20.09.2019

Дистанционное обучение инвалидов в россии. Доступность высшего образования для инвалидов Высшее образование дистанционно на социолога для инвалидов


Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.

Дистанционное обучение инвалидов: варианты

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.

Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.

Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.

В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.

В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.

Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов

К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.

Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.

Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.

Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.

Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.

Shutterstock.com

Дистанционное обучение: достижения

В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.

Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Реализация прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам. С 1930 по 1960 г. вводились первые специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том числе в МВТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в Ленинграде, однако эта проблема являлась периферийной для государственной политики, общественного мнения и системы управления высшей школой в целом. Начиная с 1960-х гг. ряд центральных вузов принимает инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт), расширяется количество специальностей. Отметим, что до 1990-х гг. социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения институциональной основы политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции1. C 1990-х гг. политика в отношении инвалидов существенно изменяется, принимаются новые нормативные акты в согласии с международным гуманитарным правом: новая Конституция РФ, Закон РФ об образовании (1992), с поправками 1996 г., Закон РФ о социальной защите инвалидов (1996), Национальная доктрина образования в РФ (2000), ряд других нормативных актов, включая приказ Министерства образования Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов».
Разработка и принятие указанных законов запустили в действие новые схемы решения проблем инвалидности, были созданы соответствующие структуры при министерствах и ведомствах, выработаны новые механизмы установления инвалидности и реабилитации. В России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, посредством которых несколько вузов получили целевое финансирование на укреп - ление материально-технической базы высшего образования инвалидов2. Это позволяет увеличить прием инвалидов в вузы, расширить количество и вариативность образовательных программ, в том числе гуманитарного профиля.
Примеров вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет. До 2000 г. только три уполномоченных вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации продолжается создание и оснащение этих и ряда других модельных центров среднего и высшего профессионального образования, осуществляются другие меры по профессиональной реабилитации инвалидов. Кроме упомянутых выше трех вузов, с образовательными программами для инвалидов по госзаказу работают Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена (Санкт- Петербург).
Следует отметить, что помимо вузов, работающих по программам, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов. Так, в Челябинском государственном университете с 1992 г. обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов со всеми видами нарушений. Финансирование программы расширения доступности высшего образования осуществляется из проекта Темпус, внебюджетных средств вуза и средств Челябинской области, выделяемых органами образования, социальной защиты, другими властными структурами.
По данным управления специального образования при Министерстве образования Российской Федерации, за последние пять лет (1996-2000 гг.) прием инвалидов в вузы России увеличился втрое. Число студентов-инвалидов в российских вузах продолжает расти: с 5,4 тыс. человек в 2002 г. до 14,5 тыс. в 2003 г. В период с 1996 до 2003 г. удельный вес инвалидов среди студенчества вырос с 0,08 до 0,4%. Это положительная тенденция, хотя до европейского уровня здесь еще далеко (во Франции доля инвалидов среди студентов составляет 5%). Отметим, что статистика поступления инвалидов в вузы в России не учитывается при подсчетах рейтингов вузов, в отличие от показателей конкурса и объема внебюджетных средств, тогда как в Великобритании, например, от количества студентов, представляющих социальные группы бедных, мигрантов, инвалидов, а также от наличия программ подготовки этих абитуриентов к поступлению в вуз зависит объем целевого бюджетного финансирования.
В настоящее время сформировалось четыре основных направления деятельности вузов в этой области: специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; цен - тры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При этом общая концепция образования инвалидов варьируется от полной сегрегации к частичной или полной интеграции. В 2001 г. в 299 вузах системы Минобразования РФ обучалось 11 073 студента-инвалида, в том числе в политехнических - 4454 чел.; в классических университетах - 3591 чел.; в педагогических вузах - 2161 чел.; экономических - 840 чел. При этом, по данным управления специального образования Министерства образования РФ, число таких студентов распределялось в этих вузах неравномерно: в четырнадцати вузах обучалось более ста человек, в 52 - от 50 до 100, а количество студентов с инвалидностью во всех остальных вузах составляло несколько десятков.
В соответствии с подходом Министерства образования России, студент и инвалид - это два разных статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между индивидом, вузом и государством4. В связи с этим высшее образование инвалидов в целом представляется развивающимся по двум сценариям. В первом случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус обычного студента со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Положительные стороны подобной ситуации связаны, скорее, с моральной точкой зрения: речь идет о том, чтобы к инвалидам относились так же, как и ко всем остальным, так как это означает реальное равенство, уважение человеческого достоинства, партнерство. Вместе с тем при таком развитии событий многие студенты с инвалидностью оказываются исключенными из учебного процесса в силу неприспособленности вузовского образовательного пространства к их особенностям.
Во втором случае студент с инвалидностью имеет в вузе статус не только студента, но и инвалида. Это отражается в учебных планах, методах преподавания, в расчете нагрузки и особенностях штатного расписания высшего учебного заведения, а также в том спектре услуг и приспособлений вузовской среды, которые позволяют абитуриенту, а впоследствии студенту-инвалиду приобрести навыки учения, поведения в интегрированной среде, беспрепятственно добраться до нужного места в вузе, иметь доступ к специальной технике и библиотеке. При этом говорят о коррекционной составляющей учебного плана и реабилитационном компоненте высшего образования. Коррек- ционную составляющую финансирует Министерство образования, а реабилитационную компоненту обеспечивает регион.
Несмотря на все усилия, еще далеко до полной реализации прав людей с инвалидностью, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом. Получению качественного высшего образования инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, характерные для обществ со сложной стратификационной структурой. В частности, очень малое количество интегрированных программ в средних школах и целый комплекс других факторов сужают выбор в послешкольном и высшем образовании для молодых людей с инвалидностью.

Проблемы доступности высшего образования для инвалидов с точки зрения субъектов образовательного процесса

В проекте были проведены интервью с 34 экспертами в Саратове, Самаре, Москве, Челябинске, Санкт-Петербурге, осуществлен опрос преподавателей (N=106) и студентов в Саратове (N=266) и Челябинске (N=100)6, составлена база данных молодых инвалидов Саратовской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня (N=842). Задачей следующего этапа было установить особенности и проблемы интеграции с точки зрения студентов-инвалидов, а также мотивы и стратегии абитуриентов-инвалидов. Было собрано 11 интервью со студентами и 21 интервью со старшеклассниками в Саратове и Самаре. Кроме того, проведено два кейс-стади интеграции детей инвалидов в общеобразовательной школе в г. Самаре. Ниже мы представим анализ данных опроса студентов и преподавателей.
Как уже упоминалось, в Челябинском госуниверситете несколько лет успешно развивается программа интегрированного образования инвалидов, реализуется комплекс услуг довузовской подготовки и реабилитационного, социально-психологического сопровождения обучения в вузе. В вузах Саратова нам с трудом удавалось получить сведения о количестве студентов-инвалидов. Основным источником данных был студенческий профком, куда учащиеся обращались по социальным вопросам, однако эти данные нельзя назвать полными. Статистика по группам инвалидности и типам заболевания в вузах отсутствовала. Доля студентов-инвалидов в крупных вузах Саратова, несмотря на желание этой социальной группы получать высшее образование (по данным опросов и интервью), очень мала. Лидировал по числу студентов-инвалидов Саратовский госуниверситет, здесь в 2002/03 уч. г. на различных факультетах обучалось более 140 студентов-инвалидов, создан методический кабинет доступности образования.
В основание исследовательской программы было положено представление о том, что получение инвалидами высшего образования разворачивается в специфической социокультурной среде вуза, формируемой установками трех групп акторов - студенческой средой, преподавателями и вузовскими администраторами. Каждая из этих групп характеризуется своими особенностями восприятия рассматриваемой проблемы в силу различия ролевых позиций в учебном процессе. Мнение администрации вуза изучалось методом фокусированного интервью, в то время как студенты и преподаватели стали респондентами массового опроса. С учетом различий в организации программ в вузах Саратова и Челябинска, мы полагаем, что речь может идти о сравнении между обычным и интегрированным образованием в отношении таких индикаторов, как (а) осознание необходимости специальных навыков работы с инвалидами в стенах вуза, (б) отношение преподавателей к студентам с инвалидностью, (в) отношение студентов к инвалидности в целом и к своим товарищам с инвалидностью в частности.
Сравнение результатов опроса в саратовских и челябинских вузах показывает, что в среде интегрированного образования доля преподавателей, которые не ощущают потребность в особых знаниях и умениях при работе со студентами-инвалидами, существенно ниже - почти на 17%. Осознание потребности в специальных знаниях и умениях у педагогов, работающих с инвалидами, характеризует, скорее всего, такой уровень профессионализации, когда столкновение с реальностью учебного процесса стимулирует преподавателей на основе собственных возможностей организовывать учебный процесс в новых условиях.
Те, кто выразил потребность в обладании особыми знаниями и умениями, приблизительно в равной степени (ниже уровня ошибки выборки) представлены в Саратове и Челябинске, в то время как среди преподавателей Челябинска оказалась значительная группа респондентов, не определившихся с ответом (11,9%). Это преподаватели разных дисциплин, возраста, пола, объединенные тем обстоятельством, что их уверенность в достаточности собственных педагогических умений в новых условиях оказалась поколебленной.
Наличие особого психологического климата, в соответствии с гипотезой исследования, указывает на формирование культуры отношений в учебной группе, где с течением времени складываются характерные типы установок, ценностей и формы межличностной коммуникации. Включение в поле таких отношений студентов с инвалидностью является важным фактором, опосредующим характер коммуникаций в повседневной жизни учащихся и преподавателей. По данным опроса, в подобных группах существует особый климат, на что указывает около трети опрошенных, причем приблизительно в равной степени в Челябинске и в Саратове. Основными характеристиками такого климата, по мнению преподавателей, являются дружелюбие, дух партнерства и взаимопомощи.
Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза. По данным опроса преподавателей и студентов, отношение к инвалидам как к обычным студентам чаще проявляется в интегрированной среде Челябинского государственного университета: и учащиеся, и преподаватели этого вуза намного чаще (от 10 до 13%) оценивают такие отношения в студенческих группах как обычные. В данном случае позитивный результат интеграции проявляется в постепенном снижении напряженности в отношениях к инвалидам как к другим, необычным, непохожим на «обычных» учащихся вузов. «Нормализация» социальных отношений выражается в снижении уровня «особости». Количество тех, кто полагает, что к студентам-инвалидам в студенческой среде складывается особое отношение, у челябинских преподавателей почти вдвое ниже, чем среди саратовских вузовских работников.
Существенные различия в отношении к инвалидности в двух разных социальных контекстах свидетельствуют, на наш взгляд, о позитивном влиянии интегрированного образования на восприятие студентами и преподавателями учащихся с инвалидностью.
И все же доля тех студентов, которые относятся к инвалидам по-особому, остается довольно большой. В исследовании были выделены негативные и позитивные аспекты особого отношения к студентам-инвалидам (табл. 1).
Первое, что представляется важным в сравнительном анализе, - значительно более высокая (на 24%), чем в Саратове, доля челябинских студентов, полагающих, что в группах, где учатся инвалиды, им стараются оказывать моральную поддержку. Впрочем, этот показатель, хотя и в разных пропорциях, лидирует в обоих городах, а вот в Саратове на второе место вышел негативный аспект - респонденты считают, что инвалидов сторонятся. В Челябинске вторым по значимости (и это суждение отмечается почти в два раза чаще, чем в Саратове) стал вариант «помогают с учебой». Третье место по проценту ответивших в Саратове занимают два варианта: «помогают с передвижением» и «подшучивают» (по 21,6%), тогда как в Челябинске третьим по популярности оказался вариант помощи с передвижением (16,7%). Таким образом, в интегрированной среде студенты чаще отмечают позитивные аспекты «особых» отношений среди однокурсников.
Как позитивные, так и негативные аспекты отношения студентов к своим товарищам с инвалидностью по-разному объясняются в двух студенческих сообществах, различающихся по степени интегрированности социальной среды (табл. 2). По вопросу позитивной мотивации были выявлены значимые различия: в Саратове больший удельный вес имели такие показатели личной добродетели, как доброта отдельных студентов, необходимость помощи инвалидам ввиду их обделенности. В Челябинске большее значение приобретает уверенность респондентов в том, что студенты-инвалиды нуждаются лишь в моральной помощи, поскольку с учебой они и так справляются; кроме того, более важен факт личных отношений со студентами-инвалидами. Такие различия, на наш взгляд, обусловлены спецификой инклюзивной учебной среды - абстрактная доброта в ней сменяется реальной практикой поддержки, обусловленной личными отношениями с инвалидами, знанием их мотивации и способностей к учебе.

Причины негативных отношений, встречающихся в учебных группах, в которых обучаются инвалиды, тоже различаются в двух городах. В Саратове на первое место (вдвое чаще, чем в интегрированной учебной среде) вышло суждение о том, что в нашем обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Здесь чаще, чем в Челябинске, указывают на то, что специальность, по которой обучались инвалиды, им не подходит

Таблица 1

Таблица 2

(табл. 3). В свою очередь, челябинские студен - ты в большей степени, чем саратовские, проигнорировали позицию, которая отражают страхи сегрегированного общества («Некоторые не любят людей с инвалидностью, потому что боятся их»).
Противоречивые представления об инвалидности и неспособность нашего общества признать и принять людей с ограниченными возможностями отражаются в интервью с представителями вузовской администрации: «Я знаю одну девочку с физическим недостатком, которой отказали вузы нашего города, но ее приняли в вуз в Израиле. И сейчас она прекрасно там учится» (жен., 50 лет, Саратов). По сути, эта цитата иллюстрирует «инвалидность» отечественной системы высшего образования, на деле неспособной реализовать федеральное законодательство.
По мнению опрошенных, инвалидам нужно выбирать работу, которая бы не требовала «больших физических затрат: секретари, делопроизводители, библиотекари. Работа, которая требует отвечать только за себя, за результаты своего труда» (жен., 45 лет, Саратов). Между тем известны примеры, когда выпускники-инвалиды обучаются в аспирантуре и успешно защищают диссертации, работают преподавателями вузов, руководителями предприятий малого, среднего и даже крупного бизнеса, возглавляют общественные организации, становятся политиками.
По вопросу о наличии особого преподавательского отношения к учащимся с инвалидностью нами были выявлены незначительные различия у опрошенных студентов как из интегрированной, так и из обычной образовательной среды. Эффекты социальной интеграции проявляются в восприятии студентов-инвалидов как обычных учащихся. Челябинцы в большей степени уверены (различие с саратовцами в 7%) в том, что никакого особого отношения преподавателей к студентам с инвалидностью в их группе нет.
Представители ректоратов, сами будучи преподавателями, в интервью с нами подчеркивали особое трудолюбие, ответственность, присущие инвалидам, которые подчас не уступают и даже опережают своих сокурсников по успеваемости: «У нас есть инвалиды, которые учатся лучше, чем здоровые... Уже на старших курсах, поскольку они с большим интересом к учебе относятся, обычно они начинают выравниваться» (муж., 48 лет, Самара); «Хотя вот те инвалиды, которые учатся сейчас, неплохие знания показывают. Даже иногда лучше, чем нормальные. Почему? Не знаю? Может, им больше заниматься нечем? Все ведь по дискотекам, клубам, там, свидания, любовь - а у них этого нет. Вот и сидят, занимаются» (жен., 50 лет, Саратов). Упомянутое мнение об инвалидах как «асексуальных и закомплексованных» субъектах является стереотипом, и нам доводилось слышать его несколько раз, в том числе и относительно того, что вузовских выпускников с инвалидностью с особой охотой в качестве штатных сотрудников запрашивают частные предприятия, полагаясь на их особую усидчивость и добросовестность в работе.

В целом же, несмотря на все различия установок по отношению к студентам-инвалидам, большинство преподавателей (78%) проявляют высокий уровень согласия по вопросу о необходимости специальных мер.

Таблица 3

Отметим, что в Великобритании, где, несмотря на все усилия правительства, далеко не каждый вуз может похвастаться абсолютно доступной для всех средой, вышли из положения следующим образом. Для студентов с инвалидностью здесь существует специальное пособие (в частности, в Шотландии оно называется Disabled Students Allowance), которое позволяет им нанять своего сокурсника в качестве помощника. Законодательство о высшем образовании Шотландии требует от учреждений высшего образования публиковать меморандум по вопросам инвалидности. Эти положения о намерениях содержат информацию о проводимой политике и обеспечении обучения инвалидов, а также о планируемых действиях и достигнутом прогрессе. Студенты-инвалиды дневных отделений высших учебных заведений имеют право на пособие, если докажут, что их инвалидность влияет на возможность выбора той или иной специальности. Они могут требовать основное пособие для покрытия расходов на оплату экзаменов, для приобретения недорогого оборудования, а также специальное дополнительное пособие для приобретения дорогостоящего оборудования и средства для оплаты немедицинской индивидуальной помощи (персонального ассистента). Тем не менее шотландскими коллегами были вскрыты следующие ключевые аспекты, которые находят прямые параллели в нашем исследовании и которые следует учитывать высшим учебным заведениям. Прежде всего, это информация при поступлении. Исследование зафиксировало недостаток сведений о возможностях предоставления услуг и поддержки в вузе, а также замалчивание свой инвалидности абитуриентами. Во-вторых, речь идет о доступности физической среды - архитектурной, в первую очередь. Важно устранять препятствия, а не искать обходных путей, например, отправляя студента на домашнее обучение. В-третьих, это методы преподавания и проблема оценивания. Как показали интервью в Шотландии и России, методы преподавания, которые оказываются выигрышными для студентов-инвалидов, с большой вероятностью приносят пользу всем студентам. В связи с этим вузы могли бы предпринимать соответствующие усилия, чтобы повышать квалификацию персонала в вопросах эффективных методов обучения и этики коммуникации между преподавателем и студентом, особенно стуго оценивания качества знаний студента, когда во время сессии письменный экзаменационный ответ помечается не фамилией учащегося, а шифром. И поэтому желание как можно более чутко отнестись к студентам, вынужденным преодолевать дополнительные барьеры, чтобы продемонстрировать свои способности, может здесь вступать в конфликт с другими практиками, например, с требованием анонимного оценивания. Кроме того, институтам следует знать, что любое «принятие во внимание» должно оцениваться с позиций справедливости: студенты-инвалиды высказывались, что они стремятся к равным возможностям, а не к несправедливым преимуществам. Вот почему высшим учебным заведениям следует уяснить основные принципы: что такое «справедливость» в оценивании и как способствовать равенству возможностей для всех студентов в демонстрации их способностей. При этом все вузы обязаны отслеживать и оценивать обеспечение процесса высшего образования студентов-инвалидов, обязательно привлекая в процесс мониторинга самих студентов. Ведь их мнение - это самый авторитетный источник информации о потребностях и качестве услуг.

Образовательные потребности молодых инвалидов Саратовской области

В процессе реализации проекта к августу 2003 г. было осуществлено создание электронной базы данных по образовательным потребностям инвалидов. Базу данных после предварительной чистки и отбора релевантных документов составили 830 записей об инвалидах, собранные при помощи социальных работников и представителей районных МСЭК в г. Саратове и Саратовской области - городах Энгельсе, Ртищеве, ряде других городов, сел и поселков области. Информация предоставлялась клиентами МСЭК на добровольной основе, в основном в связи с желанием продолжать образование, поэтому записи содержат контактную информацию, в них указаны фамилия, имя и отчество, характер инвалидности и группа инвалидности. Возрастной состав инвалидов, состоящих в базе данных, варьирует от 16 до 35 лет, здесь состоит 46,7% женщин и, соответственно, 53,3% мужчин. Более половины записей (53,2%) содержат информацию об инвалидах третьей группы, менее 40% (36,9%) - об инвалидах второй группы, 6,8% отражают статус «ребенок-инвалид» и лишь в 3% указывается инвалидность первой группы - самая тяжелая степень инвалидности. Столь незначительная доля инвалидов первой группы отражает маргинальное положение этой социальной группы: можно предположить, что ее представители, скорее всего, не видят перспективы участвовать в проекте изучения образовательных потребностей из-за уверенности в невозможности получения образования. К сожалению, подтвердить эту гипотезу трудно, поскольку отсутствуют достоверные статистические данные о связи возраста и группы инвалидности.
Анализ материалов, содержащихся в базе данных, позволил установить, что в рассматриваемой группе преобладают безработные и незанятые (включая тех, кто заявил себе как о домохозяйке, или находящемся в отпуске по уходу за ребенком, или в длительном отпуску без сохранения заработной платы) - их более половины (52,4%). Основную часть безработных инвалидов составляют те инвалиды, которые приобрели инвалидность в течение жизни (среди лиц с приобретенной инвалидностью 66,6% безработных), среди инвалидов детства половина респондентов (50,4%) еще продолжают учебу в разных учебных заведениях.
Группа инвалидности оказывает значительное влияние на характер занятости - по мере возрастания степени инвалидности (от третьей группы к первой) уменьшается доля тех, кто занят на должностях, требующих высшего образования, и увеличивается количество незанятых. Так, 4,2% инвалидов третьей группы работают на должностях, требующих высшего образования, а доля безработных в этой группе составляет 38,6%. Среди лиц с самой тяжелой первой группой инвалидности нет тех, кто работает на должности, требующей высшего образования, а доля безработных выше почти в два раза, без работы здесь каждые три человека из четырех (73,7%) (табл. 4).
Анализируя базу данных, мы нашли свидетельства тому, что существует определенная зависимость между характером обучения инвалидов в средней школе, возможностью получения высшего образования и дальнейшей возможностью работать на должности, требующей высшего образования. Было установлено, что диплом о высшем образовании имеет каждый третий инвалид, закончивший обычную среднюю школу (33%), в то время как среди тех, кто заканчивал специализированную школу-интернат, и тех, кто проходил обучение на дому, лишь каждый пятый имеет диплом о высшем образовании (23% и 21% соответственно). Следует отметить, что получение высшего образование не гарантирует для инвалидов должности, соответствующей квалификации: лишь 16,4% обладателей дипломов вузов работают на должности, требующей высшего образования, более половины выпускников вузов являются безработными (54,1%) (табл. 5).

В целом, опираясь на эти данные, можно предположить, что вузовский диплом предоставляет его обладателю некоторые преимущества на рынке труда по сравнению с дипломом о среднем специальном образовании - среди выпускников средних специальных учебных заведений незанятых лиц значимо больше (62,6%).

Таблица 4

Таблица 5

Выводы

Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление инвалидов в вуз проблематичным. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов. Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов, необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств. Внебюджетные средства расходуются на базовые нужды вузов, при этом особые потребности инвалидов при ремонте и реконструкции помещений не учитываются. Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Существует несколько частных вузов, которые привлекают спонсоров для поддержки образовательных программ для инвалидов.

Доступность понимается респондентами в связи с возможностью свободы выбора факультета и специальности и отсутствия финансовых, бюрократических или иных социальных барьеров. Доступность системы высшего образования гарантирована инвалидам Федеральным законом об образовании. Способы реализации политики доступности высшего образования для инвалидов различаются в вузах. Единичные примеры учреждений высшего профессионального образования теперь приняли и реализуют внутренний распорядок в отношении к обучающимся здесь инвалидам. Недавние инициативы в этих вузах возымели положительный эффект на абитуриентов и студентов с инвалидностью, число которых растет, как и число вузов, в которых открываются программы довузовской подготовки инвалидов, специальные центры и факультеты. Политика высшего образования для инвалидов ориентируется на инвалидов как социальное меньшинство, оставляя за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, выбор образовательной программы и места обучения: большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных регионах, что существенно сужает образовательный выбор инвалида.

Высшее образование инвалидов развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному отношению, которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии со стороны общества, и, в частности, в скрытых дискриминирующих практиках, реализуемых приемными комиссиями. Централизованную помощь в процессе обучения инвалиды получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных условий в основном зависит от усилий семьи, иногда от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов. Административные работники хотя и признают необходимость расширения доступности высшего образования, но во избежание лишних неприятностей предпочитают не разворачивать широкомасштабных мероприятий по социально-образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мотивация абитуриентов-инвалидов к поступлению в вуз снижается в случае низкого качества подготовки в интернатах, из-за страха мэйнстримной, т. е. наличной, неприспособленной среды, отсутствия специальных приспособлений и оборудования в вузах, затрудненной мобильности ввиду отсутствия специального транспорта. Некоторые студенты приходят в вуз прямо после школы, где они получили неплохую подготовку и где поощрялось их стремление к дальнейшему образовательному росту. Многие респонденты-старшеклассники демонстрировали неверие в свои силы и психологическую неготовность обучаться в вузе. Опросы экспертов среди инвалидов, в качестве которых выступали лидеры общественных организаций, показывают, что статус инвалида во многом зависит от систематических усилий родителей инвалида по продвижению ребенка в структуре образования. Отказываясь от помещения ребенка-инвалида в специализированный интернат, родители вступают в борьбу с косностью, бюрократичностью и стереотипностью системы советского, а сейчас российского института образования. Притязания самих студентов-инвалидов на получение высшего образования, безусловно, сопряжены с установками семьи. Однако чаще поступают в вузы инвалиды, имевшие опыт интегрированного образования. Опыт совместного обучения инвалидов и неинвалидов снимает страхи и напряжения по поводу коммуникаций со студенческой средой и добавляет последним уверенности в доступности для них учебного материала. Интеграция должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования. Важной проблемой является задержка принятия Закона о специальном образовании, который призван отрегулировать политику интеграции и другие ключевые вопросы образования инвалидов.
Доступность качественного высшего образования снижается в отсутствие так называемой реабилитационной компоненты высшего образования, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться наряду с образовательными услугами. Для многих студентов-инвалидов ситуация ухудшается в силу низкого экономического статуса их семей, что выражается в недостаточных условиях домашней подготовки, отсутствии телефона, компьютера, электронной коммуникации. Академический опыт студентов-инвалидов сильно различается в разных вузах и на различных факультетах. Отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как определяется инвалидность, доступны ли инвалидам необходимые услуги, а также от индивидуальных качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя. Внеакадемические аспекты высшего образования - не менее важный фактор успешного обучения. Преподаватели делают акцент на положительной роли интеграции для личностного роста студентов-неинвалидов. Студенты с инвалидностью, в свою очередь, получают большие возможности социального опыта в интегрированной среде. В большинстве вузов не предоставляется никаких программ переподготовки или повышения квалификации преподавателей, работающих с инвалидами, тогда как сами преподаватели считают вопрос переподготовки и разработки специальных методик актуальным. Студент-инвалид в типовых вузах далеко не всегда считает нужным записать себя как инвалида, поскольку не имеет уверенности в том, какие услуги ему полагаются, не возымеет ли негативный эффект это самораскрытие, а также в том, следует ли ему занимать исключительную позицию в отношениях с преподавателями и однокурсниками.
В настоящее время у абитуриентов с инвалидностью есть только две альтернативы. Первая - поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда, где преподаватели, вероятнее всего, не подготовлены к работе с инвалидами. Еще одна альтернатива - отправляться в другой регион, где такая среда есть. Здесь же возникает еще одна проблема, связанная с тем, что студент, приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей реабилитационной программы, что затруднено в силу рассогласованности ведомств, неотлажен- ности данной процедуры.
Отечественные вузы в разное время и по разным причинам начинали работу по обучению инвалидов и приобретали этот бесценный опыт. В некоторых случаях такое решение принималось правительством, в иных ситуациях инициатива принадлежала руководителю высшего учебного заведения или кому-то из его команды. При этом, как правило, речь шла о «специализации» вуза на той иной категории инвалидов. Источники и степень образовательной интеграции представляют собой другие основания для сравнения: в некоторых случаях программа осуществляется при поддержке Министерства образования, в иных - при поддержке зарубежных фондов. В отдельных вузах сформировался «традиционный» набор предложений для абитуриентов-инвалидов, например, компьютерные технологии и дизайн. В других вузах предложения меняются в зависимости от набора на те или иные специальности.

Примечания

  1. См.: Малева Т., Васин С. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Pro et Contra». 2001. Т. 6, № 3. С. 80-105.
  2. Президентская программа «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»); президентская комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов на 20002005 гг.»; федеральная программа «Развитие образования России»; федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005); государственная научная программа «Университеты России»; федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» (базовая технологическая программа «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы»).
  3. См.: Птушкин Г. С. Организация профессионального обучения в специальном государственном образовательном учреждении // Профессиональное образование инвалидов. М., 2000. С. 70-88; Саркисян Л. А. Об интегрированном обучении в Московском институте-интернате // Там же. С. 22-25; Станевский А. Г. Проектирование содержания университетского технического образования инвалидов по слуху // Там же. С. 85-88.
  4. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации. Материалы предоставлены Т. Волосовец, Министерство образования РФ, 2003 г.
  5. Там же.
  6. Выражаем признательность за помощь в проведении опроса в ЧелГУ сотрудникам этого университета во главе с проф. Е. А. Мартыновой.

Любой гражданин обладает правом на высшее образование. Реализовать его можно при изъявлении желания и пройдя соответствующие испытания на заинтересовавшую его профессию. Не лишены такой возможности и инвалиды. В статье расскажем про льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ в 2019 году, рассмотрим порядок оформления.

Кому доступны льготы при поступлении в ВУЗ

Получение высшего образования на льготной основе отдельной категории граждан регулирует правовой акт № 185-ФЗ от 02.07.13г. в котором оговорены условия приема и основания для обучения студентов, имеющих статус инвалидности. Благодаря тому, что на государственном уровне ведется работа по поддержанию получения профессии инвалидам у них появляется возможность интеграции в социуме, адаптироваться среди окружающих его людей и состояться как профессионал и как личность.

Законодательством установлено кто имеет право воспользоваться льготами при поступлении в ВУЗ с прохождением обязательных испытаний:

  • Дети инвалиды;
  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Инвалиды с детства;
  • Граждане, получившие инвалидность после военной травмы или заболевание в период военной службы;
  • Дети сироты (или оставшиеся без родительского попечения);
  • Некоторые ветераны боевых действий.

При этом существует несколько способов зачисления на льготной основе:

  • Зачисление без вступительных экзаменов;
  • Зачисление на бюджетную форму обучения с успешным прохождением вступительных испытаний;
  • Преимущественные права, при конкуренции с абитуриентом по конкурсу на одно место, передают льготнику.

Льготные группы студентов принимаются на факультет по предоставляемой ежегодной квоте от государства, которая составляет не меньше, чем 10% от основного потока кандидатов.

Какие льготы положены на подготовительном отделении

Каждое учебное заведение предоставляет подготовительные группы обучения. Они созданы для подготовки поступающих в высшие учебные заведения на базе ЕГЭ. На них также распространяются льготные условия для поступающих впервые:

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Дети инвалиды;
  • Дети сироты, оставшиеся без родительской опеки. Читайте также статью: → « ».
  • Абитуриенты до 20 лет, на попечении которых один родитель инвалид 1 группы;
  • Пострадавшие от Чернобыльской АЭС.

Все вышеперечисленные виды кандидатов должны иметь на руках документы о полном среднем образовании.

Правом зачисления без вступительных испытаний наделены:

  • Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • Призеры чемпионата Европы, мира, занявшие 1 место;
  • Победители и призеры школьных общероссийских и международных олимпиад;
  • Призеры и чемпионы всеукраинских олимпиад, сборных, ученических, принимавших участие в международных общеобразовательных олимпиадах.

Результаты участников соревнований, олимпиад принимаются к зачету в течение четырех последних лет, после года участия в данных мероприятиях.

О преимуществах в случае успешного прохождения экзаменов

В процессе экзаменации, преимущество, при одинаковом количестве набираемых баллах у кандидатов на бюджетное обучение, свободное место передается лицу входящему в льготную группу испытуемых:

  • Выпускники учебных заведений, находящихся в ведении федеральных государственных структур;
  • Детям военнослужащих, которые уволены в силу возраста, по состоянию здоровья при этом совокупный стаж службы составил 20 и более лет;
  • Абитуриенты, имеющие право обучения на бакалавра за счет федерального бюджета.

Иные группы кандидатов, которые могут рассчитывать на право зачисления по федеральной программе обучения в ВУЗах:

  • Призеры и победители школьных олимпиад за предыдущие четыре года, которые поступают с профильной подготовкой на бакалавриат или специалитет;
  • Поступать без прохождения вступительных экзаменов на обучение с соответствующей профильной подготовкой по специальностям и отраслям которые соответствуют проводимым олимпиадам;
  • Результаты лиц, успешно прошедших вступительные испытания и прошедшие дополнительную подготовку по профильной специальности, приравниваются к максимальным баллам по ЕГЭ.

Успешно прошедшим дополнительные профильные испытания дается преимущество при поступлении на обучение по федеральной программе бесплатно.

Какие документы предоставляет абитуриент инвалид

Поступающему в ВУЗ по льготной программе при прохождении экзаменов следует осознано подойти к выбору учебного заведения. Льгота инвалидам и группам лиц, имеющих преимущества предоставляется одиножды, до исполнения 20 лет. Абитуриентам инвалидам 1 и 2 групп, инвалидам с детства комиссия предоставляет дополнительно до 1,5 часов на подготовку в период прохождения экзамена.

Исчерпывающий перечень документов при поступлении по льготной программе:

  • Заявление о зачислении;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Свидетельство о среднем образовании;
  • Справки подтверждающие результаты ЕГЭ;
  • Справки о подтверждении инвалидности (удостоверение);
  • Фотографии 3х4.

Все льготы предоставляются инвалидам при прохождении обучения на подготовительном отделении, при первичном поступлении на бесплатной основе.

Способы предоставления и получения льготы

Чтобы льготной группе поступающих воспользоваться своими правами при прохождении процедуры зачисления в ВУЗ необходимо подтвердить законное право дополнительными документами. Для детей инвалидов с детства подробная медицинская карта с диагнозом болезни; у детей военнослужащих погибших при выполнении служебного долга справку с места работы родителя; для детей, у которых родители инвалиды, соответствующий рескрипт о состоянии родителей.

Комиссия и юридическая служба ВУЗа внимательно изучает каждый отдельно взятый случай индивидуально. Знакомится с личным делом абитуриента инвалида, его успехами, достижениями и наградами за участие в олимпиадах и соревнованиях. Читайте также статью: → « ».

Тщательно оценивает знания и потенциальные возможности, чтобы кандидат имел возможность использовать предоставленную ему льготу на бесплатное обучение и преимущества при поступлении для развития личности, получения качественного профессионального образования. В дальнейшем это поможет инвалиду достойно и беспрепятственно подыскать себе место работы, интегрироваться в социальное общество, построить успешную карьеру, несмотря на ограничения из-за болезни.

Причины отказа при поступлении в ВУЗ

Государство гарантирует получение профильного образования инвалидам всех групп и обеспечивает условия по обеспечении и реализации льготных программ для поступления в ВУЗы. Если кандидат счел свою оценку заниженной у него есть право составить апелляцию, подать ее в соответствующие структуры для пересмотра результатов экзамена.

Для объективной и справедливой оценки поступающих ВУЗ создаются вступительные испытания, соответствующие базовым знаниям, профильным требованиям экзамена. В тест включают только те вопросы которые проходили в процессе обучения в общеобразовательных заведениях.

Апелляционная комиссия вправе оценить промежуточные результаты, тесты ЕГЭ в школах и прочие испытания для подтверждения правильности оценки уровня знаний абитуриента инвалида. Также учебные заведения не могут отказать поступающему по причине отсутствия условий для жизнедеятельности инвалида в стенах ВУЗа. По закону он обязан обеспечить доступ ко всем кафедрам, общественным помещениям для перемещения инвалида на коляске (если это необходимо).

На каких условиях предоставляется общежитие инвалиду

Общежитие обеспечивает беспрепятственный доступ для иногородних и международных студентов, имеет все условия для комфортного проживания. Созданный администрацией студенческий совет дает возможность участвовать в общественной жизни ВУЗа и общаться со сверстниками и одногрупниками. За проживание взимается плата, состоящая из платы за аренду жилья и компенсации коммунальных услуг, взимается ежемесячно.

Для льготной категории абитуриентов инвалидов 1 и 2 групп, детей сирот или оставшихся без попечения родителей, инвалидам с детства, студенты инвалиды получившие военную травму рядах российской армии, студенты, пострадавшие при аварии на ЧАЭС, лица имеющие социальные преимущества предусмотрено освобождение от платы за пользование жилым помещением общежития.

Льготы и выплаты студенту инвалиду

Администрация ВУЗа по письменному обращению студента инвалида 1 и 2 группы предоставляется право на получение индивидуальной материальной помощи. Также в отдельных случаях студентам инвалидам назначается стипендия учащегося и социальная.

Для того чтобы студенту получить льготу на выплату социальной стипендии ему нужно обратиться в службу социальной поддержки по месту жительства с соответствующим заявлением. Подтверждение права на получение социальной помощи требуется предоставлять ежегодно. Читайте также статью: → « ».

Студентам, имеющим задолженности в учебе выплата стипендии учащегося прекращается вплоть до погашения всех долго перед кафедрой. После чего выплаты возобновляются в установленном порядке. Минимальные границы социальной стипендии составляют 730 рублей для учащихся в средних профессиональных заведениях, для студентов ВУЗов – 2010 рублей. Окончательную величину стипендии определяет администрация конкретного учебного заведения. Данные выплаты ежегодно пересматриваются, индексируются.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Родители абитуриента инвалиды 1 группы. Имеет ли он право на льготы при поступлении в Вуз?

Предусмотрено зачисление без экзаменов кандидатов, которые стали призерами и победителями Олимпиад и профильных соревнований. А также категории инвалидов 1 и 2 групп, дети инвалиды. Все поступающие имеющие право на льготу должны подтвердить ее документами.

Вопрос №2. Могут ли льготные студенты претендовать на место в общежитии в родном городе?

Место в общежитии для студентов учебных заведений предоставляется на основании территориальной удаленности от места жительства. Если студент прописан в пределах города или области претендовать на жилье в общежитии он не вправе.

Вопрос №3. Какая стипендия выплачивается студентам по целевому договору обучения? Положена ли социальная выплата?

Студентам очного обучения в ВУЗах назначается стипендия социальная – льготникам, академическая – по результатам сессии, определяется для каждого студента в зависимости от проявленных способностей. Целевой студент получает выплату на своем предприятии.

Вопрос №4. Какие льготы предоставляются студентам в городском транспорте?

Для льготного проезда в городском и пригородном сообщении нужно предъявить ученический билет и оформить проездной абонемент. Скидка предусмотрена до 50%, если нет других льготных условий.

Вопрос №5. Может ли студент обратиться за помощью в ближайшую к ВУЗу поликлинику.

Да, по российскому законодательству, на основании прописки или временной регистрации гражданин имеет право прикрепиться к лечебному учреждению. Там же пройти бесплатную медкомиссию один раз в три года.

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование инвалидов

Гарантии инвалидам в сфере образования

В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.

1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.

2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:

    основного общего;

    среднего (полного) общего

    начального профессионального;

    среднего профессионального;

    высшего профессионального.

3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:

Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

    приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

    адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:

В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

5. Обеспечение:

    инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;

    инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.

6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:

    на уровне Российской Федерации;

    в отдельных субъектах РФ.

7. Право на неоднократное бесплатное профессиональное образование, согласно п. 7 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании »:

"Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Особенности приема инвалидов в вузы

Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 2895 "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования " предусмотрено, что прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться:

Согласно п. 3.4, прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка .

К лицам с ограниченными возможностями здоровья в данном случае относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии:

  • слабослышащие;

  • слабовидящие;

    с тяжелыми нарушениями речи;

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.

"Приемная комиссия на официальном сайте высшего учебного заведения и на информационном стенде до начала приема документов размещает не позднее 1 февраля информацию, подписанную председателем приемной комиссии, об особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья" (пп. 21-21.1).

"Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие на момент зачисления в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании " право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, предоставляют заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных учреждениях" (п. 29).

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы

Особенности проведения вступительных испытаний в вузы для различных категорий инвалидов конкретно определены в документе "Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования ", утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2895, а конкретно - в главе VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья .

Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов?

На основании приказа Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов » для профессионального обучения инвалидов создана система образовательных учреждений, включающих в себя:

Федеральные головные центры по обучению инвалидов

    по обучению инвалидов, имеющих нарушение слуха, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана";

    по обучению инвалидов, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата , - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный институт-интернат";

    по обучению инвалидов, имеющих нарушение зрения, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" (г. Санкт-Петербург);

    по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный технический университет";

    по обучению инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии, по педагогическим специальностям - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский педагогический государственный университет".

Окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов

Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера

В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей.

Студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

Формы профессионального обучения безработных инвалидов

Профессиональное обучение безработных инвалидов может проводиться в следующих формах [См. постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения »]:

    профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

    обучение инвалида, имеющего профессию, второй профессии для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемой профессии;

    повышение квалификации инвалида с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

    стажировка для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков;

    повышение квалификации с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся у инвалида профессии, а также изучение новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

Безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по указанным формам.

Материалы по темесоциальная защита и социальная поддержка инвалидов,
а также материалы по проблеме получения образования инвалидами:

    Социальная поддержка инвалидов. Социальная поддержка инвалидов в России

    Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. - М.: Эксмо, 2012. С. 79-87.

НАША АКАДЕМИЯ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРВОЙ
В.А.Чистяков СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта

Современные информационно-педагогические технологии дистанционного обучения. сочетая в cебе преимущества быстроразвивающихся компьютерных и телекоммуникационных систем, выдвигаются на передние позиции массовой образовательной деятельности, в том числе и в сфере физической культуры и спорта.
Развитиe глобальных информационных технологий, постоянное совершенсшенствование их структуры и качества предоставляемых услуг позволяет в настоящее время обеспечить эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Ограниченные физические и материальные возможности инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, затрудняют образование и трудоустройство. Дистанционное обучение (ДО) - это возможность для инвалида получить профессиональное образование. Для человека с ограниченными возможностями естественными требованиями к ДО являются:
- возможность получения, не выходя из дома, информации о востребованности тех или иных специалистов на рынке труда, об условиях обучения, о преподаваемых специальностях, о факультетах и их программах;
- возможность заочного зачисления в вуз по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного обучения на ДО);
- нерегламентированная общая и "курсовая" продолжительность обучения;
- дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
- возможность консультаций по телефону, Internet или по почте;
- льготная стоимость обучения;
- безналичная оплата обучения и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте).
Следует отметить, что во всех Российских вузах дистанционное обучение платное. Местами очень дорогое (до нескольких тысяч долларов за семестр). Правда, в некоторых случаях инвалидам при оплате ДО делается скидка (до 30%).
Можно констатировать, что на сегодняшний день предоставление услуг, связанных с продажей информационных технологий, востребовано и имеет ярко выраженную коммерческую направленность. А отсюда, как следствие, бурный рост предложений. Три года назад суммарное количество сайтов, посвященных общим проблемам дистанционного обучения исчерпывалось тремя десятками, основным поставщиком которых являлось Министерство образования России. Каково же было мое удивление, когда в начале марта 2004 года я обнаружил в Internet более 1100 сайтов, связанных не с общими проблемами дистанционного обучения, а с развитием и внедрением систем дистанционного обучения для инвалидов.
Как же обстоят дела с дистанционным обучением в СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта?
В нашей Академии создана, пожалуй, самая современная система дистанционного обучения. Система адаптирована к задачам, стоящим перед вузами физической культуры. Разработан и апробирован алгоритм сжатия информации, позволяющий резко сократить время обмена информацией между сервером и конечным пользователем. Система не критична к типу операционной системы (начиная с Windows 95) конечного потребителя информации. Создана и постоянно используется технология издания мультимедийных учебников и учебных пособий. В разработке системы дистанционного обучения, созданной в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. II. Ф. Лесгафта, принимали участие сотрудники Академии, являющиеся признанными специалистами, как и России, так и за рубежом в области адаптивной физической культуры, психологии и физиологии инвалидов, суммарный стаж научно-практической деятельности которых, насчитывает десятки лет.
И чего же не хватает?
Наша беда - это катастрофическое отсутствие денег.
Многие вузы физической культуры выделяют серьезные деньги для поддержания своих сайтов, наша же Академия, к сожалению, испытывает трудности с оплатой выделенной линии подключения к Интернету сервера для организации полномасштабного дистанционного обучения, хотя все научные и технические предпосылки для этого созданы.
К счастью, в отечественном опыте есть примеры успешного решения подобного рода проблем. Так депутаты Законодательного собрания Челябинской области еще в 2002 году предусматривали в бюджете-2003 расходы на создание в городах Южного Урала центров дистанционного обучения инвалидов.
Челябинский государственный университет создал целую систему обучения инвалидов и планирует ее расширение (Челябинская ГРТК, 04.12. 2002).
Аналогичным образом решаются задачи в Алтайском крае, в Общественном объединении по защите инвалидов с детства "АКСАНА. (Татария). Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки положение с системой дистанционного обучения инвалидов в сфере физической культуры и спорта необходимо, как можно скорее, организовать на базе крупнейшей Российской Академии физической культуры, а именно СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта Федеральный центр, имеющий свой бюджет и перспективный план работы. По возможности, укомплектовать его специалистами, получающими достойную зарплату, хотя опыт нашей академии, - это опыт энтузиастов. Следует понимать, что выделяемые финансовые ресурсы в первую очередь будут направлены на обучение инвалидов, на решение важнейших реабилитационных и образовательных задач.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины