21.10.2019

Князь игорь был убит во время. Князь Игорь Святославич: краткая биография, жена


Что «досталось» Игорю при вступлении на престол? Крупное по меркам прежних времен государство, состоящее из разных городов и областей, начинающих приспосабливаться к совместной жизни. Следовательно, главной задачей нового князя стало сохранение целостности Руси. Как он справился со своей исторической миссией?

Игорю пришлось сызмальства участвовать в военных походах своего наставника Олега. Юный князь старался перенять у старших способов и тактику ведения боя. Игорь понимал: сохранение целостности границ в условиях, когда отовсюду на территории молодого княжества покушались кочевые племена, является первоочередной задачей. Кроме того, оставались некоторые непокорные племена, не желавшие подчиняться Киеву. Безусловно, они ослабляли позицию княжеской власти и делали границы Киевской Руси весьма уязвимыми. Одним из таких племен были древляне. Завоеванные Олегом, они при Игоре поднимали бунты, которые князю вначале удавалось подавить.

Но наибольшую опасность представляли кочевники-печенеги. Смелые, отважные воины, не отступавшие перед трудностями, проявлявшие безжалостность к покоренным племенам, печенеги очень досаждали русским городам. Они угоняли русичей в плен, отбирали скот, до основания разрушали селения. К тому же они пользовались поддержкой греков, которые, судя по сведениям, почерпнутым из летописей, платили им золотом за то, чтобы они почаще совершали свои набеги, ослабляя Русь.

Игорь сумел временно остановить печенегов и даже заключить с ними мирный договор, который соблюдался обеими сторонами в течение 5 лет. Он выставил против печенегов столь великое войско, что даже эти бесстрашные кочевники не решились вступить в бой и согласились на условия договора. Произошло это под Киевом.

Правда, через 5 лет все же пришлось русичам отражать нападение печенежских воинов. Битва была кровопролитной – но летописи молчат об исходе сражения.

Походы на Константинополь

Через некоторое время Игорь почувствовал себя в силах дать большое сражение грекам, чтобы получить выгоды для Руси. Разместив свое войско на 10000 ладей, он отправился к Константинополю с намерением захватить его. Снова летописи говорят нам о прискорбном факте: крайней жестокости русских воинов, принявшихся истреблять население, жившее в окрестностях Константинополя, уничтожать великолепные храмы. К сожалению, таким было то время: или убьешь ты, или убьют тебя – отдельная человеческая жизнь не имела ценности.

Византийский император выставил войско против русских и отдал приказ использовать «греческий огонь». Русичи, никогда не видевшие такого чуда, решили, что огонь ниспосылают разгневанные небеса. Было много утонувших и сгоревших заживо. Чтобы сберечь остатки воинства, Игорь отступил и вернулся на Русь. Так первый поход 941 года окончился неудачей.

Князь решил не сдаваться. Собрав войско, значительно превосходившее по размерам то, что было раньше, усилив его отрядами наемников – варягов и даже печенегов – Игорь вышел во второй поход. Этот поход 943 года оказался намного успешнее. Сражаться не пришлось: византийский император, испугавшись мощи и количества русичей-воинов, отправил послов к Игорю, наказав им заключить мирный договор. Это было выполнено, и Игорь вернулся в Киев с богатыми дарами и заручившись обещанием греков выплачивать ему большую дань.

Гибель князя Игоря

Последние годы своего правления Игорь желал провести мирно. У него рос сын Святослав, которого следовало подготовить к занятию престола. Нужно было собирать дань с покоренных племен, следить за тем, чтобы в княжестве развивалась торговля. Кстати, при Игоре появилась на Руси новая славянская азбука – та самая, которую составили братья Кирилл и Мефодий. Так бы мирно и завершилось княжение сына Рюрика, однако вновь появились проблемы, связанные с гордым племенем древлян.

Летописи рассказывают, что Игорь, которому досаждали собственные дружинники просьбами увеличить дань с некоторых племен, отправился лично к древлянам. Собрав большое количество дани, он выехал в обратный путь. Но тут вдруг ему показалось, что можно было бы еще кое-чем «поживиться» у древлян, и он, послав свою дружину в Киев, вернулся назад с малым числом воинов. Возмущенные древляне расправились и с воинами князя, и с ним самим. Они привязали Игоря к двум деревьям, которые, распрямившись, разорвали несчастного надвое. Впоследствии древляне жестоко поплатились за смерть князя Игоря.

Итоги правления

Игорь Рюрикович получил «на руки» юное государство, границы которого едва оформились. В таких условиях было не до внутренних реформ: много сил ушло на поддержание целостности княжества. Игорь сумел сохранить Киевскую Русь, не потеряв ни единой пяди из ее вновь обретенных территорий. Более того, он смог на некоторое время оградить Русь от набегов кочевников и заключить выгодный договор с Византией. Внутренние проблемы княжества предстояло решить его супруге.

Русь в период правления князя Игоря. Будучи уже в преклонном возрасте, Олег передал власть на Руси в руки Игоря, а сам, согласно легенде, ушел на север, в свои родные места, и погиб там от укуса змеи. Это было в 912 г., который и стал началом правления . К этому времени он был уже зрелым человеком и был женат на варяжке Ольге. В сказаниях говорится, что Игорь увидел ее во время охоты в псковских лесах и был пленен ее красотой и умом. При обычае на Руси многоженства нет известий о том, что Игорь имел, кроме , иных жен. Уже это говорит не только о его любви и преданности своей жене, но и о ее исключительных человеческих качествах.


Князь Игорь

Древней Руси повезло на умных и энергичных первых правителей. Это показал Олег. Это же подтвердил и Игорь.

После смерти великого воителя Олега непрочная Русь стала распадаться: восстали древляне, стремившиеся освободиться от власти Киева, усилили натиск печенеги. Но Игорь решительными действиями предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. Навстречу печенегам вышла сильная русская рать, и те почли за благо заключить мир.

Одновременно русские поселенцы продвигались к устью Днепра, где стояли византийские сторожевые посты. Руссы появились и на Таманском полуострове, "из Керченского пролива. Князь Игорь помог основать там русскую колонию с Центром в городе Тмутаракани.

В 941 г. Игорь, по примеру Олега, повел огромное русское войско водой и сушей на Константинополь. На подступах к городу русский флот был встречен греческими кораблями, вооруженными «греческим огнем» — метательными сосудами с горящей смесью. Русские кораблибыли сожжены. Но значительная часть войска уцелела и продолжала борьбу на побережье Малой Азии. Лишь осенью русское войско вернулось домой.


Иллюстрация. Битва князя Игоря с византийцами.


Иллюстрация. Поход князя Игоря.

Игорь не уныл, но хотел отмстить Грекам; собрал другое многочисленное войско, призвал Варягов из-за моря, нанял Печенегов, которые дали ему аманатов в доказательство верности своей, и чрез два года снова пошел в Грецию со флотом и с конницею. Херсонцы и Болгары вторично дали знать Императору, что море покрылось кораблями Российскими. Лакапин, не уверенный в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны со врагом отчаянным, немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его близ Дунайского устья, они предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции; обещали и более, ежели Князь благоразумно согласится на мир; старались также богатыми дарами обезоружить корыстолюбивых Печенегов. Игорь остановился и, созвав дружину свою, объявил ей желание Греков. "Когда Царь, - ответствовали верные товарищи Князя Российского, - без войны дает нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? мы ли? они ли? и с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина морская: в ней общая смерть людям" . Игорь принял их совет, взял дары у Греков на всех воинов своих, велел наемным Печенегам разорять соседственную Болгарию и возвратился в Киев.

В следующий год Лакапин отправил Послов к Игорю, а Князь Российский в Царьград, где заключен был ими торжественный мир.

По новому мирному договору обе страны восстанавливали мирные и союзные отношения. Византия по-прежнему обязалась выплачивать Руси дань и признала русское продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове, но русские купцы потеряли право беспошлинной торговли в Византии. Но торговые связи были восстановлены. Византийский император клялся соблюдать договор в Константинополе в присутствии русских послов. А потом греческое посольство приняло клятву Игоря на верность договору в Киеве. Русский великий князь и его бояре клялись Перуном, другими языческими богами, а русские христиане из киевской верхушки (их стало уже немало) принесли клятву в христианском храме в Киеве.

При Игоре произошло дальнейшее объединение восточнославянских племен. В состав Руси вошли уличи. К этому времени относится и появление официального названия Руси — Русская земля . Именно так называлось в договорах Руси с Византией.

Князь Игорь и древляне

Полюдье и гибель Игоря. Зависимость территорий и его населения от верховного владыки во многих странах мира в древности выражалась данью. Это означало конец племенной жизни и являлось одним из признаков государства. Ведь дань — это налог не только в пользу князя, но и в пользу его дружины, в пользу всей системы управления. Дань означала начало господства одних и подчинение других, право князя на землю, право управлять и судить подданных. Но одновременно она означала, что князь обязан защищать своих подданных и подвластные ему земли.

Когда хазары завоевали часть восточнославянских земель, то славяне должны были от каждого дома платить им по белке и по одной серебряной монете — щелягу. Освободив славян от уплаты дани хазарам, русские князья обложили их данью в свою пользу. В чем же был смысл этих перемен? «Своя» дань была легче. Она могла быть не только денежной, но и данью продуктами, ремесленными изделиями. Тем не менее это была зависимость, и славяне не раз проявляли недовольство этой зависимостью и поднимали восстания против власти киевских князей.

Как собиралась дань на Руси? Так же как и в других странах в это время — Швеции, Норвегии, Польше, Хазарии и некоторых других, как она собиралась в Западной Европе на заре создания там варварских государств.

Глубокой осенью князь вместе с дружиной начинал объезд своих владений с целью сбора с них положенной дани. На Руси такой объезд назывался полюдьем и означал дословно «ходить по людям» . Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Князь объезжал свои владения, останавливался и в больших городах, и в небольших селениях.

Была ли дань точно определенной? Нет. Четкого ее учета не было. Брали на глазок. В ее состав входило не только то, что увозили с собой, но и все, что съедалось, выпивалось всем караваном. Здесь порой творились всяческие насилия. И это вызывало возмущение, столкновения населения со сборщиками дани. Во время одного такого столкновения в землях древлян погиб в 945 г. князь Игорь.

Игорь Святославич — князь Новгород-Северский и Черниговский, является представителем рода Ольговичей. Имя свое он получил в честь родного дяди — брата великого Святослава.

Происхождение

Отец главного героя поэмы «Слово о полку Игореве», князь Святослав, был женат два раза. Первой его супругой была дочь половецкого хана Аепы, получившая при крещении имя Анна. Во второй раз Святослав Ольгович пошел под венец в 1136 году. Этот брак вызвал скандал. Архиепископ Нифонт Новгородский отказался провести мотивируя это тем, что первый муж невесты - дочери посадника Петрилы, погиб совсем недавно. Поэтому венчал князя Святослава другой священник. В этом браке и родился будущий князь Черниговский, хотя некоторые историки и публицисты считают, что именно половчанкой Анной был произведен на свет Игорь Святославич.

Краткая биография

Отец князя - верный соратник и друг Святослав Ольгович был тем самым человеком, кого правитель звал в Москву, чтобы обсуждать совместные дела. Дедом Игоря был Олег Святославич - родоначальник династии Ольговичей. Во время крещения мальчика нарекли Георгием, однако, как это часто бывает, его христианское имя практически не использовалось. И в истории Игорь Святославич стал известен под своим языческим русским именем.

Уже семилетним ребенком мальчик начал вместе с отцом участвовать в походах, защищая права своего двоюродного дядюшки Изяслава Давыдовича, претендующего на киевский престол. А в семнадцать он уже пошел в грандиозный поход, организованный Андреем Боголюбским, который закончился в марте 1169 трехдневным разграблением города Киева. Со времен своей бурной юности Игорь Святославич, биография которого - это жизнеописание воина, начавшего боевой путь очень рано, понял, что сила дает право не оправдывать свои действия.

У будущего героя «Слова о полку Игореве» был не один победоносный поход на половцев. В 1171 год он впервые ощутил славу, одержав победу над ханом Кобяком в сражении на речке Ворскле. Этот триумф показал, что двадцатилетний Игорь Святославич - талантливый военачальник. У юноши были и дипломатические способности. Добытые трофеи он подарил Роману Ростиславичу, который правил в Киеве.

В 1180, будучи двадцати девяти лет от роду, молодой военачальник унаследовал от старшего брата Новгород-Северское княжество. Это дало ему возможность начать строить собственные планы.

Авторитет

Некоторые историки уверены, что князь Игорь Святославич был незначительной, второстепенной фигурой, однако многие не согласны с этим утверждением, резонно аргументируя, что даже географическое положение его княжества, граничащего с бескрайней степью, всегда предопределяло важность его действий.

Когда князья Южной Руси предприняли совместный поход, направленный против половцев, то по приказу великого Святослава Всеволодовича старшим над войсками был назначен именно Игорь. В результате была добыта еще одна славная победа над степными кочевниками у реки Хорол. Окрыленный этой удачей, князь Игорь в этом же году предпринял еще одну кампанию. Эта экспедиция еще раз подарила ему лавры победителя над половцами.

Главная неудача

Именно на фоне такого успеха у князя Игоря и созрело решение об еще одном походе в степь. Именно о нем была написана поэма. Тогда Игорю было тридцать четыре года, он находился в возрасте зрелого мужества и умел принимать взвешенные решения.

Вместе с князем Новгород-Северским в битве с половцами участвовали его сын Владимир, брат Всеволод и племянник Святослав Олегович.

Цель этого похода, по мнению многих историков, не заключалась в том, чтобы спасти русскую землю от постоянных набегов жестоких степняков. Не с теми силами и не по тому маршруту пошел князь Игорь. Главной его целью, скорее всего, были трофеи - стада, оружие, драгоценности и, конечно, захват рабов. Годом ранее в половецких землях получил достаточно богатую добычу. На военную авантюру Игоря толкнули зависть и алчность. Его не остановило даже то, что у половецкого хана Кончака имелись огромные самострелы, натягиваемые одновременно пятью десятками воинов, а также «живой огонь», так в те времена называли порох.

Поражение

На берегу русские войска столкнулись с основными силами степняков. В столкновении участвовали почти все половецкие племена с юго-востока Европы. Их численное превосходство было настолько большим, что русские войска очень скоро попали в окружение. Летописцы сообщают, что князь Игорь вел себя достойно: даже получив серьезную рану, он продолжал сражаться. На рассвете, после суток непрерывных боев, войска, выйдя к озеру, стали его огибать.
Игорь, изменив направление отхода своего полка, пошел на помощь брату Всеволоду. Однако его воины, не выдержав, стали бежать, стремясь выйти из окружения. Игорь пытался их вернуть, но тщетно. Князь Новгород-Северский был взят в плен. Многие из его войска погибли. Летописцы говорят о трех днях боев с половцами, после чего стяги Игоря пали. Князь сбежал из плена, оставив сына Владимира, который позже женился на дочери хана Кончака.

Семья и дети

Жена Игоря Святославича - дочь галицкого правителя родила ему шестерых детей - пятерых наследников и дочь. Ее имя в летописях не упоминается, однако историки называют ее Ярославной. В некоторых источниках она упоминается как вторая жена Игоря, однако большинство специалистов считает эту версию ошибочной.

Старший сын Игоря и Ярославны, князь Путивльский, Новгород-Северский и Галицкий Владимир, родившийся в 1171 году, женился на дочери взявшего его и отца в плен хана Кончака.

В 1191 году князь Игорь вместе с братом Всеволодом предпринял еще один поход на половцев, на этот раз удачный, после чего, получив подкрепление от Ярослава Черниговского и Святослава Киевского, дошел вплоть до Оскола. Однако степнякам удалось своевременно подготовиться к этой битве. Игорю ничего не оставалось, как отвести войска обратно на Русь. В 1198 году, после смерти правителя сын Святослава занял черниговский престол.

Точный год кончины князя Игоря Святославича неизвестен, хотя в некоторых летописях указывается декабрь 1202 года, хотя многие более реальной считают версию о том, что он скончался в первой половине 1201. Его, как и дядю, похоронили в Спасо-Преображенском соборе, расположенном в городе Чернигове.


И́горь (летописная хронология - ок. -) - киевский князь (по летописи -), согласно летописной традиции - сын Рюрика , муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича .

Первый древнерусский князь, известный по синхронным византийским (греч. "Ιγγωρ ) и западным (лат. Inger ) источникам.

Игорь в летописи

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга , жестоко отомстила древлянам . Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав , сын Игоря.

В раннем памятнике древнерусской словесности, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского (до г.), генеалогия русских князей прослеживается до Игоря. Всего спустя около 100 лет после гибели Игоря Иларион назвал его «древним Игорем» . Игоря в ряду других прославленных князей поминает автор «Задонщины» , поэтического творения конца XIV века :

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»

Историография по жизни Игоря

В начале (913/914) и конце (943/944) летописной хронологии правления Игоря русы совершили крупные морские походы в Каспийском регионе (см. Каспийские походы русов), о которых древнерусские летописи умалчивают. Хронологически возможно, что поход в 913/914 гг. повлиял на приход Игоря к власти, так как все его участники, согласно арабским авторам, были перебиты на Волге. По хазарским свидетельствам, поход Игоря на Византию был связан с походом на Каспий в 943-945 гг. (см. Набег русов на Бердаа (943)), в котором, согласно хазарскому и арабскому источникам, не связанным друг с другом, предводитель русов погиб. сообщает о гибели именно «царя русов », именуя его X-л-гу , что делает заманчивым его отождествление с Вещим Олегом .

Семья

Поздние источники из семьи Игоря знают только его жену Ольгу и сына Святослава - бабку и отца Владимира Святого и тем самым прямых предков всех русских князей XI и последующих веков. Этим объясняется внимание к ним русских летописцев. Однако, судя по византийско-русскому договору 944 года, семейство Игоря («княжьё»), отправлявшее «послов» и «купцов» в Константинополь, было гораздо более многочисленным и включало в себя, в частности, его племянников Игоря (младшего) и Акуна (Хакона), людей со славянскими именами на -слав Володислава и Передславу (жену некоего Улеба , которого Татищев также ассоциирует упомянутым в Иоакимовской летописи Глебом, братом Святослава ), ряд других людей со скандинавскими именами. А. В. Рукавишников предполагает, судя по выбору имён, что Игорь-младший был сыном брата великого князя Игоря, а Акун - сыном его сестры . Отчёт Константина Багрянородного о визите Ольги в Константинополь в 957 г. упоминает нескольких её родственников и отдельно выделенного племянника; возможно, что в обоих этих источниках фигурирует кровная родня как Игоря, так и Ольги.

Судя по всему, эти династы (кроме Святослава Игоревича, при отце «сидевшего», по Константину Багрянородному, в Новгороде) не имели уделов, а пребывали в основном в Киеве, участвуя ежегодно вместе с великим князем в процедуре полюдья . Дальнейшая судьба «забытых» родичей князя Игоря неизвестна; они могли, в частности, погибнуть на войне или в междоусобном столкновении. Вероятно, их неупоминание представляет собой феномен «непризнания родства», аналогичный, например, неупоминанию одиозных ветвей семьи в средневековых нормандских хрониках («История норманнов» Дудо из Сент-Квентена). «Непризнание родства» в русском случае подчёркивает легитимность лишь прямых предков христианских князей, «отсекая» языческие боковые линии .

Память

  • Игоревская улица в Киеве.

В кино

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко , в роли Игоря Александр Денисенко.

Правление князя Игоря Рюриковича на киевском престоле началось в 912 году, после смерти великого князя Олега. Попытка древлян выйти из-под власти великого князя была жестоко пресечена Игорем и привела к увеличению размера податей. Позже древлянская дань стала наградой воеводе Свенельду за покорение племени уличей. Внутренняя политика князя Игоря была основана на жестком подавлении недовольства подвластных Киеву племен.

913 год ознаменовался походом в прикаспийские земли. Игорь с дружиной взял большую добычу. Но путь к Каспию лежал через владения хазар. Каган пропустил войско за обещание половины всей добычи, что возьмут русы. Но на пути обратно хазары завладели всей добычей, истребив большую часть войска Игоря.

Игорь стал первым из русских князей, которому пришлось столкнуться с ордами кочевников. Печенеги начали тревожить приграничные земли Киевской Руси в конце 9 века. В 915 г Игорь заключил с кочевниками мирный договор, который соблюдался 5 лет. Как правило, кочевники печенеги держали сторону греков. Но в 944 г выступили в качестве союзников киевского князя Игоря против них.

Внешняя политика Игоря была продиктована стремлением создать наиболее выгодные условия торговли для русских купцов. В 941 г Игорь, как и до него Олег, совершил поход на Византию. Но этот поход оказался крайне неудачным. Дунайские болгары предупредили императора Византии. Он встретил войско Игоря множеством снаряженных кораблей и «греческим огнем». Поражение было сокрушительным. Через несколько лет, в 944, Игорь попытался стереть позор поражения. Он нанял печенегов и двинулся в греческие земли. Император предпочел уйти от столкновения, преподнеся Игорю богатые дары. Через год был заключен мирный договор с Византией.

Игорь, будучи в летах, поручил полюдье своему воеводе Свенельду. Это пришлось не по нраву дружинникам князя, вызвало ропот и стало причиной похода Игоря на древлян. Собрав дань, князь двинулся в Киев, но пройдя полпути, вернулся с малой дружиной. Решил, что мала дань. Это предопределило гибель Игоря от рук древлян. Убийство древлянами князя Игоря было крайне жестоким. Есть сведенья о том, что князь был привязан к склоненным к земле стволам деревьев и разорван ими на части.

Краткая биография князя Игоря не будет полной без упоминания о княгине Ольге . Решительная, наделенная умом и хитростью жена князя Игоря впоследствии жестоко отомстила за свершенное убийство. Этот кровавый эпизод сделал князя Игоря и княгиню Ольгу одними из наиболее известных правителей в русской истории. Княгиня Ольга стала править при малолетнем сыне, и была названа потомками «устроительницей земель русских».

Краткая биография княгини Ольги

О том, когда родилась и какого происхождения была великая княгиня Ольга Александровна, ученые спорят до сих пор. Одни прослеживают ее род от правившего в Болгарии князя Бориса, другие считают ее дочерью Олега Вещего. А автор «Повести временных лет», монах Нестор утверждает, что киевская княгиня Ольга была простого рода и говорит о деревеньке под Псковом как о месте ее рождения. Достоверно подтвержденные факты составляют лишь очень краткую биографию княгини Ольги.

По наиболее известной легенде Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой во время охоты на переправе через реку. Князь принял ее за юношу и попросил перевезти на другой берег. Ольга отличалась не только красотой и чистыми помыслами, но и умом. Она покорила князя на столько, что Игорь через некоторое время вернулся за ней и женился.

Когда князь Игорь покидал Киев, уводя дружину в очередной поход, именно Ольга занималась всеми политическими делами, принимала послов, говорила с наместниками. Основываясь на этом, можно сказать, что фактически правление Ольги, которая при Игоре занималась проблемами внутренней жизни страны, началось до такого известного исторического эпизода, как гибель Игоря.

После убийства князя Игоря в 945 г. древляне отправили к княгине посольство с предложением стать женой их князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, принеся в ладьях к терему княгини. После чего сбросили в вырытую специально яму и живьем закопали. Затем Ольга сама отправила Малу послов с требованием прислать самых лучших и достойных мужей, чтобы придти с великой честью в земли древлян. На этот раз для послов истопили жаркую баню, где и сожгли. Но на этом месть Ольги древлянам не была закончена. Послы княгини сообщили, что Ольга хочет справить на могиле Игоря тризну и просит приготовить мед. А после – выйдет за Мала. Древляне согласились. Ольга прибыла в их земли с малой дружиной. Древляне во время тризны опьянели, напившись собственным медом, и были убиты дружинниками княгини.

Через год древляне были разбиты, Коростень, их главный город сожжен. Взятие хорошо укрепленного Коростеня не обошлось без хитрости. Ольга потребовала с каждого двора дань – трех голубей и трех воробьев. Жители выполнили это желание княгини. А Ольга приказала дружинникам привязать к лапкам птиц легко воспламеняющийся трут и выпустить на волю. Люди, которым удалось бежать из горящего города, были убиты. На уцелевших была наложена тяжкая дань.

Следующим важным решением, после усмирения древлян, стала замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева. Пока сын княгини Ольги и Игоря, Святослав , был ребенком, она пользовалась всей полнотой власти. Но правление Ольги на Руси не закончилось, когда Святослав повзрослел, поскольку князь большую часть времени проводил в военных походах.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, которая осуществлялась посредством дипломатии. Княгиня смогла укрепить связи с Византийской Империей и Германией. В 957 г. она отправилась в Константинополь. По одной из версий, поездка Ольги в Царьград имела своей целью брак Святослава. Княгиня, благодаря тесным контактам с греками, прониклась христианской верой и приняла крещение из рук Императора Константина 7 и патриарха Феофилакта. При крещении ей было дано имя Елена. Византийский император не остался равнодушен к красоте и уму русской княгини. Но, Ольга смогла отклонить его предложение, не нанеся обиды. Святослав, в отличие от матери, остался язычником, хоть и не препятствовал обращению в христианскую веру других. Ольга оказала сильное влияние на сына Святослава, Владимира, который продолжил христианизацию Руси. Святая княгиня Ольга умерла в 969 г. Причисление к лику святых состоялось через много веков после смерти Ольги, в 1547 г.

3.Крещение Руси. От язычества к христианству

Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».

Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное. Космос - порядок противопоставлялся хаосу - беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье.

Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней - простолюдины.

Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.

Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.

Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях славянский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины