29.06.2019

Хронологический паспортный возраст. Расхождение паспортного и биологического возраста. Беседовала Оксана Орловская


Слово Возраст имеет несколько значений:

1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.
3. Психологический возраст (по самоощущению) - насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.
4. Психологический возраст со стороны - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.

Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.

Психологический возраст

Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.

? Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-хлетнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!

Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.

Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?».
Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Различные взгляды психологов на понятие возраст

Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки.

Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями.

Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек.

Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоционапьной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении.

При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

Отечественные исследования возраста

Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий, жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), пределенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста . В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде какихлибо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это - поворотные пункты в детском развитии.

Возрастное развитие ребенка

Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционнным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности, и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением.

При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность - адаптация , индивидуализация и интеграция , в которых происходит перестройка структуры личности.

Паспортный возраст

Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, ной находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылкидля усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

Сензитивность

Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным.

Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста .

1) Время окостенения скелета

4) Вторичные половые признаки

Наследственность;

Конституция человека;

Определение готовности детей к обучению в школе

Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях



Морфофункциональный - состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.

Интеллектуальный или умственный - память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.

Личностный - отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.

Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе?

Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в медицинскую карту ребенка по форме 026/у.

Сюда входит

Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек - гинеколога.

Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.

Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.

В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.

Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если

Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.



Группы здоровья 1, 2, 3.

Тест Керна Йерасека

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.

Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.

Вся организационная и практическая работа по медицинскому контролю должна проводиться в тесном контакте с комитетами по физической культуре и спорту, которые возглавляют руководство всей работой по физкультуре и спорту.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом является обязательным и осуществляется в форме регулярных медицинских осмотров:

· а) первичных - перед началом занятий физическими упражнениями и спортом;

· б) повторных - в процессе занятий;

· в) дополнительных осмотров перед ответственными соревнованиями.

Индивидуальное развитие организма биологический и паспортный возраст

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).

Критерии установления биологического возраста:

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если:

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Критерии определения биологического возраста:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

Наследственность;

Конституция человека;

Зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Наиболее важный аспект – связь биологического возраста с внешними (экзогенными) факторами, особенно в экстремальных условиях окружающей среды. Окружающая среда – это комплекс не только природных, но и социальных условий. Особую роль среди внешних факторов играют антропогенные, то есть создаваемые деятельностью самого человека. При благоприятных климатических и, особенно, социальных условиях биологический возраст несколько отстает от хронологического. Противоположная картина отмечается, например, в условиях сильного стресса (фашистские концлагеря), повышения фона ионизирующей радиации (чернобыльцы).

Весьма значительно и влияние социальных факторов: в группах с повышенным долголетием широко распространены традиции уважения к старикам, их особый социальный статус. Чрезвычайно важна роль социальных преобразований, направленных на повышение здоровья, при освоении новых экстремальных экологических ниш, таких как космос, вахтовые поселения на севере, в пустыне и т.д.

23 Октября 2012

Жизнь на склоне
Не умирай раньше смерти! – этот девиз поэта по-своему используют психотерапевты

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Ирина Рощина.

– Ирина Федоровна, кто-то из писателей однажды не без изящества сказал: «Каждый человек сам выбирает себе возраст». С вашей точки зрения, этот девиз может оказывать психотерапевтическое влияние на того, кто в него поверит?

– Думаю, да. Дело в том, что в практической работе психологи иногда встречают такие феномены. И обнаруживается, что есть люди, которые обладают самоощущением определенного возраста. Он может быть больше реального возраста или наоборот – меньше. Замечательная актриса Алла Сергеевна Демидова писала, что она всю сознательную жизнь чувствовала себя на сорок лет. Знаю человека уже почтенного возраста, который не раз говорил мне: «Как ни удивительно, но я все время ощущаю себя на 38 лет. Мне кажется, что это какой-то мой базисный возраст. Я когда и моложе был и когда стал старше этого возраста, все равно продолжаю себя ощущать в этом возрастном диапазоне».

Безусловно, это ощущение есть не у всех. Во всяком случае, восприятие человеком своего возраста в контексте всей жизни, к сожалению, исследовано в психологии недостаточно. Характеристика человеческого возраста возможна с разных позиций. Скажем, есть хронологический (паспортный) возраст – это тот срок, который вы на данный момент прожили. Есть биологический возраст, который определяется не паспортными данными, а состоянием различных систем организма и скоростью их возрастных изменений. То есть можно по совокупности биологических параметров, отражающих состояние сердечно-сосудистой, эндокринной и др. систем организма, узнать биологический возраст человека. Разные системы организма изменяются с возрастом в разном темпе. У кого-то раньше начинаются изменения в эндокринной системе, у кого-то в сердечно-сосудистой системе.

Есть еще понятие и психологического возраста, которое научно мало разработано. Это то, как человек себя ощущает в данный момент жизни. Пока анализ этих состояний сводится к метафорическим описаниям, таким как «бодрость духа», «ясность мысли» и т.д.

Подводя итог, можно сказать: если биологический возраст опережает хронологический, мы имеем дело с ускоренным старением. Если же все выглядит наоборот – мы говорим о том, что человек стареет медленнее и успешнее.

Важно понимать, что каждый из нас стареет индивидуально. Конечно, есть общие закономерности этого этапа жизни, но персонально на качества старости каждого из нас влияет то, как мы прожили предыдущие годы своей жизни. В этом контексте очень важно, как пожилой человек использует опыт предыдущих этапов своей жизни, и то, насколько он научился использовать сознательно или невольно наработанные стратегии саморегуляции для борьбы с теми изменениями, которые с годами в нас происходят. Если человек находит в себе и для себя различные способы саморегуляции и пользуется ими, то это приводит к гармоничному ощущению себя в старости. И в молодости, и при старении мы можем быть здоровыми или переносить болезни, что, конечно же, влияет на организм, психику, продолжительность жизни и на то ощущение возраста, о котором вы спросили.

– Можем ли мы при этом предполагать, что есть национальные, этнические особенности старения, возраста, отношения к старости?

– Конечно. Потому, что человек и его психика определяются биологическими, психологическими и социальными факторами. А это и образ жизни, и привычки, правила, стереотипы и даже предрассудки той среды, в которых протекает жизнь каждого из нас. Это все нельзя сбрасывать со счета. С другой стороны, есть биологические факторы, обуславливающие, скажем, генетическую предрасположенность к каким-то болезням, и это в итоге может проявиться как у жителя высокоразвитой страны, так и у того, кто живет в менее комфортной для существования среде.

Но, безусловно, еще и другое: общество, которое заботливо и ответственно относится к старению каждого своего гражданина, делает старость людей благополучной, обеспеченной и, если хотите, радостной. Тут огромную роль играют как материальные, так и моральные условия, а также уровень психологической культуры общества.

Кроме этого, если говорить о национальных особенностях, можно вспомнить, что в восточных культурах (а в России такие регионы представлены в полной мере) отношение к старикам традиционно замечательное. В человеке, прожившем долгую жизнь, окружающие априори видят мудреца, советчика, наставника. Отсюда уважение, внимание и даже послушание. Причем это соблюдается и по отношению к тем старцам, которые вовсе не обладают этими важными для своего возраста качествами и не являются носителем мудрости своего народа. Можно говорить, что при таких традициях и молодые, и зрелые люди чувствуют себя уверенно, зная, что в старости их ждет такое же уважение и понимание.

– А такое понятие, как «красивая старость», психология как наука признает и как-то комментирует?

– Это понятие связано, конечно же, не только с внешним видом старого человека, а скорее определяется особенностями личности и делами и достижениями человека. Если человек все предыдущие этапы своего существования развивался, сознательно работал над собой, то и в старости он живет интересно, активно, отыскивая для себя какие-то новые возможности, занятия, контакты. Это включает в себя и расширение круга интересов, и достижение новых реальных целей. Конечно, резкая смена образа жизни в определенном возрасте уже нежелательна. Но тот, кто набирал с годами мудрость и опыт, это и сам понимает. Главное, что таких людей не жизнь ведет, а они – ее. То, что личность может развиваться до конца жизни, доказано всеми исследованиями. Это во-первых. А во-вторых, если раньше между старостью и болезнью всегда ставился знак равенства, то есть преобладало отношение к старости как к болезни, то сегодня это представление начинает в обществе меняться. Хотя это процесс нелегкий. Например, еще нередко срабатывает странная целесообразность: стоит ли прилагать значительные усилия для лечения тех, кто все равно уже заканчивает свою жизнь.

– Вы хотите об этом поговорить?

– Это, конечно же, в корне неверная позиция. Ее нельзя оправдать ни профессионально, ни морально. Но в нашем обществе, мне кажется, с осуждением аморальности такого отношения к больным старым людям дело обстоит не лучшим образом. Помимо падения нравов сказываются многие социальные проблемы, превращающие пожилых людей в изгоев, лишних членов семьи и т.д.

– Но нередко у нас можно наблюдать активность пожилых людей в общественном поле. Взять те же митинги. Казалось бы, пассионарность, активность с годами уходит, но некоторые пожилые люди находят для себя некие компенсаторы, когда вдруг выходят на площадь – что-нибудь требовать или защищать…

– Тут все зависит от конкретного человека. Понимание перспективы жизни у пожилых людей иное. Оно ограничено продолжительностью оставшейся жизни, и поэтому нужно ставить перед собой реальные, выполнимые задачи. Но чувство долга перед родными, близкими, перед собой – оно никуда не исчезает. Вот оно и заставляет одних доводить до ума домашние, семейные дела, находить смыслы и цели именно в этом. А есть те, чье сознание всегда было включено в общественные сферы, и это тоже не исчезло. И вот такие старые активисты могут находить удовлетворение в митинге, собрании, встрече с депутатом, в публичной критике сложившегося порядка вещей…

– Понятно, что улучшить социальные условия для стариков, поднять пенсии ваша наука не в силах. Но все-таки какова роль психологии, психиатрии в поддержании этого слоя общества в нормальном психологическом, духовном состоянии?

– Врачи-психиатры занимаются лечением психических заболеваний в позднем возрасте. Есть даже такое направление в психиатрии – геронтопсихиатрия. Психиатры лечат весь спектр психических заболеваний у больных в позднем возрасте. Важной особенностью лечения больных в позднем возрасте является комплексный подход к больному. Потому что старость – это такой возраст, когда соматическая и психическая сферы человека находятся в тесном взаимодействии. Поэтому обострение любого хронического заболевания (желудка, почек, сердца) приводит к ухудшению психического состояния больного. И наоборот – если подлечить хроническое соматическое заболевание, то улучшается и психический статус пациента.

В проблемах старения есть, конечно, и психологическая составляющая. А значит, есть психологи, хотя их явно недостаточно, которые работают с пожилыми пациентами. Они хорошо знают психологические особенности нормального и патологического старения, владеют методами диагностики вариантов нормального и болезненного старения, проводят коррекционно-реабилитационные занятия, занимаются тренингом памяти и других функций, а также другими формами поддержки психического здоровья пожилых и старых людей.

Кстати, когнитивный тренинг необходим и здоровому стареющему человеку. Особенно это важно для тех, кому за 50. С этой возрастной черты уже требуются тренировка памяти, внимания, мышления. Это должно быть регулярной дополнительной нагрузкой, которые американцы образно называют «массажем мозга».

– У нас уже не вызывают зрительский смех фразы из американских фильмов вроде «Ты был сегодня у своего психотерапевта?» или «У тебя проблема? Ты хочешь об этом поговорить?»

– Я не хочу сказать, что у нас в этом смысле проблема психологической помощи достигла американских масштабов. Но, несмотря на то что личный психолог есть далеко не у каждого даже в Москве, возможность получения психологической помощи становится все более реальной. Это выражается прежде всего в том, что люди уже не боятся пойти на прием к психологу. К психиатру за лечением, конечно, пойдет не каждый. Остается довольно стойкое и несправедливое предубеждение против психиатрического лечения. Но обращаться за психологической помощью для себя и для детей стали многие.

Сложнее дело обстоит с пожилыми людьми. Они очень обделены психологической помощью и часто за ней приходят в поликлинику – к терапевту, невропатологу.

У нас была удачная научная программа, когда в обычной районной поликлинике был организован специальный кабинет для пожилых людей, который мы, чтобы никого не пугать, поименовали табличкой «психоневролог». В этот кабинет терапевты, другие специалисты направляли преимущественно пожилых людей с психическими проблемами. У них психиатры, психологи обнаруживали депрессивные расстройства и другие симптомы психического неблагополучия. С пациентами тщательно и внимательно работали психиатры и психологи, занимались лечением, психокоррекцией, психотерапией. Пожилым пациентам очень нравилось отношение к ним, они отмечали существенное улучшение качества своей жизни. Но потом, к сожалению, этот кабинет закрыли, и работа была прервана. При этом часть пациентов довольно долго после этого приезжала на амбулаторный прием к нам в НЦПЗ.

– Им важно было общение?

– Общение тоже. Но главным все-таки была профессиональная клинико-психологическая помощь. Мы же их консультировали, выписывали лекарства, психологи занимались с ними когнитивным тренингом, другими методами психотерапии. И то, что они к нам возвращались и очень высоко оценивали получаемую помощь, говорит об эффективности нашей работы и необходимости развития амбулаторной геронтологической службы.

– Я не сомневаюсь. Вы же специалисты. Но когда таковых поблизости нет, их место занимают шарлатаны, целители всего и вся. Одни просто изображают чудо-врачей, другие за счет ловких манипуляций втираются в доверие, и дальше, сами знаете, что происходит…

– Да, это действительно широко распространено. И никто эту, проблему серьезно не решает. Я могу говорить об этом как психолог. Это объясняется тем, что у многих пожилых людей снижаются критические возможности. Они становятся очень доверчивыми. Бдительность ослабевает, увеличивается вера в чудные исцеления и легкие способы что-то выиграть, получить дешевое и эффективное лекарство. Когда пожилые люди лишены возможности получать качественную медицинскую помощь, у них вольно или невольно возникает вера в чудесную таблетку от всех болезней. Но разумного человека, который стареет активно, критично, такими психологическими фокусами убедить невозможно.

– С другой стороны, и молодые люди попадаются на эти махинации! И все потому, что плохо образованны, легковерны. У меня есть пытливые студенты, которые читают много современной литературы. Приходит такой студент с новостью: «Слышали? Нашли лекарство против старения…»

– И мне приходится напоминать, что старение – это сложнейший системный процесс возрастных изменений во всех системах организма и никакой чудо-таблеткой его не замедлить и уж тем более не остановить. Гораздо более правильно утверждать, что к активной успешной старости нужно готовиться смолоду. Уровень образования, полученный в молодости, способность достигать поставленные цели, жизненный оптимизм – все это определяет качество старости, что подтверждается огромным числом примеров.

– Это верно. Но при этом нельзя обойти вопрос, который занимает всех людей: что с возрастом происходит с нашей памятью?

– С памятью происходят изменения, которые характерны и для других психических функций. По мере старения снижаются темп и объем психической деятельности, что сказывается на объеме запоминания новой информации, возрастает забывчивость на текущие события. То есть любой здоровый пожилой человек, как правило, признает, что память у него стала хуже. Причем память на прошлое остается хорошей, а вот события, только что произошедшие, запоминаются хуже. Но это не мешает нормальной жизни. Пожилые люди понимают, что они довольно быстро забывают элементы текущей жизни. Поэтому они применяют самые разные компенсаторные приемы – делают записи, кладут вещи на определенное место, снижают темп деятельности, тренируют память. А она действительно в определенных пределах поддается тренировке. Но, повторю, память на прошлое при нормальном старении практически не страдает. И произвольная память – тоже. Когда пожилой человек ставит себе задачу что-то запомнить, ему это неплохо удается. Да, требуется больше времени и усилий, но результат это оправдывает.

– Некоторые пожилые люди, например, учат стихи…

– Очень хорошо. Это как раз элементы когнитивного тренинга. Еще полезно работать с памятью на прошлое: вспоминать события, детали, даты. Также полезно тренировать память на текущие события, которая особенно подвержена возрастным изменениям. Поэтому все, что касается текущего запоминания – стихи, кроссворды, головоломки, загадки, решение задач и прочее, – несомненно, идет на пользу. Писать, читать, считать, запоминать – вся эта вербальная деятельность со словами чрезвычайно полезна. Главное, делать это в разумных объемах, предпочитая то, что больше нравится (с удовольствием!) и что имеет смысл для самого человека. Причем делать все надо не спеша. Тише едешь – больше запомнишь, я бы так перефразировала известную пословицу. Темп психической деятельности с возрастом снижается у всех. А импульсивное стремление к быстроте приводит к ошибкам, которые, естественно, раздражают и могут отвратить от действительно полезных занятий, снизить самооценку и т.д.

Я хочу подчеркнуть, что, безусловно, существует активное и успешное старение. Многое зависит от того, как человек прожил свою жизнь, как подготовился к старости, чем он в ней занят, какие нити связывают его с окружающими и с самим собой.

На мой взгляд, в шкале ценностей любого уходящего поколения на первом месте должно стоять и, я уверена, стоит чувство семьи, рода. Этот приоритет рождается из ощущения, понимания того, что ты еще можешь сделать для родных, близких. Многое решают чувства, из которых главное – это любовь. Тот, кто растет в атмосфере тепла, семейной гармонии, ощущает на себе любовь не только родителей, но и бабушек, дедушек, вырастает психологически более защищенным и психически здоровым. Роль старшего поколения в психическом здоровье последующих поколений семьи очень велика.

Возраст для женщины - это очень важно. Женщины любят мужчин помоложе биологически и постарше социально - с психологической стороной возраста я пока в сомнениях. Очевидно, что мужчина должен быть молодым жеребцом в постели и старейшиной на совещании совета директоров. Проницательным в бизнесе и легкомысленным на отдыхе или шопинге.

Как совместить в себе все эти качества, присущие разным возрастам? Добиться максимального разрыва между паспортным и биологическим возрастом.


После преодоления послеродовых мук в кроватки все мы очень похожи - маленькие - по 3-4. Очень похожие не только вес тела, но и состав тела, потому что среда обитания очень похожа - уровень сахара в крови наших мам примерно у всех одинаковый во время вынашивания. Да, да, да! Несмотря на разную генетику, сразу после рождения люди очень похожи - иначе бы их не путали в роддоме.

А потом вступают в силу факторы окружающей среды: борцы греко-римского стиля становятся непохожи на пианистов. Морфологические особенности очевидны уже в подростковом возрасте: сразу видно, кто ходил в спортивную школу, а кто музыкальную.

Что сильнее влияет на тело: наследственность или образ жизни? Решите сами из очевидных фактов или возьмете подсказку у британских ученых?

В юности «перемен требуют наши сердца» и чем старше человек, тем меньше диапазон адаптаций: физиологических, психологических и социальных.

Странно менять профессию в сорок лет, хотя кто-то это делает с юношеским задором.

С возрастом меньше обращаешь внимание на выпады дураков, хотя кому-то и в сорок лет выбивают зубы в пьяной драке.

Тело сорокалетнего хуже приспособлено к физическому труду, хотя некоторые ветераны выигрывают на соревнованиях у юниоров.

Если не обращать внимание на мозг, то по внешнему виду и состоянию зубов, кожи, скелета - суставов и мышц можно увидеть разрыв между паспортным и биологическим возрастом. А после трех фраз можно оценить и психологический возраст. Кто-то по одежде и цацкам пытается понять социальную зрелость.

Тренировки отнимают у меня 6 часов жизни в неделю, работа - 40. На поддержание социального здоровья я трачу почти в 7 раз больше жизни, чем на поддержание физического здоровья.

Но смысл жизни в сохранении самой жизни. Смысл жизни в сохранении тела, а не приобретении бумаг, которые подтвердят мой социальный статус.

Тема саморазвития и профессионального роста сечас так популярна, что книжное издательство Манна только об этом книжки и выпускает. Максимально полезные книги - его девиз.

Недавно встретил словосочетание «бумажный тигр». Какая разница, что у вас написано в паспорте, дипломе или сертификате соответствия. Проницательный ум всегда поймет кто вы и в каком возрасте: биологическом, психологическом и социальном.

Простой вопрос: сколько часов вы эксплуатировали свое тело под нагрузкой более 60% от максимума за последние семь дней и почему? Напишите ответ в комментарии. Самому интересному комментатору я отдам полчаса своей жизни - скайп консультацию .

С 1994 года




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины