21.09.2019

Методы обработки и анализа данных. Методы анализа и обработки данных - реферат


В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиво­речивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии на­звание данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно счи­таются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумею­щимся, привычным, знакомым для каж­дого профессионального социолога. Эм­ пирические данные появляются только на определенном этапе - после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обраба­тывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анали­зировать; 4) интерпретировать.

Этап анализа данных - комплекс процедур, составляющих стадии пре­образования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки дан-

ных, проверки надежности информации, формирования описательных дан­ных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относитель­но самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании от­личается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки ги­потез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы дан­ных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь об­щее направление цикла анализа данных.

Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей проце­дуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соот­ветствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линей­ных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, ко­торые будут получены на ЭВМ.



Рис. 6. Анализ данных - наиболее важная часть социологического исследования

Анализ данных - основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изу­чаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели иссле­дуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты ис­следования, установить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических тре­бований, методологических принципов; концептуальная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надеж­ности информации и продедур достоверности результатов исследования; си­стематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет исполь­зования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и ин­формационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованно­сти информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное ис­пользование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью программы социо­логического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление спосо­бов практического применения результатов исследования.

Измерение - это приписывание, согласно определенным правилам, чис­ловых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и каче­ственная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической систе­мы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение изме­ряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала - основной инструмент социального измере­ния, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокуп­ности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает опреде­ленную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа исполь­зуются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления призна­ка по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интерва­лы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

В системе научных знаний для определения способа их приобретения чаще используется понятие метода (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), обозначающее также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В психолого-педагогическом исследовании приемлем любой метод достижения истины, если он отвечает таким универсальным критериям научного познания, как объективность, валидность (пригодность, соответствие объекту исследования) и надежность (устойчивость показателей при многократных исследованиях). Как и в любой науке, здесь используется не один метод, а целая система частных методов, или методик.

Исследователями выделены следующие четыре группы методов: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); 2) эмпирические; 3) методы обработки данных (количественный и качественный); 4) интерпретационные методы. Рассмотрим их подробнее.

Организационные методы

Входящий в данную группу сравнительный метод (или метод "поперечного среза") заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы, одинаковые по возрасту и профессии (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод "продольного среза") состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Примером может служить многократное обследование студентов на протяжении всего срока их обучения в вузе.

Комплексный метод имеет место, когда представители различных наук устанавливают связи и зависимости между явлениями разного рода, например физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Они представлены в первую очередь обсервационными методами , основу которых составляют наблюдение и самонаблюдение.

1. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие и фиксация психологопедагогических явлений и процессов. Необходимыми условиями наблюдения выступают постановка цели, разработка плана, выбор объекта и ситуации наблюдения, поддержание естественных условий жизни, невмешательство в деятельность испытуемого, объективность и систематичность наблюдений, разработанность способов фиксации результатов.

Существует несколько видов наблюдения, отличающихся друг от друга способами организации. Так, наблюдение может быть сплошным и выборочным. Первое охватывает одновременно многие стороны поведения объекта в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких человек. Второе связано с изучением какой-либо стороны поведения объекта или поведения в конкретных ситуациях, в определенные промежутки времени.

По условиям организации наблюдения делятся на лабораторные, осуществляемые в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях, и полевые, которые проводятся в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации.

По регулярности проведения наблюдения бывают систематическими, осуществляемыми по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков; эпизодическими, когда факты фиксируются, однако регламент такой регистрации строго не определен, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования; случайными, когда единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты.

Различают также наблюдение организованное, или контролируемое. В данном случае специально продумываются план, схема наблюдения за другим человеком и ориентация на его конкретные качества. Наконец, при включенном наблюдении его субъект оказывается членом группы, которая изучается: он организует ее жизнь, но сам в ней никак не выделяется.

  • 2. Самонаблюдение (интроспекция ) – это наблюдение человека за собственными психическими явлениями. Этот метод широко используется и в психологии, и в педагогике. Его регулярное применение с последующим составлением самоотчетов формирует умение замечать свое состояние и изменения в нем, развивать навыки рефлексивного анализа, а в дальнейшем – саморегуляции, что является фундаментом любой профессиональной деятельности.
  • 3. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями проверяются гипотезы о причинных связях явлений. Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор целенаправленно, в соответствии с гипотезой воздействует на исследуемый объект; он не рассчитывает на случайное проявление интересующих его психолого-педагогических процессов, а сам создает условия, вызывающие эти процессы. Целенаправленное изменение некоторых условий позволяет на основе сравнительных наблюдений сделать вывод о вкладе этих условий в характер протекания психического процесса, лучше понять механизм такого процесса, выделить основные факторы, влияющие на его качество и динамику.

В психологии и педагогике выделяют разные виды эксперимента. Так, лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Естественный эксперимент проводится в естественной обстановке, но с выбором таких видов деятельности, в которых особенно характерно проявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После этого создается модель деятельности, весьма близкой к той, которая обычна, естественна для участников.

Констатирующий эксперимент направлен на выявление реального уровня, качества психолого-педагогического явления или процесса. Таково, например, срезовое изучение познавательных процессов, способностей, ценностных ориентаций и т.д. При полевом эксперименте искусственная, лабораторная обстановка заменяется гораздо более естественной. Участники не знают, что участвуют в эксперименте. Исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.

Цель формирующего (обучающего ) эксперимента – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования, новых для испытуемого способности, отношения, деятельности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее запланированных показателей.

Помимо наблюдения и эксперимента, в психологии и педагогике широко используются и другие эмпирические методы, например опросные, такие как анкетирование, интервью, тестирование и др., – специальные способы получения информации посредством ответов опрашиваемых респондентов на задаваемые им вопросы.

  • 4. Анкетирование – это метод исследования, когда опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов (анкет). Данный метод исследования предполагает возможность использования принципа анонимности, что повышает степень откровенности ответов. Виды анкетирования определяются типом вопросов, составляющих основу исследования. Вопросы бывают открытые (без вариантов ответов для выбора) и закрытые (когда предлагаются несколько вариантов ответов на вопрос); прямые (незамаскированные) и косвенные (когда респонденту предлагаются вопросы в замаскированном виде, чтобы получить более точную и глубокую информацию); основные (наиболее важные) и контрольные (которые в целях достоверности перепроверяют сведения, полученные в ответ на основные вопросы) и др.
  • 5. Интервью (беседа, встреча) – это опрос, в котором устные ответы, полученные на заданные респонденту вопросы, записываются письменно или на диктофон. По степени формализации интервью делятся на стандартизованные (беседа по жестко фиксированному опроснику), нестандартизованные (отсутствие жесткой детализации поведения исследователя и респондента) и полустандартизованные (сочетание элементов обоих вышеназванных). Все они могут быть индивидуальными или групповыми, однократными или многократными.

Опросные методы требуют соблюдения ряда процедурных и технических требований, наличия у исследователя специальных навыков и умений. Одним из важнейших условий успешности выступает доверие опрашиваемых людей. В этих целях часто проводятся анонимные опросы – без указания фамилий отвечающих, которым гарантируется неразглашение их ответов. Строгое соблюдение научной этики предполагает использование полученной информации только в научных целях.

  • 6. Беседа – это эмпирический метод получения прямой или косвенной информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Она может быть формализованной (стандартизированная постановка вопросов и регистрация ответов на них) и неформализованной (дает возможность ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации). Для повышения эффективности данного метода цель беседы заранее не сообщается, собеседник не должен видеть, что его ответы фиксируются, не должно быть и третьего лица – свидетеля беседы. Также необходимо учитывать пределы допустимости вопросов: не нужно заставлять испытуемого отвечать на те из них, которые ему не нравятся. Беседа окажется эффективной, если исследователь и испытуемый находятся в доверительных отношениях. Чтобы стать научно информативной, беседа должна сочетаться с другими методами, изучающими психолого-педагогическую реальность.
  • 7. Тестирование (от англ. test – проба, проверка, краткое испытание) может рассматриваться двояко: 1) как способ изучения скрытых свойств психической деятельности личности при использовании различных заданий (тестов); 2) как стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тестирование – это диагностическая процедура, осуществляемая в индивидуальной или групповой форме. При фронтальном (групповом) тестировании, если, например, тест направлен на изучение индивидуальных способностей, очень важно, чтобы его участники могли выполнить задания изолированно и самостоятельно. Возможности данного метода разнообразны: различают тесты способностей и тесты умений и навыков, эстетические и проективные, ситуационные и физиологические тесты и т.д.
  • 8. Социометрия – это эмпирический метод психологопедагогического изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (Я. Морено). Данный метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить сплоченность группы, лидера группы и т.д. Он широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия.
  • 9. Анализ продуктов деятельности (творчества), который также входит в группу эмпирических методов, служит опосредованному эмпирическому изучению человека посредством распредмечивания, анализа, интерпретации материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) результатов его деятельности. Этот метод позволяет производить оценку не только продукта (текста, рисунка), но и процесса его создания (сочинения, рисования), а также степени соответствия конечного продукта первоначальному замыслу.

Методы обработки данных и интерпретационные методы

Обработка данных, полученных посредством использования различных методик, производится с помощью их количественного (математико-статистического) и качественного (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключением) анализа.

10. Методы обработки эмпирических данных ориентированы на решение задач, связанных с упорядочиванием исходного материала, обнаружением и исправлением ошибок, выявлением скрытых тенденций, закономерностей и связей, обнаружением новых, незамеченных в эксперименте фактов, определением уровня достоверности, надежности и точности полученных результатов. Выявленные в ходе обработки данных какие-либо пробелы и ошибки служат основой для повторных исследований.

Методы обработки эмпирических фактов подразделяются на два вида – количественные и качественные. Количественная обработка направлена на изучение и анализ внешних характеристик объекта. При этом первичная обработка нацелена на работу с предварительными "сырыми" данными и представляется в виде составления таблиц, диаграмм, гистограмм, графиков; вторичная обработка предполагает использование уточняющих процедур в виде математико-статистических методов (корреляционного, дисперсионного, факторного, регрессивного анализа). Качественная обработка ориентирована преимущественно на содержательное, внутреннее исследование объекта, описание и объяснение изучаемых явлений и апеллирует к методам логики.

11. Методы интерпретации (от лат. interpretatio – истолкование, объяснение) представляют собой аналитико-теоретическую обработку эмпирической информации и обеспечивают выполнение важнейших функций науки: описательной, объяснительной и прогнозирующей. Методы объяснения сводятся к следующим двум типам: 1) редукционизм – упрощающие объяснения; 2) конструктивизм – построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. В социально-психологических исследованиях нередко используются модели прижизненного опыта: процедура объяснения здесь заключается в установлении причинных связей между условиями среды и наблюдаемыми реакциями, характеризующими поведение.

Обобщение как важнейший метод интерпретации представляет собой выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. В экспериментальной практике обобщение касается обычно следующих основных аспектов исследовательского процесса:

  • 1) обобщение ситуации – предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств;
  • 2) обобщение ответов – подразумевает подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию;
  • 3) обобщение на уровне личностей – отражает признание репрезентативности выборки, т.е. соответствие ответов данного контингента испытуемых в данном типе ситуаций более широкому множеству людей;
  • 4) обобщение отношений – установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными). Может производиться на разных уровнях обобщения.

Богатство методов психолого-педагогического изучения явлений и процессов – при адекватном и корректном их использовании – придает полученным данным и особенно рекомендациям тех, кто такие данные добывает, изучает и интерпретирует, высокую достоверность и продуктивность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Методы анализа и обработки данных»

Введение

Заключение

Литература

Введение

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет и методику исследования. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

В данной работе анализируются способы и методы анализа и обработки данных.

1. Общая характеристика методов анализа и обработки данных

Основная цель экономического анализа - получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Экономический анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные принципы анализа и обработки данных:

Научность - базируется на положениях динамической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, а также методы экономических исследований. Принцип научности реализуется путем совершенствования анализа хозяйственной деятельности, применения методик и ЭВМ.

Объективность, конкретность и точность - предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов и их причинно-следственная связь. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выгода его должна обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так же методики анализа с целью повышения его точности и достоверности расчета.

Системность и комплексность - каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой. Так же изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов, определенным образом связанных между собой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимозачетности его отдельных элементов. Комплектность и исследование требуют охвата всех звеньев и всех сторон деятельности предприятий.

Оперативность и своевременность - предусматривает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и проводить их в жизнь. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и перераспределении причин отклонения от плана, как по количественным, так и по качественным показателям, изыскание путей устранения отрицательно-действующих факторов и закрепления усиления положительных факторов. Все это делает возможным улучшения работы предприятий.

Действенность - активное воздействие на ход процесса производства и его результатов.

Плановость и систематичность - анализ проводится по плану и периодически. Этот принцип позволяет планировать работу.

Демократичность - предполагает участие всех в проведении анализа и предполагает доступность информации всем. Кто принимает решение.

Эффективность - затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Основными функциями финансового анализа являются:

объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Проанализируем сущность методов анализа экономических данных. Общим по своему характеру методом, который раскрывает общие законы развития материального мира является диалектический метод. Понимание особенностей диалектического метода определяет метод экономического анализа, и его характерные особенности.

1. Использование диалектического метода в анализе означает, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном изменении, развития, то есть в динамике. Отсюда вытекает первая характерная особенность метода анализа - необходимость постоянных сравнений, изучение экономических процессов в динамике. Сравнения могут быть с данными плана, результатами минувших лет, с достижениями других предприятий.

2. Материалистическая диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных особенностей анализа.

3. Использование диалектического метода означает, что изучение хозяйственной деятельности проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей. Ни одно явление не может быть оценено, если оно рассматривается обособленно, без связи с другими. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологических черт метода экономического анализа.

4. Взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений обуславливают необходимость комплексного подхода к изучению хозяйственной деятельности. Только комплексное изучение дает возможность правильно оценить результаты работы, раскрыть глубинные резервы в экономике предприятий. Комплексные исследования экономических явлений, процессов являются характерной особенностью метода экономического анализа.

5. Между многими явлениями существует причинная зависимость: одно явление выступает причиной другого. Поэтому важной методологической чертой анализа является установление причинно-следственных связей в изучении экономических явлений, это разрешает давать им количественную характеристику, оценивать влияния факторов на результаты деятельности предприятия. Это делает анализ точным, а его выводы обоснованными.

Изучение и измерение связей можно осуществить методом индукции и дедукци. Индукция заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных факторов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция - это способ исследования от общих факторов к частным, от результатов к причинам.

Индукция и дедукция, как логический исследовательский прием причинных связей, широко используется в анализе.

6. Использование диалектического метода в анализе означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого следует необходимость системного подхода к изучению объектов анализа.

Системный подход предусматривает в изучении явлений и процессов, их максимальную детализацию и систематизацию.

Детализация тех или других явлений необходимая для выявления наиболее важного и главного в исследуемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа.

Систематизация элементов разрешает построить приблизительную модель исследуемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов, раскрыть логико-методологическую схему анализа.

После изучения отдельных сторон деятельности предприятия, их взаимосвязи, подчиненности и зависимости надо обобщить материалы исследования. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества исследуемых факторов выделить главные и решающие, от которых в основном зависят результаты деятельности.

7. Важной методологической чертой анализа является разработка и использование системы показателей, необходимых для комплексного системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, метод экономического анализа представляет собой комплексное системное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия, выявление и мобилизацию резервов с целью повышения эффективности производства.

2. Основные группы эконометрических методов анализа и обработки данных

Для проведения анализа и обработки данных необходимо, в первую очередь, построение экономической модели, отвечающей целям и задачам исследования. В зависимости от объекта исследования различают два вида экономических моделей: оптимизационные и равновесные. Посредством первых описывается поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своих целей при заданных возможностях, а посредством вторых представляется результат взаимодействия совокупности хозяйствующих агентов и выявляются условия совместимости их целей.

Взаимодействие отдельных экономических субъектов в ходе реализации своих планов отображается посредством равновесных моделей. Если модели поведения экономических субъектов предназначены для определения наилучшего способа достижения цели при заданных ресурсах, то равновесные модели равновесия определяют условия совместимости индивидуальных планов и выявляют инструменты их согласования.

Результаты взаимодействия экономических субъектов зависят от промежутка времени, в котором они рассматриваются. В связи с этим различают методы статического анализа, сравнительной статики и динамического анализа.

При статическом анализе рассматривают ситуацию на определенный момент времени, например, как при существующих спросе и предложении формируется цена. Метод сравнительной статики сводится к сопоставлению результатов статического анализа в различные моменты времени, например, на сколько и почему цена данного блага различается в периоды t и (t - 1). Для выявления характера динамики экономического показателя между двумя моментами времени и обнаружения факторов, ее определяющих, служит динамический анализ. Если посредством метода сравнительной статики можно установить, что цена зерна через месяц будет в 1,5 раза больше нынешней, то выяснить, как она будет повышаться - монотонно или колебательно, позволяет лишь динамический анализ, при котором все факторы, формирующие цену зерна, представляются функциями времени.

В динамических моделях иной смысл приобретает понятие экономического равновесия. Вместо статического равновесия, выражающего совпадение планов экономических субъектов на определенный момент, используется понятие стационарное состояние (steady state), представляющее сохраняющееся во времени равновесие при неизменных факторах формирования спроса и предложения.

Методика микроэкономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Сравнение - сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают:

горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;

вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений;

трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

единство периодов времени, за которые производится сравнение;

сопоставимость условий производства;

сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины - исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки - используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель - дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у - результативный показатель; x- факторы; - отклонение результативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование - это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

3. Факторный анализ экономических данных

Особо выделим такой метод анализа данных как факторный анализ. Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Кратные модели:

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях).

где ЗТ - средний запас товаров;

ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Построение факторной модели - первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов. Выделяют следующие способы:

1. Способ ценной подстановки.

3. Абсолютных разниц.

4. Относительных разниц.

5. Пропорциональные деления.

6. Интегральный метод.

7. Логарифмирование и т.д.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических средств и правил исследования экономики предприятия, определенным образом направленных на достижение цели анализа.

Характерными особенностями методов анализа и обработки данных являются:

использование системы показателей, которые всесторонне характеризуют хозяйственную деятельность;

комплексное использование источников информации;

изучение и количественное измерение влияния факторов на изменение того или другого показателя;

выявление резервов повышения эффективности хозяйствования;

разработка необходимых мероприятий, по устранению выявленных в процессе анализа недостатков;

контроль за устранением установленных в процессе анализа недостатков.

Литература

1. Ващенко Л.А. Экономический анализ. - Донецк, изд. Донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, 2007.

2. Гиляровская Л. Т. Экономический анализ. - М., 2005.

3. Гиляровская Л. Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой отчетности коммерческого предприятия. - СПб., 2003.

4. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: - Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - М., 2001.

Подобные документы

    Теоретические подходы к изучению методов исследования экономических процессов и явлений. Основные понятия и пути совершенствования методологии науки. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Содержание сущность факторного анализа.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Роль корреляцонно-регрессионного анализа в обработке экономических данных. Корреляционно-регрессионный анализ и его возможности. Предпосылки корреляционного и регрессионного анализа. Пакет анализа Microsoft Excel.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2002

    Понятие экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Методика факторного анализа. Многофакторные мультипликативные модели. Построение факторной модели - первый этап детерминированного анализа.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2006

    Экономический анализ как необходимый элемент управления экономикой, характеристика его особенностей и основных приемов и методов. Классификация видов экономического анализа. Методика детерминированного факторного анализа. Типы детерминированных моделей.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2013

    Машинное обучение и статистические методы анализа данных. Оценка точности прогнозирования. Предварительная обработка данных. Методы классификации, регрессии и анализа временных рядов. Методы ближайших соседей, опорных векторов, спрямляющего пространства.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2016

    Классификация методов экономического анализа. Применение статистических (формализованных) методов для предварительной и общей оценки хозяйственной деятельности. Метод бухгалтерского и финансового анализа. Экономико-математические и эвристические методы.

    лекция , добавлен 27.01.2010

    Понятие и значение экономического анализа, его предмет, содержание, цели и задачи. Способы обработки информации и ее источники. Методика факторного и функционально-стоимостного анализа. Оценка деловой активности предприятия. Анализ чистых активов.

    курс лекций , добавлен 19.10.2013

    Развитие анализа на микроуровне как результат формирования рыночной экономики. Предмет и основные направления экономического анализа. Метод экономического анализа и его пять наиболее общих элементов. Приемы обобщения в анализе. Примеры выполнения методов.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2009

    Классификации методов экономического анализа, их неформальные и формализованные виды. Характеристика метода средних величин. Применение средней геометрической. Метод группировки данных, агрегатный индекс. Определение индекса цен, формы их построения.

    эссе , добавлен 25.10.2011

    Способы графического и табличного представления данных анализа, группировка информации финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Структурные и аналитические группировки, методика и последовательность экономического анализа фонда оплаты труда.

Опрос – метод сбора данных посредством устного и письменного обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание которых освещает проблему. Вопрос – высказывание исследователя, адресуемое респонденту и требующее от него ответа.

МЕТОДЫ ОПРОСА – Анкетирование и интервью.

Анкетирование – письменный опрос респондентов посредством анкеты.

Структура анкеты включает вводную часть с инструктажем и формулировкой цели исследования, основную часть с опросным листом и паспортичку, содержащую социально-демографические данные респондентов. Опрос при анкетировании бывает раздаточным, почтовым, телефонным, прессовым, социометрическим (анализ межличностных отношений в малой группе), экспертным – опрос специалистов по проблеме.

Интервью – беседа исследователя с респондентом. Виды – свободное, нестандартизированное интервью; стандартизированное, формализованное интервью (беседа по фиксированному вопроснику и плану); фокусированное – изучения общественного мнения о конкретном факте; глубинное – выяснение общественного мнения по широкому кругу вопросов.

Наблюдение – визуальная и слуховая регистрация исследователем событий и условий, в которых они произошли. Виды – формализованные (определен объект, предмет, состав элементов) и неформализованные (определяется только объект наблюдения, но не события); включенные (социолог участвует в событиях, скрытые и открытые) и невключенные (исследователь не вмешивается в события); полевые (в естественной среде) и лабораторные (в искусственной среде и контролируемых условиях); систематическое (последовательное наблюдение по графику).

Эксперимент - получение информации в контролируемых и нестандартных для объекта условиях, о динамике его контрольных свойств. Виды – полевой (воздействие экспериментального фактора на объект в реальной социальной ситуации), лабораторный (экспериментальный фактор в искусственной ситуации), мысленный (эксперимент на основе информации о явлении, её моделировании).

Анализ документов – извлечение из документальных источников информации при изучении явлений для решения определенных исследовательских задач. Контент-анализ – метод анализа документов, основанный на стандартизации процедур изучения содержания текста.

Контрольные вопросы

1. Что такое социологическое исследование?

2. Какие виды социологических исследований различают?

3. Как составляется программа социологического исследования?

4. Что такое выборка?

5. Что такое репрезентативность выборки?

6. Чем различаются понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность»?

Тема 15. Методы обработки и анализа информации.

1. Обработка и анализ социологической информации.

2. Научное описание данных, составление отчета.

1 . Обработка и анализ социологической информации. Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку и анализ данных, полученных в ходе исследования.

Что же такое данные в социологии? Данные - это собранная, формализованная и структуриро­ванная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация. Формализация - это совокупность процедур форми­рования выборки, доступа к социо­логической информации, ее фиксации и измерения. Структуриро­вание включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка).

Обработка данных включает в себя следующие действия:

1. Редактирование и кодирование информации. Цель – проверка и формализация информации: методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, то опросник исключается как некачественный.

Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных.

2. Статистический анализ – выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения. К основным методам статистической обработки данных относят:

1) факторный анализ – это выявление факторов, которые позволяют представить часть информации в удобном виде. Например, обобщенные характеристики поведения личности, определяемые как её черты.

2)кластерный анализ – выделение ведущего признака и иерархии взаимосвязи признаков.

3) дисперсионный анализ – изучение одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. Наблюдаемый признак может быть только количественным, а объясняющие признаки количественными и качественными.

4) регрессионный анализ - выявление численной зависимости среднего значения изменений результативного признака (объясняемой) от изменений объясняющих переменных (признаков). Цель – понять насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.

5) латентно-структурный анализ – исследование проявлений сложных взаимосвязей непосредственно ненаблюдаемых характеристик социальных явлений (внутренней структуры связи между признаками).

6) многомерное шкалирование – выявление в виде наглядной оценки различий или сходства между объектами, описываемыми большим количеством разных переменных. Различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Простой формой обобщения данных является их группировка – объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедура требует расчленения разнородных явлений в однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определения признаков разграничения типов, интервала перехода одного типа к другому.

Различают такие виды группировок:

1. суммирование однородных признаков для определения абсолютного числа их проявлений в изучаемой совокупности.

2. ранжирование – группировка единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака.

3. шкалирование – на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы (трехмерной; многомерной; двухсторонней (интересуется/ не интересуется)). Каждому пункту шкалы дается определенное числовое обозначение.

4. табулирование – построение статистических таблиц (сводка данных по годам относительно ситуации и т.д.).

Первый из таких принципов - согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического исследования.

Второй важный принцип - принцип дополнительности, со­стоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации полученных данных нашли воплощение содержательные сообра­жения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучае­мом социальном объекте, а само исследование утрачивает смысл.

Третий принцип - глубокое осмысление социальной сущно­сти каждого выделенного в процессе статистического анализа эле­мента (признака) изучаемого объекта с точки зрения «содержа­тельных последствий» его взаимодействия с другими - явными и латентными - его признаками и факторами.

Четвертый принцип - проверка на основе качественного анализа исходных гипотез путем их соотнесения с полученными выводами, на предмет их подтверждения или не подтверждения (опровержения). Чаще всего для проверки гипотез в социологических исследованиях используют статистические мето­ды (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависи­мости и др.), что позволяет получить вероятностные оценки обоснованности выдвигаемых гипотез, их подтверждаемости/неподтверждаемости.

2. Результаты исследования отражаются в отчете – итоговом документе. Полученные в процессе прикладного социологического ис­следования данные в процессе анализа, обобщения и осмысления включаются в определенный социальный контекст, детермини­руемый существенными особенностями и тенденциями исследуе­мого социального явления или процесса. Такое «включение» со­ставляет тот социальный фон, на котором из интерпретации, типологизации и сопоставления полученных эмпирических данных строятся теоретические обобщения и выводы, формулируются ре­комендации для совершенствования управленческого воздействия на изучаемые социальные объекты. В этом и состоит заключи­тельный этап социологического исследования - подготовка итог вого отчета и последующее предоставление его заказчику.

Отчет должен содержать: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

Анализ и обобщение результатов социологических исследо­ваний создают возможность осуществления социологического предвидения, т.е. вероятностного предсказания возможных вариан­тов развития социальных процессов и явлений. Основной формой конкретизации предвидения является социальное прогнозирова­ние. Прогнозирование - это научное исследование перспектив раз­вития или возможного состояния исследуемого объекта и состав­ление на этой основе прогноза наиболее вероятного его изменения в будущем.

Практическая реализация результатов социологического исследования осуществляется совместными, желательно хорошо согласованными и скоординированными действиями, производи­мыми как специалистами, разработавшими программу и инстру­ментарий, а также осуществившими само исследование, так и за­казчиками - управленческим аппаратом государственных органов, учреждений, руководителями частных фирм, банков, обществен­ных организаций и т.п. Только в таком случае они принесут ожи­даемый и серьезный практический эффект. В этом состоит основ­ной канал практического внедрения результатов социологического исследования.

по курсу Основы экономики

по теме: Методы анализа и обработки данных

Введение

2. Основные группы эконометрических методов анализа и обработки данных

3. Факторный анализ экономических данных

Заключение

Литература

Введение

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет и методику исследования. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

В данной работе анализируются способы и методы анализа и обработки данных.

1. Общая характеристика методов анализа и обработки данных

Основная цель экономического анализа получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Экономический анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные принципы анализа и обработки данных:

Научность базируется на положениях динамической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, а также методы экономических исследований. Принцип научности реализуется путем совершенствования анализа хозяйственной деятельности, применения методик и ЭВМ.

Объективность, конкретность и точность предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов и их причинно-следственная связь. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выгода его должна обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так же методики анализа с целью повышения его точности и достоверности расчета.

Системность и комплексность каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой. Так же изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов, определенным образом связанных между собой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимозачетности его отдельных элементов. Комплектность и исследование требуют охвата всех звеньев и всех сторон деятельности предприятий.

Оперативность и своевременность предусматривает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и проводить их в жизнь. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и перераспределении причин отклонения от плана, как по количественным, так и по качественным показателям, изыскание путей устранения отрицательно-действующих факторов и закрепления усиления положительных факторов. Все это делает возможным улучшения работы предприятий.

Действенность активное воздействие на ход процесса производства и его результатов.

Плановость и систематичность анализ проводится по плану и периодически. Этот принцип позволяет планировать работу.

Демократичность предполагает участие всех в проведении анализа и предполагает доступность информации всем. Кто принимает решение.

Эффективность затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Основными функциями финансового анализа являются:

объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Проанализируем сущность методов анализа экономических данных. Общим по своему характеру методом, который раскрывает общие законы развития материального мира является диалектический метод. Понимание особенностей диалектического метода определяет метод экономического анализа, и его характерные особенности.

1. Использование диалектического метода в анализе означает, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном изменении, развития, то есть в динамике. Отсюда вытекает первая характерная особенность метода анализа необходимость постоянных сравнений, изучение экономических процессов в динамике. Сравнения могут быть с данными плана, результатами минувших лет, с достиже




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины