08.07.2019

Какие они, гормоны сердца? Нервно гуморальная регуляция работы сердца Вещество оказывающее тормозящее действие на работу сердца


Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
  2. Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

Цель урока:

Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Оборудование:

  1. Таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Сердечный цикл», «Сердечные клапаны».
  2. Разборная модель сердца.
  3. Тесты для проверки качества усвоения материала.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация учащихся.

Итог: подготовка учащихся к работе.

II. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите органы системы кровообращения.
  • Какие сосуды называются венами?
  • Какие сосуды называются артериями?
  • В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
  • Чем различается строение стенок вен и артерий?
  • Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?

2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?

(Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение».)

Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.

III. Изучение нового материала.

(Cообщение учащимся темы урока и цели урока.)

1. Местоположение и строение сердца человека.

(Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащихся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии.)

Учащиеся записывают в тетрадь:

2. Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение).

Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

3. Сердечный цикл.

(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения.)

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием таблицы «Сердечный цикл» и схемы «Сердечный цикл».)

Учитель чертит на доске или вывешивает заготовленную заранее таблицу. Учащиеся заполняют таблицу «Сердечный цикл» в тетрадях.

Итог:

Сердечный цикл (схема)

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

4. Автоматизм сердца .

(Рассказ учителя.)

Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)

Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?

Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.

На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.

5. Регуляция работы сердца.

(Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме.)

На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.

Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.

Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
  • Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
  • Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

(Решение: 70 х 40 = 2800 раз сердце сократилось за урок. 2800 х 150 = 4 20000 мл = 420 л крови перекачало сердце за урок.)

Итог: закрепление изученного материала.

V. Выводы по уроку.

Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.

VI. Проверка прочности усвоения нового материала .

(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.)

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3
б) 2
в) 4
г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин

VII. Задание на дом.

1. Выучить материал учебника.

2. Решить задачу:

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.

Тема «Кровеносная система»

Вариант 1 .

1. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это:

1) вены малого круга кровообращения; 2) вены большого круга кровообращения;

3) артерии малого и большого кругов кровообращения; 4) капилляры малого и большого кругов кровообращения.

2. Какая кровь течет в венах большого круга кровообращения:

1) венозная; 2) артериальная; 3) насыщенная кислородом; 4) смешанная.

3. К малому кругу кровообращения относятся вены:

1) печени; 2) легких; 3) верхних конечностей; 4) нижних конечностей.

4. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 5.

5. Околосердечная сумка называется:

1) эпикард: 2) эндокард; 3) миокард; 4) перикард.

6. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

1) двустворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) полулунный; 4) кармановидный.

7. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,3 сек; 4) 0,1 сек.

8. Вещество, усиливающее работу сердца:

1) адреналин; 2) ацетилхолин; 3) соли калия; 4) вода.

9. Движение крови из предсердий в желудочки регулируют:

1) полулунные клапаны; 2) створчатые клапаны; 3) кармановидные клапаны; 4) все виды клапанов.

10. Причина непрерывного движения крови по сосудам:

1) высокое давление в артериях и низкое в венах; 2) одинаковое давление в артериях и венах; 3) увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам; 4) высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями.

11. Максимальное (верхнее) кровяное давление возникает в момент:

1) сокращения желудочков; 2) расслабления желудочков; 3) сокращения предсердий; 4) расслабления предсердий.

12. Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови:

1) по малому кругу кровообращения; 2) по большому кругу кровообращения; 3) из левого предсердия в левый желудочек; 4) из правого предсердия в левое предсердие.

13. Самое высокое давление крови:

1) аорте; 2) капиллярах; 3) бедренной артерии; 4) нижней полой вене.

14. Лимфа, в отличие от крови, не содержит:
1) эритроцитов; 2) глюкозы; 3) лейкоцитов; 4) тромбоцитов.

15. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит:

1) в наложении шины; 2) в наложении жгута; 3) в обработке раны йодом; 4) в воздействии холодом.

16. Накладывая жгут, можно остановить кровотечение:

1) на 5 часов; 2) на 6 часов; 3) на 2 часа; 4) на 24 часа.

17. Давящая повязка:

1) защищает рану от инфекции; 2) согревает раненую конечность; 3) способствует образованию сгустка крови; 4) уменьшает кровяное давление.

18. Установите соответствие между кровеносным сосудом и направлением движения крови в нем:

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

А) от сердца 1) вены малого круга кровообращения

Б) к сердцу 2) вены большого круга кровообращения

3) артерии малого круга кровообращения

4) артерии большого круга кровообращения

Ответьте на вопросы.

19. Опишите строение сердца.

20. Как движется кровь по малому кругу кровообращения?

Тема «Кровеносная система»

Вариант 2.

1. К большому кругу кровообращения относятся:

1) артерии верхних конечностей; 2) вены легких; 3) артерии легких; 4) капилляры легких.

2. У человека артериальная кровь течет:

1) в венах малого круга и в артериях большого круга кровообращения; 2) в венах большого и малого кругов кровообращения; 3) в артериях малого и большого кругов кровообращения; 4) в артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения.

3. Сердце человека состоит:

1) из одного предсердия и двух желудочков; 2) из двух предсердий и одного желудочка; 3) из двух предсердий и двух желудочков; 4) из одного предсердия и одного желудочка

4. Средний слой стенки сердца, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей, называется:

1) миокард; 2) перикард; 3) эпикард; 4) эндокард.

5. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка в артерию:

1) двухстворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) одностворчатый; 4) полулунный.

6. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,1 сек; 4) 0,3 сек.

7. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

1) адреналин; 2) соли калия; 3) тироксин; 4) соли кальция.

8. Прочными и упругими стенками обладают:

1) артерии; 2) вены; 3) капилляры; 4) все виды сосудов.

9. Наиболее развитой мышечной стенкой обладает:

1) левое предсердие; 2) левый желудочек; 3) правый желудочек; 4) правое предсердие.

10. Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце:

1) обмен газов в капиллярах большого круга; 2) поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков; 3) перенос кровью питательных веществ к клеткам; 4) образование оксигемоглобина.

11. Автоматизм сердца - это его способность:

1) изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды; 2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы; 3) ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нем самом; 4) воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью.

12. Почему кровь не может попасть из аорты в левый желудочек:

1) желудочек сокращается с большой силой и не пропускает кровь из аорты; 2) кармашки полулунных клапанов заполняются кровью и плотно смыкаются; 3) кармашки полулунных клапанов прижимаются к стенкам аорты;

4) от краев и поверхности створок клапанов отходят сухожильные нити, которые позволяют клапанам открываться только в одну сторону.

13. Ритмические колебания стенок артерий позволяют определить:

1) количество сокращений сердца в минуту; 2) кровяное давление; 3) жизненную емкость легких; 4) скорость оседания эритроцитов.

14. При артериальном кровотечении:

1) кровоточит вся раневая поверхность; 2) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струей; 3) вытекает кровь темного цвета; 4) кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей.

15. В организме человека превращение артериальной крови в венозную кровь происходит:

1) в камерах сердца; 2) в артериях большого круга кровообращения; 3) в венах малого круга кровообращения; 4) в капиллярах большого круга кровообращения.

16. Лимфатические сосуды несут лимфу:

1) в артерии малого круга; 2) в вены большого круга; 3) в артерии большого круга; 4) в вены малого круга.

17. Если транспортировка раненого с наложенным жгутом к врачу продолжается более двух часов, то следует:

1) затянуть жгут как можно туже; 2) рядом с первым жгутом наложить второй; 3) ослабить жгут на некоторое время, а потом вновь затянуть снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей; 4) снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей.

18. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения:

A) вены большого круга; Б) артерии головы, рук и туловища; B) аорта;

Г) капилляры большого круга; Д) левый желудочек; Е) правое предсердие.

Ответьте на вопросы:

19.Какое строение имеют капилляры, вены и артерии?

20.Как движется кровь по большому кругу кровообращения?

Ответы. Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»

Вариант 1.

А34

Б12

Вариант 2.

ДВБГАЕ

Нормы оценок :

1 вариант.

«5» - 0-3 ош.

«4» - 4-7 ош.

«3» - 8-11 ош.

«2» > 11 ош.

2 вариант.

«5» - 0-3 ош.

«4» - 4-8 ош.

«3» - 9-13 ош.

Тест № 4. Тема «Кровеносная система»

Вариант 1.

1. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это:

1) вены малого круга кровообращения; 2) вены большого круга кровообращения;

3) артерии малого и большого кругов кровообращения; 4) капилляры малого и большого кругов кровообращения.

2. Какая кровь течет в венах большого круга кровообращения:

1) венозная; 2) артериальная; 3) насыщенная кислородом; 4) смешанная.

3. К малому кругу кровообращения относятся вены:

1) печени; 2) легких; 3) верхних конечностей; 4) нижних конечностей.

4. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 5.

5. Околосердечная сумка называется:

1) эпикард: 2) эндокард; 3) миокард; 4) перикард.

6. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

1) двустворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) полулунный; 4) кармановидный.

7. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,3 сек; 4) 0,1 сек.

8. Вещество, усиливающее работу сердца:

Г) капилляры большого круга; Д) левый желудочек; Е) правое предсердие.

Ответы. Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»

Вариант 1.

Вариант 2.

краткое содержание других презентаций

«Информация о крови» - Поясни рисунок. Проводим тренинг. Скорость тока крови. Движение крови по кровеносным сосудам. Тип кровотечения. Движение крови. Инфаркт. Кровь. Прием в травмпункте. Что изображено на рисунке. Вакцина.

«Близорукость и дальнозоркость» - Дальнозоркость. Операция по восстановлению зрения. Близорукость. Преломление лучей света. Роговица и хрусталик. Фокус. Преломление лучей света при дальнозоркости. Близорукость и дальнозоркость. Симптомы близорукости. Симптомы дальнозоркости.

«Растения, занесённые в Красную книгу» - Живучка пирамидальная. Панкраций морской. Лук медвежий. Бородатка японская. Изменение климата. Многолетнее травянистое растение. Эффектный цветок. Лунник оживающий. Редкие растения занесенные в Красную книгу. Восковник болотный. Солнцецвет арктический. Охраняйте и берегите природу.

«Растительный мир России» - Смешанные леса. Растения степи. Степь. Флора России. Растительный мир России. Растения тундры. Растения пустыни. Тайга. Растения смешанных лесов. Луга. Растительный мир. Растения тайги. Тундра. Растительный и животный мир нашей страны. Болота. Пустыни. Типы растительности.

«Общая характеристика класса Млекопитающих» - Среда обитания и внешнее строение млекопитающих. У утконоса детёныш вылупляется из яиц. Когда собаке жарко, она высовывает язык. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Изучите особенности внешнего строения млекопитающих. Определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих. Внешнее строение собаки. Наличие роговых чешуек. Экологические группы млекопитающих. Строение кожи млекопитающих. Млечные железы.

«Здоровая еда» - Небольшой диспут. «Человек есть то, что он ест» Г. Гейне. Источники белка. Количество воды. Овощи – источник витаминов на вашем столе. 99% еды быстрого приготовления состоит из химии. Можно несколько дней сделать разгрузочными. Школьный возраст – очень ответственный период жизни. Правильное питание. Часто ли вы употребляете фаст-фуд. Пища – основной источник существования человека. Основы рационального питания.

Ответ оставил Гуру

Если у тебя сообщение, то выбери что-нибуть важное и запиши. НЕ БЛАГОДАРИ)
Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца
посредством нервных импульсов. Внутри полостей самого сердца и в стенках крупных
сосудов расположены нервные окончания - рецепторы, воспринимающие колебания
давления в сердце и сосудах. Импульсы от рецепторов вызывают рефлексы, влияющие
на работу сердца. Существуют два вида нервных влияний на сердце: одни - тормозящие,
т. е. снижающие частоту сокращений сердца, другие - ускоряющие. Импульсы
передаются к сердцу по нервным волокнам от нервных центров, расположенных в
продолговатом и спинном мозге. Влияния, ослабляющие работу сердца, передаются
по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу - по симпатическим.
Например, у человека учащаются сокращения сердца, когда он быстро встает из
положения лежа. Дело в том, что переход в вертикальное положение приводит к
накоплению крови в нижней части туловища и уменьшает кровенаполнение верхней
части, особенно головного мозга. Чтобы восстановить кровоток в верхней части
туловища, от рецепторов сосудов поступают импульсы в центральную нервную систему.
Оттуда к сердцу по нервным волокнам передаются импульсы, ускоряющие сокращение
сердца. Эти факты - наглядный пример саморегуляции деятельности сердца.
Болевые раздражения также изменяют ритм сердца. Болевые импульсы поступают
в центральную нервную систему и вызывают замедление или ускорение сердцебиений.
Мышечная работа всегда сказывается на деятельности сердца. Включение в работу
большой группы мышц по законам рефлекса возбуждает центр, ускоряющий деятельность
сердца. Большое влияние на сердце оказывают эмоции. Под воздействием положительных
эмоций люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать
большие расстояния. Отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность
сердца и могут приводить к нарушениям его деятельности.
Наряду с нервным контролем деятельность сердца регулируется
химическими веществами, постоянно поступающими в кровь. Такой способ регуляции
через жидкие среды, называется гуморальной регуляцией.
Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин. Чувствительность
сердца к этому веществу так велика, что в дозе 0,0000001 мг ацетилхолин
отчетливо замедляет его ритм. Противоположное действие оказывает другое химическое
вещество - адреналин. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца.
Например, боль вызывает выделение в кровь адреналина в количестве нескольких
микрограммов, который заметно изменяет деятельность сердца. В медицинской практике
адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь
сокращаться. Нормальная работа сердца зависит от количества в крови солей калия и
кальция. Увеличение содержания солей калия в крови угнетает, а кальция усиливает
работу сердца. Таким образом, работа сердца изменяется с изменением условий внешней
среды и состояния самого организма.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины