яв-ся более ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, речи, интеллекта и личности определяют большие потенциальные возможности в коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно и предупредить вторичные нарушения. Контроль в этом возрасте необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивид. мер коррекции и профилактики направленных на создание условий для полноценного развития все сторон психики ребенка.

Началом кореек.-развивающей работы яв-ся этап диагностики. Основное назначение диагностики получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию. При диагностики ребенка выявляют: сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитии речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания.

Все занятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность не превышает 10 минут. Подходит следующая схема построения занятия:

1. Ритуал приветствия. Цель: настроить ребенка на предстоящую игровую ситуацию сформировать эмоциональный контакт.

2. Упражнения направленные на познавательное развитие, игры на сенсорное развитие, развитие и коррекцию слухового внимания и восприятия.

3. Упражнения направленные на физическое развитие: развитие и коррекцию мелкой моторики, развитие общих движений.

19. Особенности психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, лич­ностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощно­го существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаи­модействие взрослых в процессе воспитания ребенка обес­печивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного раз­вития. Созда­вая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-пси­хических затрат ему это будет стоить.

Старший дошкольный возраст непосредственно пред­шествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существен­ное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начина­ет занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправлен­ное развитие личности ребенка и познавательных психи­ческих процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вто­рых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).

Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологи­ческая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллекту­альная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее на практике работа со старшими дошкольниками сводит­ся к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первый этап школь­ного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учеб­ной программой современной школы: она составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он отстает от своих более продвину­тых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребен­ка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обуче­ния: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тет­радей, работы с дидактическим материалом и испытыва­ют целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возра­ста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает первокласс­нику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошколь­ного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетель­ствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Исследования показали, что к концу старшего дошколь­ного возраста не все дети достигают того уровня психоло­гической зрелости, который позволил бы им успешно пе­рейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, посту­пающего в школу.

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики.

3. Неправильное формирование способов учебной рабо­ты.

4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.

5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти

6. Низкий уровень развития самоконтроля.

Практический психолог детского сада может использо­вать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста, составленную с уче­том выделенных выше показателей. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его го­товности к систематическому обучению. Выполнение каж­дого задания демонстрирует сформированность у ребенка не только того психического познавательного процесса, на диагностику которого оно направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряженных с ним функций, уровень раз­вития которых в значительной мере определяет качество решения экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени психологической зрелости ребенка старшего дош­кольного возраста и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отстава­ние в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребен­ка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной незрелостью, минималь­ными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фак­тора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не зна­ют) те особенности нервной системы ребенка, которые ле­жат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воз­действиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и вос­питателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психичес­кого развития детей, знание которой позволит педагогу со­вместно с психологом не только правильно построить ра­боту с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квали­фицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической по­мощи – главное условие ее успешности и эффективности.

Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:

1. Единство диагностики и коррекции. Коррекционной работе предшествует диагностика. Диагностика способствует уточнению диагноза и позволяет оценить эффективность коррекционной работы.

2. Деятельностный принцип коррекции. Основным средством коррекционно-развивающего воздействия является взаимодействие взрослого и ребенка.

3. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Коррекционная работа с ребенком не будет эффекта за пределами зоны ближайшего развития.

4. Направленность психокоррекционной работы "сверху вниз", то есть на создание оптимальных условий для развития высших психических функций, которые будут способствовать компенсации недостатков элементарных психических процессов.

5. Принцип нормативности, то есть ориентация при проведении коррекционной работы и при оценке ее эффективности на эталоны развития в определенном возрастном периоде.

6. Учет системного характера психического развития. Коррекционная работа направлена на устранение причин отклонений в развитии.

7. Принцип "замещающих онтогенеза". Коррекционная работа должна начинаться с той "точки", с которой начались отклонения от оптимальной программы.

Таблица С

ОПИСАНИЕ И психологическом смысле приемов и способов психокоррекции

Способы воздействия

Возможные формы

Простое предложение

"Я предлагаю Вам сделать такое..."

Используется в ситуации, когда клиент фактически готов к предлагаемой действия, но из-за своей нерешительности не может ее начать.

Запрещается предлагать клиенту принятия жизненно важных решений.

Парадоксальная инструкция

"Предлагаю Вам продолжать то, что Вы делаете"

Доказательство противоречий клиента до такой степени, когда становится очевидным их непродуктивный характер. Некоторые клиенты начинают осознавать примитивность переживаний, вызывает данная ситуация. Нельзя предлагать ригидным, склонным к замятия личностям.

Фантазирование

"Представьте себе Вашу проблему. Опишите то, что Вы чувствуете, видите, слышите! Ли на эту проблему можно посмотреть иначе? Попробуйте это сделать. А, возможно, мы сможем еще что-то заметить в этой ситуации? Можно ли иначе объяснить поведение в ней других людей и свое собственное поведение? "

Спектр действия очень широк. Используют для воспроизведения и анализа травмирующих обстоятельств, выявление особенностей реагирования клиента на психогенную ситуацию, а также для коррекции поведения и переноса клиента в подобную ситуацию. Один из основных приемов развития рефлексии. Формирует у клиента способность по-разному смотреть на травмирующее фактор. Применять следует постоянно. Недопустима оценка высказываний, действий, переживаний, мыслей клиента. Психолог принимает интерпретации клиента и лишь хочет сказать ему, что клиент немного не учел в своем видении ситуации.

Приглашение клиента к новому видению ситуации

"Поскольку мы с вами выяснили, какой психологический эффект может иметь место в данной ситуации, то попробуйте не спешить с выводами, если столкнетесь с подобными обстоятельствами". "Итак, какой вы видите вашу ситуацию?"

Предусматривается обязательное расширение знаний и умений клиента по психологии, на базе которых клиенту предлагается четкая рекомендация: что психологически целесообразно делать в подобных ситуациях, а что делать не стоит.

Продолжение табл. С

Способы воздействия

Возможные формы

Самораскрытия психолога перед клиентом

"Вы знаете, со мной когда-то тоже случалось подобное... Отчетливо помню эти переживания. Как сейчас вижу себя в этой ситуации, свои действия, поведение."

Самораскрытия психолога заключается в том, чтобы максимально идентифицироваться с восприятием клиентом данной проблемы.

Можно использовать в начале интервью для установления контакта с клиентом. На стадии поиска альтернативных путей решения проблемы психолог рассказывает, как бы он вел себя в подобной ситуации, показывает, как можно в этой ситуации действовать.

Механизм

"обратной

"Очень хорошо вас понимаю... Да, вам можно посочувствовать... Охотно верю, что сразу и не знаешь, что ответить в подобной ситуации."

Позволяет клиенту понять, как психолог воспринимает его жизненную ситуацию и определить определенное эмоциональное отношение психолога к клиенту, в зависимости от четкости сигналов, посылаемых в ходе обратной связи.

Открытые вопросы

"Кто? Где? Когда? Почему? Как? Опишите в деталях вашу встречу с сыном после школы."

Позволяют получить дополнительную, относительно достоверную информацию о проблеме клиента.

Часто используется при анализе ситуации.

Закрытые вопросы

"Никак не могу понять, какую позицию вы занимаете: такую или такую..." (Дается точное описание каждого варианта поведения).

Применяют в тех случаях, когда клиент высказывается неясно, противоречиво, уклоняется от ответа.

Повтор-перевод

"Правильно ли я понял Вас? Вы говорите, что эта ситуация вызывает у Вас такие вот чувства..." (Дается их полное описание).

Позволяет убедить клиента, что психолог его понимает, а также выяснить некоторые обстоятельства.

Психолог анализирует ситуацию, поведение, действия, характерные переживания клиента.

Окончание табл. С

Способы воздействия

Возможные формы

Логическая цепочка

"Давайте попробуем проследить логику Ваших соображений, которыми переживаниями могут сопровождаться события, какие действия и поступков они Вас подталкивают?"

Прием показывает клиенту, чем на самом деле могут быть вызваны его переживания и позволяет ему спрогнозировать дальнейшие действия.

Используем для обучения клиента прогнозированию, для иллюстрации ошибочно выбранного способа поведения вследствие логично ложных соображений.

Эмоциональное резюме

"Давайте с Вами еще раз переживем тот момент. Вспомним все ошибки, отметим чувства, которые могли бы вызвать у Вас акцентированные обстоятельства"

Прием используется для облегчения понимания клиентом характера собственных переживаний, для выработки навыков "видения" мыслей и чувств, умение говорить о них.

Можно использовать в ходе всей работы с клиентом.

Выплывет-Юче резюме

"Итак, мы пришли с Вами к выводам, которые позволяют Вам изменить характер Вашего отношения к ситуации."

Дает возможность суммировать интервью, помогает клиенту сделать обобщения и конкретные шаги в реальной жизни.

Используют прием, как в ходе интервью на отдельных этапах, так и в конце его, подводя общий итог разговору.

8. опережая характер психокоррекции. Коррекционная работа направлена на формирование того, чего следует достичь в ближайшей перспективе в соответствии с законами возрастного развития и становления индивидуальности, а не на тренировку того, что уже достигнуто ребенком.

9. Принцип преемственности. Каждое следующее занятие планируется с учетом того, что достигнуто ребенком на предыдущем. Если ребенок не сумела выполнить предлагаемое задание, то на следующем занятии предлагают упрощенный его вариант.

10. Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, его интересов, способностей, социальной ситуации развития.

11. Эмоциональная насыщенность занятий. Ребенок должен получать удовольствие от психокоррекционных занятий.

Основные этапы психокоррекции при работе со школьниками такие: -диагноз;

Прогноз (предвидение дальнейшего развития личности при условии своевременной коррекции и при отсутствии таковой);

Создание психолого-педагогической коррекционной программы. В ней определяется цель, направления психокоррекции, приблизительное количество занятий, их периодичность, продолжительность занятий; перечисляются приемы и методы, которые будут использоваться. Обязательным является наличие в коррекционной программе психологической части, которую осуществляет психолог, и педагогической, которую психолог разрабатывает с родителями, социальными работниками, педагогами и т.д. и осуществления которой происходит под контролем психолога.

Выполнение психокоррекционной программы;

Анализ ее эффективности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Соликамский государственный педагогический институт»

Кафедра коррекционной педагогики и психологии

Принципы психокоррекции детей

Выполнила:

студентка 4 курса

ФЗО Афанасьева

Дарья Сергеевна

Проверила:

К.п.н., доцент кафедры педагогики

и частных методики

Соликамск, 2009г.

Введение

1. Коррекционно-развивающее направление в работе детского практического психолога

1.1 Общая характеристика методов психокоррекции как методов психологического воздействия

1.2 Принципы психокоррекции детей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. -- сог-rectio) означает поправку, частичное исправление или изменение. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

По мере развития практической психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в развитии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.

В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и направлений коррекционных воздействий -- от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

1. Коррекционно-развивающее направление в работе детского практического психолога

1.1 Общая характеристика методов психокоррекции как методов психологического воздействия

Л.С. Спиваковская рассматривает психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей. Г.В. Бурменская, О.Л. Карабанова, А.Г. Лидере понимают ее как метод психологического воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, или как совокупность приемов, используемых психологом для исправления психики или поведения психически здорового человека /2,320/.

В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздействия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.

Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием психотерапия. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, т.е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со спецификой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стране мнением, что психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией -- психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом.

А.А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности, ориентация на среднесрочную помощь, направленность на изменение поведения и развития личности /1, 24/. Основная цель психокоррекции здоровых детей (т.е. не отягощенных биологическими факторами отклонений в развитии) -- способствовать полноценному психическому и личностному развитию.

Теоретические модели психокоррекционных воздействий весьма разнообразны. Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.

В отечественной психологии цели психокоррекционной работы с детьми и подростками с проблемами в развитии определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направления в области постановки психокоррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития ребенка и подростка.

2. Развитие различных видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Психодинамическое направление -- это восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, в поведенческом направлении-- это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения.

В центре психодинамического подхода стоят вопросы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влечением, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Целью психологической коррекции в рамках этого направления является помощь ребенку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Однако в раннем возрасте этот метод использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического подхода было предложено два основных метода: игротерапия и арт-терапия. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы.

Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где личность рассматривается как неделимое целое, являющееся интегральной частью социума.

Роджеровское направление психокоррекции акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу психического здоровья, по мнению Роджерса, определяет соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности.

В когнитивном подходе выделяются два варианта психокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведенческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть понятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятельно. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание модели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, предлагается проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

В зависимости от формы организации коррекционной работы выделяются два ее основных вида: индивидуальная и групповая психокоррекция. В процессе индивидуальной психокоррекции происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка со стороны психолога, использующего для этого различные методы работы. При групповой психокоррекции работа ведется с группой детей, как правило, близких по возрасту и имеющих схожие проблемы. В этом случае воздействие на конкретного индивида осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников группы, в результате которого и достигаются цели психокоррекции.

В зависимости от коррекционных задач можно выделить следующие виды психокоррекции: игровая психокоррекция, семейная психокоррекция, нейропсихологическая коррекция, коррекция личностного роста и др.

По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.

Ряд авторов предлагают разделить психологическую коррекцию на три формы организации: общую, частную и специальную психокоррекции. Под общей психологической коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка. В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологии. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.

Частная психокоррекция -- это набор психолого-педагогических воздействий. То есть это специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и пр. Специальная психокоррекция -- это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности.

В практике психологической помощи детям с проблемами в развитии целесообразно различать следующие блоки психологической коррекции:

1. Коррекция эмоционального развития ребенка.

2. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.

3. Психологическая коррекция поведения детей и подростков,

4. Коррекция развития личности.

1.2 Принципы психокоррекции детей

Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.

В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симптомы у детей могут быть вызваны различными причинами и, вследствие этого, по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка. Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры дефекта и его причины. Сложность и своеобразие аномального развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов как основополагающих, отправных идей, является чрезвычайно важным в теории и практике психологической коррекции.

Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии /1,53/:

* Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).

* Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве -- игра, в младшем школьном детстве -- учебная деятельность) (Д.Б. Эльконин и др.).

* Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори).

Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

Второй принцип психологической коррекции -- это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» /1,55/.

Д.Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, спецификой ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. В ходе игровой психокоррекции с наибольшей глубиной отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время, психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Третий принцип психологической коррекции - принцип личностного подхода. Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этого принципа не всегда придерживаются в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр.

Четвертый принцип -- принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка: если это дошкольник -- в контексте игровой деятельности.

Эффективность коррекционного процесса у детей в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, например рисования, конструирования, танцев, драматизации и других.

Пятый принцип -- это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. В центр коррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка требует максимальной активности ребенка, и носит опережающий характер. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания лучше, чем просто тренировка памяти.

Шестой принцип -- каузальный принцип психологической коррекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.

Во-первых, психокоррекционный процесс -- это сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи.

Во-вторых, нельзя создать универсальную психокоррекционную программу для детей с проблемами в развитии.

В-третьих, коррекционная работа с ребенком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность.

В-четвертых, психологическая коррекция детей с проблемами в развитии носит опережающий, предвосхищающий характер.

В-пятых, специфика конкретных задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребенок.

Типовая модель коррекции основана на организации различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Традиционно выделяются две формы проведения психокоррекционных занятий -- индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности аффективных проблем.

Индивидуальная психологическая коррекция выбирается:

Если проблемы ребенка имеют индивидуальный, а не межличностный характер;

Если ребенок отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;

Если у ребенка наблюдаются выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.

Групповая форма психологической коррекции включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Психокоррекционная группа представляет собой искусственно созданную малую группу, в которой ребенок или подросток отражают свой коммуникативный потенциал и проблемы. Группа для ребенка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Групповую психокоррекцию детей с проблемами в развитии рекомендуется проводить в малых группах (4-7 человек). Когда количество участников в группе превышает 7 человек, то возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп, что снижает эффективность группового взаимодействия. Поскольку общение активно формируется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но не является ведущим видом деятельности, рекомендуется формировать микрогруппы численностью 2-3 человека.

Психокоррекционный процесс может быть кратковременным-(от 2 до б месяцев) или долговременным (от 1 года и выше). Продолжительность занятий зависит от задач психокоррекции, от психологических особенностей членов группы и от возраста участников психокоррекции.

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и блок контроля.

При составлении психокоррекционной программы для детей с поврежденным развитием необходимо ориентироваться на факторы, определяющие специфику поврежденного развития (локализация повреждения; время возникновения дефекта; особенности психического и физического развития ребенка до заболевания; особенности семейного воспитания ребенка).

С помощью метода поэтапного формирования контроля детям предлагается психокоррекция активации внимания исправление ошибок в их письменных работах, затем в разных заданиях другого рода (тест Бурдона, ошибки в узорах, смысловые несуразности в картинках и рассказах, различные лабиринты и пр.). Программа коррекции внимания включает в себя также специальные психотехнические игры, разработанные и успешно при * меняемые в спорте (Цзен Н.В. и Пахомов Ю.В., 1988). Использование этих игр вызывает у детей яркие положительные эмоции, способствует развитию не только свойств внимания, саморегуляции, но и навыков общения, совместного решения задач, переживаний, сопереживаний успеха.

Психологическая коррекция оперативной памяти включает и себя формирование у детей установки на запоминание. Целесообразно развивать рациональные способы запоминания с помощью специальных методов классификации, выделения смысловых опор, составления плана запоминания и ассоциативных приемов Для преодоления общей утомляемости детей применяется психологическая коррекция эмоциональных нарушений. Она должна способствовать снятию тревожности, повышать уверенность ребенка в эффективности занятий. С этой целью можно рекомендовать многообразные психорегулирующие тренировки.

Важное значение имеет охранительно-стимулирующий режим, который должен быть рекомендован ребенку врачом и аккуратно им выполняться. Психологу необходимо обратить внимание ребенка и родителей на выполнение режимных мероприятий. Главным направлением психокоррекции при церебропатии является исправление нарушений повеления у ребенка. Это успешно достигается с помощью повышения социальной активности больного ребенка в семье, в школе, правильной организации его жизнедеятельности. Аффективная неустойчивость, выраженные колебания работоспособности, недостаточность операционально-технических характеристик психической деятельности, часто наблюдаемые у детей с церебропатиями, успешно корригируются в процессе разнообразных предметно-практических манипуляций ребенка. С этой целью ребенку можно предложить игры со строительным материалом (мозаики, конструкторы, лего и пр.). Целесообразно использовать также рисование, лепку, аппликации как психокоррекционные техники. Не менее важным направлением психологической коррекции является работа с родителями. Перед психологом стоит задача дать родителям объективную информацию об эмоционально-волевых особенностях их ребенка, помочь понять его проблемы.

Психологическая коррекция детей и подростков с приобретенным слабоумием должна быть построена с учетом специфики дефекта. После перенесенного повреждения или заболевания у детей на этой стадии наблюдается грубое нарушение регуляции деятельности, изменение операциональной стороны деятельности, распад отдельных, сформированных до заболевания высших психических функций. Все это часто проявляется на фоне выраженной эмоциональной инертности, вялости, апатии или, наоборот, на фоне эмоциональной расторможенности. В связи с этим психо-коррекционная работа должна проводиться в двух направлениях:

Первое -- правильная организация жизнедеятельности ребенка в семье или в специальном учреждении.

Второе -- это обучение ребенка доступным ему видам деятельности (онтогенетическая ориентация психокоррекционного процесса).

В рамках первого направления необходима целенаправленная работа с родителями. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка. Это достигается следующими приемами:

Организация родительских ассоциаций и клубов с целью оказания взаимной поддержки родителям тяжело больных детей;

Психотерапевтическая работа с родителями, особенно с отцами больных детей;

Активное включение родителей в процесс психологической коррекции и диагностики. Присутствуя на занятиях, родители сами видят и оценивают потенциальные возможности ребенка, что способствует более адекватному восприятию проблем и перспектив его дальнейшего психического развития.

Второе направление содержит следующие задачи:

Обучение ребенка доступным видам предметно-практической деятельности;

Формирование навыков самообслуживания;

Формирование саморегуляции поведения и навыков общения.

Для реализации этих задач целесообразно использовать специальные методы, разработанные М. Монтессори - на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для развития психики детей с нарушениями в развитии. Разработанный автором методический материал пользуется огромной популярностью в лечебной педагогике.

Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития. Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка. Методической основой для использования дидактического набора М. Монтессори в психокоррекционной работе с детьми являются ее направленность на качественное развитие психических функций. Занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе детей. Время занятий колеблется от 30 до 60 минут.

Выделяются следующие требования к коррекционным упражнениям:

1. Упражнения должны иметь связь с реальной деятельностью, иметь осознаваемую ребенком цель.

2. Упражнения должны предъявляться с постепенно возрастающей сложностью.

3. Начальные упражнения по развитию сенсорных и элементарных практических навыков должны содержать возможность «механического контроля» допускаемых ошибок.

4. Материал для упражнений должен быть привлекательным для ребенка, иметь цветовую кодировку.

Заключение

В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием. Разработка принципов как основополагающих, отправных идей, является чрезвычайно важным в теории и практике психологической коррекции.

Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, спецификой ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал.

Принципы психологической коррекции: принцип комплексности, принцип личностного подхода, принцип деятельностного подхода, иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л.С. Выготского, каузальный принцип психологической коррекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.

Список использованной литературы

1. Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

2. Немов Р.С. Психология - М.: ВЛАДОС, 1999 - Кн.2 - 632с.

3. Психология: Словарь /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат, 1990 -494с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Книга 1 - М.: ВЛАДОС, 2004 - 384с.

5. Психолог в детском саду /Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина, В.В. Брефман, А.И. Булычева и др. - М.: РАО - 2003 - №5 - 24с.

Подобные документы

    Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

    презентация , добавлен 23.09.2014

    Характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста. Психологическое сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации. Анализ возможностей психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Виды консультативной помощи семье и основные принципы психокоррекционой модели. Особенности методов консультирования и коррекции, их виды. Этапы социально-психологической коррекции семейных отношений, стандартизированные психодиагностические методики.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Понятие подростковой агрессивности в отечественной и зарубежной психологии, ее специфика и условия возникновения. Характеристика психологических методов коррекции враждебного поведения детей. Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

    Понятие психологического здоровья, его структура, критерии нарушений. Принципы и виды коррекционной работы. Особенности составления психокоррекционных программ. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

    шпаргалка , добавлен 15.12.2011

    Понятие психокоррекции, ее отличие от психотерапии. Специфика общей, типовой и индивидуальной моделей коррекции, их взаимозависимость. Описание блоков психокоррекционного комплекса. Выбор формы и режима проведения занятий, подбор и комплектация групп.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Психологические особенности созависимого человека. Задачи программы по коррекции созависимости. Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Основные приёмы работы со сказкой, их дифференциация. Сказки для коррекции созависимого поведения.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей. Проявление эмоционального неблагополучия детей. Методы диагностики и коррекции, как средство преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2010

    История возникновения психолого-педагогической коррекции и ее принципы. Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи. Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию. Этика и этический кодекс психолога.

    лекция , добавлен 11.08.2009

    Сущность и отличительные особенности игротерапии, ее принципы и используемые приемы, особенности, условия и возможности применения в процессе психологической коррекции. Виды и формы реализации игротерапии на современном этапе, основные требования к ним.

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов. 4.7 из 5 (9 голоса)




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины