12.07.2019

Как сохранить обоняние. Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Знакомство с точечным массажем


Или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему - как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, - это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, а конкретнее - зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Вкус

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем - я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Слух

Органы слуха - это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки - это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств - кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию - защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

Обсудим вместе. Почему поэт связывает слова «я живу» с органами чувств человека?

Ответ. Жизнь человека – это взаимодействие с окружающей средой, постоянный обмен веществ с ней. Чтобы жить, человеку необходимо ориентироваться в окружающей среде. А делает это он с помощью органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и других. Поэтому поэт так охарактеризовал свои ощущения.

Зрение

Вопрос. Рассмотрим различные предметы. Какие зрительные впечатления о них мы получили? Какие признаки предметов мы увидели? Согласны ли мы с выводом «Глаза – наши «окна» в мир?»

Ответ. Я согласен с этим выражением. Большую часть информации из внешнего мира мы получаем при помощи органов зрения. Мы можем определить цвет предмета, его размеры, расстояние до него, дать характеристику. При помощи органов зрения мы узнаем предметы, различаем людей, воспринимаем письменную речь.

Слух

Поиграем. Закроем глаза и постараемся определить, с какой стороны (слева, справа, сзади, спереди и т.д.) идет звук. Согласимся ли мы с выводом: «Слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?»

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Благодаря звукам мы ориентируемся в окружающей среде, можем общаться друг с другом, слышим звуки природы, музыку, избегаем опасность.

Вопрос. Объясни, почему нужно выполнять эти правила.

1. Старайся не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.

2. Не включай магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.

3. Не засовывай в ухо разные предметы.

4. Для чистки ушей используй ватный жгутик.

Ответ. Все это правила гигиены слуха. Громкая речь, музыка вызывает нарушение барабанной перепонки, слуховых косточек. При этом утомляются нервные окончания, что приводит к снижению слухового порога. Если засовывать в ухо различные предметы, то можно повредить внутреннее ухо, барабанную перепонку необходимо очищать уши от ушной серы, но делать это надо мягкими предметами.

Обоняние

Вопрос. Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?

Ответ. Обоняние – это способность воспринимать запахи. Запахов очень много. Распознать их позволяют специальные клетки, расположенные в слизистой оболочке носа. Мы различаем до четырех тысяч запахов, а вот собака в несколько раз больше. От чувствительных клеток информация поступает в мозг, где она анализируется.

Задание. Понюхаем различные вещества: духи, чеснок, хрен, цветок. Разделим запахи на две группы – приятные и неприятные.

Ответ. Приятные запахи – духи, цветы; неприятные запахи – чеснок, хрен.

Обсудим вместе. Понюхаем что-нибудь приятное, например вкусную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае мы почувствуем запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена? Объясним свои ответы.

Ответ. Мы чувствуем запахи, когда дышим через нос. Именно органы обоняния в первую очередь сообщают нам, что пища не испорчена. Во вторую очередь - это будут органы вкуса.

Вопрос. Подготовься к беседе. Подумай, как ответить на вопросы: «Почему во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи? Почему человек никогда не путает запах рыбы и запах цветов?»

Если у тебя дома есть кошка или собака, понаблюдай, как они реагируют на запахи. Расскажи об этом в классе.

Ответ. Во время насморка забиваются нервные окончания на слизистой носа. Кошка и собака когда что-то обнюхивают, расширяют ноздри, глубоко вдыхают воздух, дыхание у них учащается

Вкус

Задание. Положим на язык кусочек сахара. Подождем, пока он растает. Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем по нему другим кусочком сахара. В каком случае мы почувствовали вкус? Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Различить вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает».

Ответ. Да, такой вывод мы можем сделать. Чувствительные окончания на языке раздражаются только когда пища влажная. А слюна смачивает пищу.

Вопрос. Рассмотри рисунок. Прочитай подписи. Используя слова «слева», «справа», «спереди», «сзади», объясни, как разные части языка (зоны вкуса) различают кислый, сладкий, соленый, горький вкус.

Объясни, как ты понимаешь слово «дегустатор». Как ты считаешь, какие органы чувств особенно развиты у людей этой профессии?

Ответ. Задняя часть языка различает горький вкус. Левая и правая часть языка различает кислый вкус. Левая и правая часть ближе к кончику языка различает соленый вкус. Кончик "спереди" языка различает сладкий вкус. Дегустатор - это человек способный лучше других определять разные вкусы и запахи. У этих людей лучше других развиты органы обоняния и вкуса.

Осязание

1. Возьмем в руки кусочек льда, дотронемся до стакана с горячей водой, погладим ладонью мех. Что мы ощущаем (осязаем)? Сделаем вывод, ответив на вопрос: «Помогает ли осязание воспринимать мир?

2. Опустим руку в теплую воду. Что мы ощущаем. Измениться ли ощущение через несколько минут. Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Рука привыкла к температуре и перестала чувствовать тепло».

3. Проведем игру-упражнение «определи предмет на ощупь». Ученик опускает руку в мешок, не глядя выбирает предмет и на ощупь определяет, что это и из чего сделано.

Сравним сделанные нами выводы с текстом.

Ответ. 1. При помощи органов осязания мы воспринимаем окружающий мир – тепло, холод, поверхность предметов – мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые. От осязательных клеток сигналы идут в головной мозг и человек, даже с закрытыми глазами способен различать размер и форму предмета, реагировать на изменение температуры, отдергивать руку от горячего предмета или колющего предмета.

2. Сначала мы ощущаем тепло, а затем мозг перестает реагировать но поступающие сигналы. Это защитная реакция мозга. Так он защищается от утомления. А в быту говорят, рука привыкла.

3. Человек определяет предметы на ощупь В этом помогает опыт предыдущей жизни. А вот если попадется незнакомый предмет, то человек затруднится назвать что это.

5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство Геннадий Михайлович Кибардин

Сохранение обоняния и его тренировка

Уже с 20-25-летнего возраста мы чуть слабее улавливаем аромат, чем в детстве, а заметное снижение обонятельной функции наблюдается уже после 40 лет. Еще хуже различают запахи пожилые люди. Вследствие многократных воспалений слизистой оболочки носа у них уменьшается количество обонятельных клеток, ослабляется деятельность желез, выделяющих носовую слизь. Поэтому специалисты рекомендуют: берегите свой нос и обоняние смолоду. Для этого нужно запомнить и выполнять несколько простых правил.

1. Для укрепления мышц носа, а заодно рта и глотки время от времени читайте вслух. Слова произносите четко, внятно, громко, контролируя себя при произношении ряда согласных звуков (б, в, ж, м, п, т, ф, ш).

2. Регулярно выполняйте самое простое упражнение дыхательной гимнастики: закрыв рот, сделайте 5–6 медленных вдохов и выдохов через нос. При этом кисти рук положите на шею (сзади) или на верхнюю часть живота.

3. Как можно чаще проветривайте комнату, не забывайте стирать пыль с мебели, чаще делайте влажную уборку, гуляйте на свежем воздухе в парке или в лесу.

4. Если вы опыляете сад-огород и травите насекомых аэрозолями либо красите стены пульверизаторами, а дома насыпаете стиральный порошок в машину, то обязательно надевайте респиратор-«лепесток» или многослойную марлевую повязку.

Для улучшения обоняния можно выполнять два простых дыхательных упражнения. Делайте их в спокойной обстановке, предварительно опорожнив кишечник и мочевой пузырь. Упражнения лучше выполнять утром, желательно натощак.

А. Сесть прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а средним прижать крылья носа, после чего резко втянуть воздух через рот, сжать губы и надуть щеки.

Опустить подбородок на грудь, закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки, и как можно дольше оставаться в этом положении.

Поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через нос. После этого отнять большие пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Б. Выполните дыхательное упражнение из системы нэйян-гун: при вдохе кончик языка поднимается к нёбу, потом следует пауза (язык прикасается к нёбу) и выдох, во время которого язык приводится в обычное положение. Одновременно с этим надо произносить мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла.

Восприятие запахов у разных людей различно. Оно зависит даже от времени года. Как правило, острота обоняния повышается весной и летом.

Это можно объяснить тем, что солнечные лучи, благотворно влияя на весь организм и нервную систему, повышают и чувствительность к запахам. Некоторые люди отмечают цикличность в работе их обонятельного аппарата.

Во многом обоняние зависит также от общего физического состояния организма. Например, чувство голода обостряет восприятие запахов, однако длительное недоедание, истощение и утомление понижают его.

Обонятельная функция снижается у людей, злоупотребляющих алкоголем, у курильщиков, а также у тех, кто работает с вредными химическими веществами, у больных вазомоторным и аллергическим насморком, поллинозом, при зловонном насморке, а также при искривлении перегородки носа.

Из книги Канон врачебной науки автора Абу Али ибн Сина

Сохранение зубов здоровыми Кто хочет сохранить зубы в целости, должен соблюдать восемь правил. Так, следует избегать того, чтобы пища и питье постоянно портились в желудке по причине самого вещества пищи, то есть если она быстро подвергается порче, как, скажем, молоко,

Из книги Совершенствование мужской сексуальной энергии автора Мантэк Чиа

Сохранение полярности: что это значит - быть Ян? «Мудрец практикует Дао. Глупец только любуется им». Древняя даосская поговорка В процессе написания этой книги совместно с учителем Чиа я проинтервьюировал несколько десятков его студентов и меня глубоко поразила

Из книги Искусство любви автора Михалина Вислоцкая

ЧУВСТВО ОБОНЯНИЯ Сексуальные запахи являются, по всей вероятности, наиболее сильными из известных людям раздражителей, воздействующих на органы чувств. Мы знаем, например, какую важную роль играют запахи в жизни млекопитающих - собак и диких животных, которые во время

Из книги Ум человека автора Олег Геннадьевич Торсунов

Из книги Гистология автора Татьяна Дмитриевна Селезнева

Тема 28. ОРГАНЫ ВКУСА И ОБОНЯНИЯ Обонятельный анализатор состоит, как любой, из центрального и периферического отделов.Периферический отдел обонятельного анализатора представлен обонятельным полем – обонятельной выстилкой, которая находится на средней части верхней

Из книги Восточный массаж автора Александр Александрович Ханников

Сохранение привлекательности глаз Выразительность глаз во многом придают привлекательность человеку. Чтобы сохранить глаза чистыми, ясными и привлекательными, а также достичь быстрого утранения боли в глазах, головной боли, тяжести или распирания в голове, возникающих

Из книги Расшифрованная магия кристаллов воды автора Владимир Киврин

Очищение жилища и сохранение энергетической чистоты дома Если в квартире или доме замечены (боковым зрением) мелькающие тени, иногда пробирает холодок или боязнь, то перед праздником Крещения надо вдвоем очистить жилище. Все надо делать серьезно, с пониманием важности

Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Макс Лис

Сохранение активных мышц Доказано, что диета с низким потреблением белка, но достаточно калорийная, активизирует механизм, запрещающий активное разрушение мышц. Этот механизм, по-видимому, помогает организму выживать в условиях низкого потребления белка, спасая белок

Из книги Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда автора Георг Энрих

Сохранение Состояние естественного покоя заложено в нас от рождения. Соответственно, его можно либо развивать, либо оставить в изначальном виде, но тогда со временем есть риск утратить его совсем. Что касается сверхъестественного покоя, то он должен исходить от

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Глава 13 Механизм обоняния и его особенности Не каждый из нас знает, что структуры обонятельного анализатора человека принимают важнейшее участие в организации поведенческих реакций, эмоций, вегетативно-висцеральной регуляции, процессов памяти, регуляции активности

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Елена Юрьевна Зигалова

Механизм работы рецепторов обоняния Молекулы ароматических веществ, попадающие с током воздуха в носовую полость, растворяются в слизи, покрывающей обонятельный эпителий, и взаимодействуют с рецепторными белками, содержащимися в мембране ресничек обонятельных

Из книги Здоровый мужчина в вашем доме автора Елена Юрьевна Зигалова

Восстановление обоняния Читатель, ты уже знаешь, что обоняние для человека является одним из важных каналов познания окружающего мира и гармоничного развития личности. Малыш, у которого нарушено или полностью отсутствует восприятие запахов, не может правильно

Из книги автора

Предупредите потерю обоняния Часто потери обоняния можно избежать. Чтобы предупредить развитие аносмии, необходимо:– своевременно и правильно лечить простудные заболевания, не оставлять без должного лечения заболевания носа и придаточных пазух носа;– регулярно

Из книги автора

Орган обоняния Обонятельная область слизистой оболочки носа, которая у взрослого человека занимает 250–500 мм2 (верхняя носовая раковина и лежащая на этом же уровне зона носовой перегородки), покрыта обонятельным эпителием. Эпителий представлен тремя видами клеток:

Из книги автора

Орган обоняния Древние считали обоняние одним из величайших божественных даров человеку. И действительно, количество запахов, известных сегодня ученым, достигает 100 тысяч! «Есть много запахов, здоровых, молодых», – утверждал французский поэт Ш. Бодлер. Или ощущение М.

Инструкция

Не употребляйте продукты, вызывающие скопление слизи в обонятельной системе. Скапливаясь в носу и затрагивая нервные окончания, слизь снижает способность к нормальному восприятию запахов. Употребляйте меньше сыра, масла, молока и мороженного. Старайтесь меньше простывать. Длительное применение противопростудных средств может повлиять на ваше . Откажитесь от вредных привычек: курение, как и алкоголь, оказывает пагубное влияние на способность распознавать запахи.

Ешьте больше , содержащих цинк: чечевицы, грецких орехов и семян подсолнечника. Принимайте поливитаминные , в состав которых входит этот элемент. Поддерживайте свою физическую форму. Регулярные повысят остроту обоняния. Проводите больше времени на свежем воздухе. Работая с бытовой химией и насыпая стиральный в машину, надевайте марлевую повязку.

Выполняйте простые дыхательные упражнения, укрепить мышцы носа. Закройте рот и через нос сделайте пять медленных вдохов и выдохов. Кисти рук при этом должны лежать сзади на шее или на верхней части живота. Другое упражнение заключается в чтении вслух. Произносите слова громко и четко проговаривайте согласные звуки. Проветривайте квартиру как можно чаще, регулярно делайте влажную уборку. В качестве тренировки обоняния с завязанными глазами определяйте различные ароматы.


Определяйте запах при помощи нескольких коротких вдохов. Подобная тактика поможет вам правильно распознать его. Приобретите увлажнитель воздуха. Восприятие запахов улучшится при условии повышения влажности в носу. По возможности, избегайте неприятных запахов. Их длительное воздействие на слизистую может существенно снизить обоняние.

Видео по теме

Обратите внимание

В случае необъяснимой потери обоняния обратитесь к врачу: это может произойти не только вследствие банальной простуды, но и быть признаком повреждения обонятельного нерва, болезни Альцгеймера или Паркинсона.

Человек гордо называет себя «царем природы», но по многим показателям он изрядно уступает другим животным. Прежде всего, это относится к обонянию.

Из всех ощущений, присущих человеку, обоняние следует поставить на последнее место. Иногда оно спасает людям жизнь – помогает вовремя обнаружить утечку газа или забраковать несвежую пищу – и все же утрата обоняния не делает человека таким тяжелым инвалидом, как потеря слуха или зрения. С временной утратой обоняния люди часто сталкиваются, болея насморком, и переносится это довольно легко. Такая незначительная роль обоняния в человеческой жизни связана с его слабостью: оно не может иметь большого значения, поскольку дает слишком мало информации о мире.


Ослабление обоняния произошло в соответствии с основополагающими законами эволюциями: признак, переставший быть критичным для выживания и оставления потомства, не поддерживался естественным отбором. В происхождении человека большую роль сыграл переход к мясной пище, но это произошло не сразу: довольно долго древние приматы были «вегетарианцами». При поиске плодов среди листвы зрение играет более значительную роль, чем обоняние, и у слабовидящих особей было намного больше шансов погибнуть от голода, не оставив потомства, чем у индивидов с плохим нюхом. Но для того, чтобы некий признак закрепился, недостаточно, чтобы он не был вредным – нужно, чтобы он приносил какую-то пользу.


Разгадка лежит в образе жизни древних гоминид. Когда-то ученые строили представление о нем на примере самого близкого к человеку животного – шимпанзе. Этим обезьянам присущ промискуитет: любая самка в стае может спариваться с любым самцом, и только иерархия самцов как-то упорядочивает этот процесс, высокоранговым индивидам достается больше «подруг», чем низкоранговым. Дальнейшие исследования ископаемых приматов – в частности, ардипитеков – заставили внести коррективы в эту картину.


У самцов обезьян, которым присущ промискуитет, клыки значительно крупнее, чем у самок – ведь они в буквальном смысле «отвоевывают» себе право на размножение. У человека и его ископаемых предков такой черты нет, и это заставило американского антрополога О. Лавджоя предположить, что предки человека обеспечивали себе репродуктивный успех другим способом – создавая постоянные пары.


Стратегия моногамии свойственна всего 5% млекопитающих, и в основе ее лежит принцип «секс в обмен на пищу». Главная роль при выборе партнера принадлежит тому, кто вкладывает в потомство больше ресурсов – у приматов это самки, а наибольшие шансы в таких условиях имеют те самцы, которые лучше кормят своих «дам». В этом смысле самцы, лишенные хорошего обоняния в силу мутаций, были вне конкуренции.


Наибольшее количество пищи самка получает от самца в те дни, когда она наиболее привлекательна для него – во время овуляции, а в другое время он может вообще не самкой и не кормить ее. Наступление таких дней самцы определяют по запаху, инстинктивно реагируя на его изменение. Если же самец отличался слабым обонянием, изменение запаха не имело значения для него, он испытывал интерес к самке и кормил ее постоянно. Такие «кавалеры» больше нравились «дамам» и, соответственно, имели больше шансов оставить потомство. Ослабление обоняние – это цена, которую эволюционные предки человека заплатили за свою стратегию выживания вида.

Источники:

  • «Эволюция человека. Кн 1. Обезьяны, кости и гены», Марков А., 2011

г. Белгород

Методическая разработка

открытого урока

по окружающему миру

«Начальная школа 21 века»

Учебник «Окружающий мир» для 4 класса

Подготовила

МОУ СОШ № 47

Тема урока: « Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.»

Цели урока: - создать условия для осознания первостепенной роли органов чувств

человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире;

Обеспечить усвоение знаний об особенностях органов осязания,

вкуса и их функциях;

Способствовать воспитанию ценностей здорового образа жизни,

развитию умения осуществлять профилактические и закаливающие

процедуры.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Сегодня девизом нашего урока станут пословицы о здоровье. Вспомните их.

Как вы их понимаете?

(Здоровье дороже золота.

Здоровье всего дороже.

Здоровье дороже богатства.

Здоровье не купишь.)

Вот чему учит нас народная мудрость.

2. Этап повторения ранее изученного материала.

Диктант.

· Что является органом зрения? (Глаза)

· С какой стороны должен падать свет при чтении и письме? (Слева)

· На каком расстоянии должна быть книга при чтении и письме? (25-30 см)

· На каком расстоянии надо садиться от экрана, когда смотришь

телевизор? (3 метра)

· Что является органом слуха? (Уши)

· Как часто надо мыть уши? (Каждый день)

· Что вредит слуху? (Шум, резкие звуки, громкая музыка)

Давайте проверим. Кто ответил правильно на все вопросы?

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Посмотрите на таблицу. Сколько органов чувств есть у человека?

· Какой орган помогает нам чувствовать запахи? (Нос)

· С помощью какого органа мы определяем вкус продукта? (Язык)

· Как узнать, холодный предмет или тёплый? (Надо его потрогать)

А сегодня мы ответим на эти вопросы научным языком, познакомимся

с особенностями органов обоняния, осязания и вкуса, их функциями,

правилами ухода за ними.

4. Этап усвоения новых знаний.

Знакомство с органом обоняния.

Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?

- Выскажи предположение.

Понюхай что-нибудь приятное, например цветок, духи, вкусную пищу. Для этого

глубоко вдохни через нос. Затем зажми нос и глубоко вдохни ртом. В каком

случае ты почувствуешь запах? Постарайся объяснить свой ответ.

Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена?

Работа с учебником (стр. 29)

Рассмотри рисунок.

Нос-орган обоняния.

1. Носовая полость.

2. Обонятельные клетки.

Из чего состоит орган обоняния?

Прочитай текст. Расскажи, как мы чувствуем запахи.

Составление памятки.

Береги обоняние.

Никогда не ходи с мокрыми ногами или в сырой одежде. Одевайся так, чтобы не замёрзнуть и не перегреться.

Старайся не общаться с людьми, которые чихают и кашляют.

Чаще ешь свежие овощи и фрукты, особенно лук, чеснок, лимоны – в них содержатся вещества, которые помогают организму побороть простуду.

Никогда не нюхай незнакомые вещества и порошки.

Перечитайте памятку и поставьте себе оценку за выполнение правил.

Рассмотри рисунок.


- Расскажи, какие правила нужно соблюдать, если в комнате находится больной.

Знакомство с точечным массажем.

Запомните, массаж каких точек помогает при кашле, насморке, повышает

https://pandia.ru/text/78/114/images/image005_42.jpg" width="207" height="285">

(при насморке) (сопротивляемость (при кашле)

инфекции)

Сценка «Точечный массаж»

Организм наш очень сложный,
Надо быть с ним осторожным,
Если с детства ты ленив, -
Много ешь, весь день сонлив.
Редко делаешь зарядку,
Организм твой не в порядке.
- Чтобы вовсе не болеть,
Надо сильно захотеть,
Только обязательно

Слушайте внимательно -
Я открою Вам секрет:
Сложного в учебе нет.
Кашель, насморк и бронхит
Лечит пальчик Айболит.
- Девочки и мальчики!
Приготовьте пальчики!
Ищем пальчиком кружочек,
Нажимаем на звоночек:
Девять раз вращаем влево -
Выгоняем вирус смело.
- Девять раз вращаем вправо -
Удирает вирус! Браво!
Раз, два, три, да раз два три-
Прочь болезни изнутри!
-Только обязательно
Делай всё старательно.
Утром, вечером и днем
Нужно помнить об одном -
От болезней верный страж -
Это точечный массаж!

Что вы узнали об органе обоняния?

Физкультминутка.

Знакомство с органом вкуса.

- Выскажи предположение.

Вытри чистой салфеткой свой язык. А теперь быстро потри его сахаром.

Почувствуешь ли ты вкус? Согласишься ли ты с таким выводом: «Различать

вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает»?

Работа с учебником (стр. 31)

- Рассмотри рисунок

Язык – орган вкуса.

1. Основание языка чувствительно к горькому.

2. Края языка чувствительны к кислому и солёному.

3. Кончик языка чувствителен к сладкому.

- Жил на свете человек…

Гуляя по лугу, Марина искала травинку, с помощью которой можно свистеть,

дудеть… «Попробую вот эту», - подумала девочка и взяла её в рот. И тут же

выплюнула: «Ой, какая горечь!». Это была горькая полынь. Что помогло

Марине распознать горький вкус растения? Правильно ли поступила девочка,

взяв в рот незнакомое растение?

Сообщения детей на тему «Ядовитые растения» (вороний глаз, волчье лыко,

белена, ландыш).

Что вы узнали об органе вкуса?

Осязание.

Что такое осязание? Как это чувство помогает человеку воспринимать мир?

Выскажи предположение.

Какой орган осязания можно назвать главным? У каких людей лучше всего

развито осязание?

Проведём игру – упражнение «Определи на ощупь предмет».

Какое значение имеет для человека осязание?

5. Этап первичной проверки новых знаний.

Составь пары слов по образцу:

зрение – глаза

6. Этап закрепления новых знаний.

- Работа в парах.

«Сочинялки».

Продолжи рассказ.

Запахи осени.

Мы вошли в лес. Нас окружили запахи осени…

7. Этап подведения итога урока.

Что вы узнали об органах чувств?

Как их надо беречь?

Выставление оценок.

8. Этап рефлексии.

Продолжите предложение:

Я вспомнил…

Я узнал…

Я научился…

9. Домашнее задание.

Учебник страницы 29 – 31.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины