30.07.2019

Модель человека наглядное пособие в медицинских вузах. Двигательный аппарат человека. Органы дыхательной системы


Наука механика потому столь благородна
и полезна более всех прочих наук, что,
как оказывается, все живые существа,
имеющие способность к движению,
действуют по ее законам.

Леонардо да Винчи

Познай себя!

Двигательный аппарат человека — это самодвижущийся механизм, состоящий из 600 мышц, 200 костей, нескольких сотен сухожилий. Эти цифры приблизительны, поскольку некоторые кости (например, кости позвоночного столба, грудной клетки) срослись друг с другом, а многие мышцы имеют несколько головок (например, двуглавая мышца плеча, четырехглавая мышца бедра) или делятся на множество пучков (дельтовидная, большая грудная, прямая мышца живота, широчайшая мышца спины и многие другие). Считается, что двигательная деятельность человека сравнима по сложности с человеческим мозгом — самым совершенным созданием природы. И подобно тому как изучение мозга начинают с исследования его элементов (нейронов), так и в биомеханике прежде всего изучают свойства элементов двигательного аппарата.


Двигательный аппарат состоит из звеньев. Звеном называется часть тела, расположенная между двумя соседними суставами или между суставом и дистальным концом. Например, звеньями тела являются: кисть, предплечье, плечо, голова и т. д.


ГЕОМЕТРИЯ МАСС ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА

Геометрией масс называется распределение масс между звеньями тела и внутри звеньев. Геометрия масс количественно описывается масс-инерционными характеристиками. Важнейшие из них — масса, радиус инерции, момент инерции и координаты центра масс.


Масса (т) —это количество вещества (в килограммах), содержащееся в теле или отдельном звене.


Вместе с тем масса — это количественная мера инертности тела по отношению к действующей на него силе. Чем больше масса, тем инертнее тело и тем труднее вывести его из состояния покоя или изменить его движение.

Массой определяются гравитационные свойства тела. Вес тела (в Ньютонах)


ускорение свободнопадающего тела.


Масса характеризует инертность тела при поступательном движении. При вращении инертность зависит не только от массы, но и от того, как она распределена относительно оси вращения. Чем больше расстояние от звена до оси вращения, тем больше вклад этого звена в инертность тела. Количественной мерой инертности тела при вращательном движении служит момент инерции:


где R ин — радиус инерции — среднее расстояние от оси вращения (например, от оси сустава) до материальных точек тела.


Центром масс называется точка, где пересекаются линии действия всех сил, приводящих тело к поступательному движению и не вызывающих вращения тела. В поле гравитации (когда действует сила тяжести) центр масс совпадает с центром тяжести. Центр тяжести — точка, к которой приложена равнодействующая сил тяжести всех частей тела. Положение общего центра масс тела определяется тем, где находятся центры масс отдельных звеньев. А это зависит от позы, т. е. от того, как части тела расположены друг относительно друга в пространстве.


В человеческом теле около 70 звеньев. Но столь подробного описания геометрии масс чаще всего и не требуется. Для решения большинства практических задач достаточно 15-звенной модели человеческого тела (рис. 7). Понятно, что в 15-звенной модели некоторые звенья состоят из нескольких элементарных звеньев. Поэтому такие укрупненные звенья правильнее называть сегментами.

Цифры на рис. 7 верны для “среднего человека”, они получены путем усреднения результатов исследования многих людей. Индивидуальные особенности человека, и в первую очередь масса и длина тела, влияют на геометрию масс.


Рис. 7. 15 — звенная модель человеческого тела: справа — способ деления тела на сегменты и масса каждого сегмента (в % к массе тела); слева — места расположения центров масс сегментов (в % к длине сегмента)— см. табл. 1 (по В. М. Зациорскому, А. С. Аруину, В. Н. Селуянову)

В. Н. Селуянов установил, что массы сегментов тела можно определить с помощью следующего уравнения:

где m х — масса одного из сегментов тела (кг), например стопы, голени, бедра и т. д.; m —масса всего тела (кг); H —длина тела (см); В 0 , В 1, В 2 — коэффициенты регрессионного уравнения, они различны для разных сегментов (табл. 1).


Примечание. Величины коэффициентов округлены и верны для взрослого мужчины.

Для того чтобы уяснить, как пользоваться таблицей 1 и другими подобными таблицами, вычислим, например, массу кисти человека, у которого масса тела равна 60 кг, а длина тела 170 см.


Таблица 1

Коэффициенты уравнения для вычисления массы сегментов тела по массе (т) и длине (Я) тела

Сегменты

Коэффициенты уравнения



В 0


В 1


В 2

Стопа
Голень
Бедро
Кисть
Предплечье
Плечо
Голова
Верхняя часть туловища
Средняя часть туловища
Нижняя часть туловища

—0,83
—1,59
—2,65
—0,12
0,32
0,25
1,30
8,21
7,18
—7,50

0,008
0,036
0,146
0,004
0,014
0,030
0,017
0,186
0,223
0,098

0,007
0,012
0,014
0,002
—0,001
—0,003
0,014
—0,058
—0,066
0,049


Масса кисти = - 0,12 + 0,004х60+0,002х170 = 0,46 кг. Зная, каковы массы и моменты инерции звеньев тела и где расположены их центры масс, можно решить много важных практических задач. В том числе:


— определить количество движения, равное произведению массы тела на его линейную скорость (m·v);


определить кинетический момент, равный произведению момента инерции тела на угловую скорость (J w ); при этом нужно учитывать, что величины момента инерции относительно разных осей неодинаковы;


— оценить, легко или трудно управлять скоростью тела или отдельного звена;

— определить степень устойчивости тела и т. д.

Из этой формулы видно, что при вращательном движении относительно той же оси инертность человеческого тела зависит не только от массы, но и от позы. Приведем пример.


На рис. 8 изображена фигуристка, выполняющая вращение. На рис. 8, А спортсменка вращается быстро и делает около 10 оборотов в секунду. В позе, изображенной на рис. 8, Б, вращение резко замедляется и затем прекращается. Это происходит потому, что, отводя руки в стороны, фигуристка делает свое тело инертнее: хотя масса ( m ) остается той же, увеличивается радиус инерции (R ин ) и, следовательно, момент инерции.



Рис. 8. Замедление вращения при изменении позы: А — меньшая; Б — большая величина радиуса инерции и момента инерции, который пропорционален квадрату радиуса инерции (I=m · R ин )


Еще одной иллюстрацией сказанному может быть шуточная задача: что тяжелее (точнее, инертнее)—килограмм железа или килограмм ваты? При поступательном движении их инертность одинакова. При круговом движении труднее перемещать вату. Ее материальные точки дальше отстоят от оси вращения, и поэтому момент инерции значительно больше.

ЗВЕНЬЯ ТЕЛА КАК РЫЧАГИ И МАЯТНИКИ

Биомеханические звенья представляют собой своеобразные рычаги и маятники.


Как известно, рычаги бывают первого рода (когда силы приложены по разные стороны от точки опоры) и второго рода. Пример рычага второго рода представлен на рис. 9, А: гравитационная сила (F 1) и противодействующая ей сила мышечной тяги (F 2) приложены по одну сторону от точки опоры, находящейся в данном случае в локтевом суставе. Подобных рычагов в теле человека большинство. Но есть и рычаги первого рода, например голова (рис. 9, Б) и таз в основной стойке.


Задание: найдите рычаг первого рода на рис. 9, А.

Рычаг находится в равновесии, если равны моменты противодействующих сил (см. рис. 9,А):


F 2 —сила тяги двуглавой мышцы плеча; l 2 — короткое плечо рычага, равное расстоянию от места прикрепления сухожилия до оси вращения; α — угол между направлением действия силы и перпендикуляром к продольной оси предплечья.


Рычажное устройство двигательного аппарата дает человеку возможность выполнять дальние броски, сильные удары и т. п. Но ничто на свете даром не дается. Мы выигрываем в скорости и мощности движения ценой увеличения силы мышечного сокращения. Например, для того чтобы, сгибая руку в локтевом суставе, перемещать груз массой 1 кг (т. е. с силой тяжести 10 Н) так, как показано на рис. 9, Л, двуглавая мышца плеча должна развить силу 100—200 Н.


“Обмен” силы на скорость тем более выражен, чем больше соотношение плеч рычага. Проиллюстрируем это важное положение примером из гребли (рис. 10). Все точки весла-тела, движущегося вокруг оси, имеют одну и ту же угловую скорость



Но их линейные скорости неодинаковы. Линейная скорость (v) тем выше, чем больше радиус вращения (г):


Следовательно, для увеличения скорости нужно увеличивать радиус вращения. Но тогда придется во столько же раз увеличить и силу, прикладываемую к веслу. Именно поэтому длинным веслом труднее грести, чем коротким, бросить тяжелый предмет на дальнюю дистанцию труднее, чем на близкую, и т. д. Об этом знал еще Архимед, руководивший обороной Сиракуз от римлян и изобретавший рычажные приспособления для метания камней.

Руки и ноги человека могут совершать колебательные движения. Это делает наши конечности похожими на маятники. Наименьшие затраты энергии на перемещение конечностей имеют место, когда частота движений на 20— 30% больше частоты собственных колебаний руки или ноги:

где (g= 9,8 м/с 2 ; l — длина маятника, равная расстоянию от точки подвеса до центра масс руки или ноги.

Эти 20—30% объясняются тем, что нога не является однозвенным цилиндром, а состоит из трех сегментов (бедра, голени и стопы). Обратите внимание: собственная частота колебаний не зависит от массы качающегося тела, но уменьшается при увеличении длины маятника.

Делая частоту шагов или гребков при ходьбе, беге, плавании и т. п. резонансной (т. е. близкой к собственной частоте колебаний руки или ноги), удается минимизировать затраты энергии.

Замечено, что при наиболее экономичном сочетании частоты и длины шагов или гребков человек демонстрирует существенно повышенную физическую работоспособность. Это полезно учитывать не только при тренировке спортсменов, но и при проведении физкультурных занятий в школах и группах здоровья.


Любознательный читатель может спросить: чем объясняется высокая экономичность движений, выполняемых с резонансной частотой? Это происходит потому, что колебательные движения верхних и нижних конечностей сопровождаются рекуперацией механической энергии (от лат. recuperatio — получение вновь или повторное использование). Простейшая форма рекуперации — переход потенциальной энергии в кинетическую, затем снова в потенциальную и т. д. (рис. 11). При резонансной частоте движений такие преобразования осуществляются с минимальными потерями энергии. Это означает, что метаболическая энергия, однажды созданная в мышечных клетках и перешедшая в форму механической энергии, используется многократно — и в этом цикле движений, и в последующих. А если так, то потребность в притоке метаболической энергии уменьшается.



Рис. 11. Один из вариантов рекуперации энергии при циклических движениях: потенциальная энергия тела (сплошная линия) переходит в кинетическую (пунктир), которая вновь преобразуется в потенциальную и способствует переходу тела гимнаста в верхнее положение; цифры на графике соответствуют пронумерованным позам спортсмена

Благодаря рекуперации энергии выполнение циклических движений с темпом, близким к резонансной частоте колебаний конечностей,— эффективный способ сохранения и накопления энергии. Резонансные колебания способствуют концентрации энергии, и в мире неживой природы они иногда небезопасны. Например, известны случаи разрушения моста, когда по нему шло воинское подразделение, четко отбивая шаг. Поэтому по мосту положено идти не в ногу.

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОСТЕЙ И СУСТАВОВ


Механические свойства костей определяются их разнообразными функциями; кроме двигательной, они выполняют защитную и опорную функции.


Кости черепа, грудной клетки и таза защищают внутренние органы. Опорную функцию костей выполняют кости конечностей и позвоночника.

Кости ног и рук продолговатые и трубчатые. Трубчатое строение костей обеспечивает противодействие значительным нагрузкам и вместе с тем в 2—2,5 раза снижает их массу и значительно уменьшает моменты инерции.

Различают четыре вида механического воздействия на кость: растяжение, сжатие, изгиб и кручение.


При растягивающей продольной силе кость выдерживает напряжение 150 Н/мм 2 . Это в 30 раз больше, чем давление, разрушающее кирпич. Установлено, что прочность кости на растяжение выше, чем у дуба, и почти равна прочности чугуна.


При сжатии прочность костей еще выше. Так, самая массивная кость— большеберцовая выдерживает вес 27 человек. Предельная сила сжатия составляет 16000— 18000 Н.

При изгибе кости человека также выдерживают значительные нагрузки. Например, силы 12000 Н (1,2 т) недостаточно, чтобы сломать бедренную кость. Подобный вид деформации широко встречается и в повседневной жизни, и в спортивной практике. Например, сегменты верхней конечности деформируются на изгиб при удержании положения “крест” в висе на кольцах.


При движениях кости не только растягиваются, сжимаются и изгибаются, но также и скручиваются. Например, при ходьбе человека моменты скручивающих сил могут достичь 15 Нм. Эта величина в несколько раз меньше предела прочности костей. Действительно, для разрушения, например, большеберцовой кости момент скручивающей силы должен достичь 30—140 Нм (Сведения о величинах сил и моментов сил, приводящих к деформации костей, приблизительны, а цифры, по-видимому, занижены, поскольку получены преимущественно на трупном материале. Но и они свидетельствуют о многократном запасе прочности человеческого скелета. В некоторых странах практикуется прижизненное определение прочности костей. Такие исследования хорошо оплачиваются, но приводят к увечьям или гибели испытателей и потому антигуманны ).


Таблица 2

Величины силы, действующей на головку бедренной кости
(по X. А. Янсону, 1975 г., переработано)

Вид двигательной деятельности


Величина силы (по Вид двигательной деятельности отношению к силе тяжести тела)


Сидение


0,08


Стояние на двух ногах


0,25


Стояние на одной ноге


2,00


Ходьба по ровной поверхности


1,66


Подъем и спуск по наклонной поверхности


2,08


Быстрая ходьба


3,58


Особенно велики допустимые механические нагрузки у спортсменов, потому что регулярные тренировки приводят к рабочей гипертрофии костей. Известно, что у штангистов утолщаются кости ног и позвоночника, у футболистов — внешняя часть кости плюсны, у теннисистов — кости предплечья и т. д.


Механические свойства суставов зависят от их строения. Суставная поверхность смачивается синовиальной жидкостью, которую, как в капсуле, хранит суставная сумка. Синовиальная жидкость обеспечивает уменьшение коэффициента трения в суставе примерно в 20 раз. Поразителен характер действия “выжимающейся” смазки, которая при снижении нагрузки на сустав поглощается губчатыми образованиями сустава, а при увеличении нагрузки выжимается для смачивания поверхности сустава и уменьшения коэффициента трения.


Действительно, величины сил, воздействующих на суставные поверхности, огромны и зависят от вида деятельности и ее интенсивности (табл. 2).

Примечание. Еще выше силы, действующие на коленный сустав; при массе тела 90 кг они достигают: при ходьбе 7000 Н, при беге 20000 Н.


Прочность суставов, как и прочность костей, небеспредельна. Так, давление в суставном хряще не должно превышать 350 Н/см 2 . При более высоком давлении прекращается смазка суставного хряща и увеличивается опасность его механического стирания. Это нужно учитывать в особенности при проведении туристических походов (когда человек несет тяжелый груз) и при организации оздоровительных занятий с людьми среднего и пожилого возраста. Ведь известно, что с возрастом смазывание суставной сумки становится менее обильным.


БИОМЕХАНИКА МЫШЦ

Скелетные мышцы являются основным источником механической энергии человеческого тела. Их можно сравнить с двигателем. На чем же основан принцип действия такого “живого двигателя”? Что приводит в действие мышцу и какие свойства она при этом проявляет? Как мышцы взаимодействуют между собой? И наконец, какие режимы функционирования мышц являются наилучшими? Ответы на эти вопросы вы найдете в настоящем разделе.

Биомеханические свойства мышц

К ним относятся сократимость, а также упругость, .жесткость, прочность и релаксация.


Сократимость — это способность мышцы сокращаться при возбуждении. В результате сокращения происходит укорочение мышцы и возникает сила тяги.


Для рассказа о механических свойствах мышцы воспользуемся моделью (рис. 12), в которой соединительнотканные образования (параллельный упругий компонент) имеют механический аналог в виде пружины (1). К соединительнотканным образованиям относятся: оболочка мышечных волокон и их пучков, сарколемма и фасции.


При сокращении мышцы образуются поперечные актино-миозиновые мостики, от числа которых зависит сила сокращения мышцы. Актино-миозиновые мостики сократительного компонента изображаются на модели в виде цилиндра, в котором движется поршень (2).


Аналогом последовательного упругого компонента является пружина (3), последовательно соединенная с цилиндром. Она моделирует сухожилие и те миофибриллы (сократительные нити, составляющие мышцу), которые в данный момент не участвуют в сокращении.



По закону Гука для мышцы ее удлинение нелинейно зависит от величины растягивающей силы (рис. 13). Эта кривая (ее называют “сила — длина”) является одной из характеристических зависимостей, описывающих закономерности мышечного сокращения. Другую характеристическую зависимость “сила — скорость” называют в честь изучавшего ее известного английского физиолога кривой Хилла (рис. 14) (Так принято сегодня называть эту важную зависимость. На самом деле А. Хилл изучал только преодолевающие движения (правую часть графика на рис. 14). Взаимосвязь между силой и скоростью при уступающих движениях впервые исследовал Abbot. ).

Прочность мышцы оценивается величиной растягивающей силы, при которой происходит разрыв мышцы. Предельное значение растягивающей силы определяется по кривой Хилла (см. рис. 14). Сила, при которой происходит разрыв мышцы (в пересчете на 1 мм 2 ее поперечного сечения), составляет от 0,1 до 0,3 Н/мм 2 . Для сравнения: предел прочности сухожилия около 50 Н/мм 2 , а фасций около 14 Н/мм 2 . Возникает вопрос: почему иногда рвется сухожилие, а мышца остается целой? По-видимому, это может происходить при очень быстрых движениях: мышца успевает самортизировать, а сухожилие нет.


Релаксация — свойство мышцы, проявляющееся в постепенном уменьшении силы тяги при постоянной длине мышцы. Релаксация проявляется, например, при спрыгивании и прыжке вверх, если во время глубокого подседа человек делает паузу. Чем пауза длительнее, тем сила отталкивания и высота выпрыгивания меньше.


Режимы сокращения и разновидности работы мышц

Мышцы, прикрепленные сухожилиями к костям, функционируют в изометрическом и анизометрическом режимах (см. рис. 14).

При изометрическом (удерживающем) режиме длина мышцы не изменяется (от греч. “изо” — равный, “метр”— длина). Например, в режиме изометрического сокращения работают мышцы человека, который подтянулся и удерживает свое тело в этом положении. Аналогичные примеры: “крест Азаряна” на кольцах, удержание штанги и т. п.


На кривой Хилла изометрическому режиму соответствует величина статической силы (F 0), при которой скорость сокращения мышцы равна нулю.


Замечено, что статическая сила, проявляемая спортсменом в изометрическом режиме, зависит от режима предшествующей работы. Если мышца функционировала в уступающем режиме, то F 0 больше, чем в том случае, когда выполнялась преодолевающая работа. Именно поэтому, например, “крест Азаряна” легче выполнить, если спортсмен приходит в него из верхнего положения, а не из нижнего.


При анизометрическом сокращении мышца укорачивается или удлиняется. В анизометрическом режиме функционируют мышцы бегуна, пловца, велосипедиста и т. д.

У анизометрического режима две разновидности. В преодолевающем режиме мышца укорачивается в результате сокращения. А в уступающем режиме мышца растягивается внешней силой. Например, икроножная мышца спринтера функционирует в уступающем режиме при взаимодействии ноги с опорой в фазе амортизации, а в преодолевающем режиме — в фазе отталкивания.

Правая часть кривой Хилла (см. рис. 14) отображает закономерности преодолевающей работы, при которой возрастание скорости сокращения мышцы вызывает уменьшение силы тяги. А в уступающем режиме наблюдается обратная картина: увеличение скорости растяжения мышцы сопровождается увеличением силы тяги. Это является причиной многочисленных травм у спортсменов (например, разрыва ахиллова сухожилия у спринтеров и прыгунов в длину).

Рис. 15. Мощность мышечного сокращения в зависимости от проявляемой силы и скорости; заштрихованный прямоугольник соответствует максимальной мощности

Групповое взаимодействие мышц

Существуют два случая группового взаимодействия мышц: синергизм и антагонизм.


Мышцы-синергисты перемещают звенья тела в одном направлении. Например, в сгибании руки в локтевом суставе участвуют двуглавая мышца плеча, плечевая и плечелучевая мышцы и т. д. Результатом синергического взаимодействия мышц служит увеличение результирующей силы действия. Но этим значение синергизма мышц не исчерпывается. При наличии травмы, а также при локальном утомлении какой-либо мышцы ее синергисты обеспечивают выполнение двигательного действия.


Мышцы-антагонисты (в противоположность мышцам-синергистам) имеют разнонаправленное действие. Так, если одна из них выполняет преодолевающую работу, то другая — уступающую. Существованием мышц-антагонистов обеспечивается: 1) высокая точность двигательных действий; 2) снижение травматизма.


Мощность и эффективность мышечного сокращения


По мере увеличения скорости мышечного сокращения сила тяги мышцы, функционирующей в преодолевающем режиме, снижается по гиперболическому закону (см. рис. 14). Известно, что механическая мощность равна произведению силы на скорость. Существуют сила и скорость, при которых мощность мышечного сокращения наибольшая (рис. 15). Этот режим имеет место, когда и сила, и скорость составляют примерно 30% от максимально возможных величин.

В игре "Кто хочет стать миллионером?" за сегодня, 7 октября 2017 года, двенадцатый вопрос для игроков первой части игры оказался сложным. Вопрос касался модели человеческого тела - наглядном пособии для будущих врачей. Верный ответ выделен синим цветом и полужирным шрифтом.

Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?

Я нашел такое наглядное пособие для акушеров. Ниже выдержка со справочного сайта об этом наглядном пособии.

ФАНТОМ АКУШЕРСКИЙ, наглядное учебное пособие для преподавания акушерства, гл. обр. течения и механизма родов и акушерских операций. В простейшем своем виде Ф. а. состоит из костного женского таза и скелетированной головки доношенного плода. Обычно однако под Ф. а. подразумевают таз, вмонтированный в нечто, напоминающее нижнюю половину женского туловища с верхними половинами бедер, и «куклу», изображающую доношенный плод. Ф. а. эти приготовляются из самого разнообразного материала, начиная с дерева и кончая специально обработанным трупом; то же и «куклы». Впервые стал применять Ф. а. для преподавания еще в конце 17 в. шведский акушер Горн, описав его в своем учебнике. Этот же учебник был первой учебной книгой по акушерству на русском языке («Повивальная бабка», М., 1764).

Поэтому очевидно, что верный ответ на вопрос находится на последнем месте в списке вариантов ответа, это фантом.

  • призрак
  • зомби
  • фантом

Кабинет биологии, уставленный макетами скелетов, заспиртованными лягушками и экзотическими растениями, неизменно пользуется интересом у детей. Другое дело, что интерес не всегда простирается за пределы этих необыкновенных предметов и редко переносится на сам предмет.

Но в помощь учителям и преподавателям сегодня создано огромное количество игр и приложений, с которыми становятся доступны немыслимые ранее опыты. Вот лучшие из них.

Это великолепное приложение частично решает стародавнюю проблему этики, касающуюся проведения опытов над животными. Frog Dissection позволяет провести 3D-вскрытие лягушки, которое до боли напоминает настоящее препарирование. В программе есть подробная инструкция по проведению эксперимента, анатомическое сравнение лягушки и человека и целый набор необходимых инструментов, которые высвечиваются в верхней части экрана: скальпель, пинцет, булавка… Ко всему прочему, приложение позволяет подробно изучить каждый препарированный орган. Так что c Frog Dissection студенты-первокурсники, которые являются по совместительству участниками организаций по защите животных, могут спокойно препарировать виртуальных лягушек и получать свои заветные зачёты. Ни одно животное в процессе такого опыта не пострадает. Frog Dissection можно скачать с iTunes за $3.99.

Несмотря на то, что сегодня существует огромное количество анатомических атласов и энциклопедий, созданных как для школьников, так и для студентов-медиков, приложение 3D Human Anatomy, созданное японской компанией teamLabBody , – это одна из лучших на сегодняшний день интерактивных анатомий, которая позволяет изучить трёхмерную модель человеческого тела.

Leafsnap – это своеобразный цифровой распознаватель деревьев, который, безусловно, понравится всем ботаникам (в прямом смысле этого слова) и любителям природы. Принцип работы приложения довольно прост: чтобы понять, какое растение перед вами, достаточно сфотографировать его листок. После этого приложение запускает специальный алгоритм сравнения формы листочка с теми, что заложены в его памяти (что-то вроде механизма распознавания лиц людей). Вместе с заключением о предполагаемом «носителе» листа приложение выдаст кучу информации об этом растении – месте произрастания, особенностях цветения и т.д. Если из-за качества изображения программе будет сложно прийти к окончательному выводу, он предложит вам возможные варианты с подробным описанием. Дальше уже – дело за вами. В целом, очень познавательное приложение, которое помогает без лишних усилий узнать чуть больше об окружающем мире. Кстати, каждое фото, поступившее в приложение, попадает в специально разработанную базу флоры той или иной местности и помогает учёным в исследованиях новых видов растений и пополнении информации об уже известных. Приложение можно бесплатно скачать на App Store .

Увлекательное приложение для детей, с которым легко совершать захватывающие путешествия по человеческому телу. И не просто путешествия, а путешествия на ракете по 3D-моделям различных органов и систем нашего организма: можно «прокатиться» по сосудам, посмотреть, как мозг получает и отправляет сигналы и куда поступает пища, которую мы едим. У ребёнка есть возможность останавливаться в любом месте и осматриваться вокруг. Приложение позволяет увеличивать изображения скелета, мышц, внутренних органов, нервов и кровеносных сосудов и изучать место их расположения и принципы работы. Хотите узнать, как кости черепа крепятся друг к другу, какие мышцы работают больше остальных в организме или откуда взялось название радужной оболочки? В My Incredible Body можно получить ответы на эти и множество других вопросов. В программе есть короткие видеоролики, в которых запечатлены процесс дыхания, совместная работа мышц, функционирование слухового аппарат и т.д. В общем, для знакомства с телом это отличный вариант, тем более, что цена в App Store $ 2.69.

Это даже не приложение, это карманная подсказка, в которой представлены короткие статьи по основным темам: «Клетка», «Корень», «Водоросли», «Класс насекомые», «Подкласс рыбы», «Класс млекопитающие», «Эволюция животного мира», «Общий обзор организма человека и т.д. Ничего нового и удивительного, но чтобы повторить какие-то затерявшиеся в памяти базовые вещи – вполне сгодится. Строго, лаконично и бесплатно.

Очередное приложение для первого знакомства с человеческим телом. Human Body – это нечто среднее между игрой и энциклопедией. Каждый процесс человеческого тела представлен интерактивно и подробно описан: сердце здесь бьётся, кишки булькают, лёгкие дышат, глаза рассматривают и т.д. Приложение заняло 1-е место в образовательных чартах App Store в 146-ти странах и было названо одним из лучших приложений App Store в 2013 году. Вот цитата из описания продукта на iTunes:

Human Body предназначено для детей, чтобы помочь им узнать, из чего мы сделаны и как мы работаем.

В приложении можно выбрать один из четырёх аватаров, на примере которого будет демонстрироваться работа нашего организма. Здесь нет особых правил и уровней – основой всего является любопытство ребёнка, который может задавать приложению любые вопросы относительно нашего тела. Как мы дышим? Как мы видим? И так далее. В приложении есть анимация и интерактивное представление шести систем нашего тела: скелетной, мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной. В комплекте с приложением вы скачиваете бесплатную PDF-книгу по анатомии человека с подробными статьями и вопросами для дискуссий. Приложение доступно на iTunes за $2.99.

Это ещё одно приложение от бруклинской студии разработчиков образовательных приложений Tinybop, но уже для изучения ботаники. Хотели узнать тайны зелёного царства? Plants помогут в этом как детям, так и тем, кто просто хочет узнать побольше об экосистемах нашей планеты. Приложение представляет собой интерактивную диораму, в которой игрок – царь и бог, способный управлять погодой, устраивать лесные пожары и наблюдать за животными в их естественной среде. В процессе такого творчества пользователю предоставляется возможность познакомиться с различными растениями и животными в виртуальной песочнице, копирующей их естественную среду обитания. В приложении есть экосистемы лесных и пустынных районов, тундры и лугов. В скором времени разработчики обещают представить экосистемы тайги, тропической саванны и мангровых лесов. Впрочем, здесь дело не в количестве. Познакомиться с жизненным циклом хотя бы одного биома – уже достижение, зато такой опыт поможет гораздо лучше понять, как живёт наша планета и насколько в природе всё взаимосвязано. Приложение есть в App Store , его цена – $2.99.

Будущие студенты-медики сегодня лишены возможности изучать тело человека, препарируя человеческие трупы. Вместо этого на занятиях по анатомии используют тушки гусей, свиные сердца или коровьи глазные яблоки. В медвузах говорят: через пару лет в больницы придут врачи, которые совсем не знают человеческое тела. И за их квалификацию сложно поручиться.

Препараты с мясокомбината

На занятиях анатомии сегодняшние студенты Оренбургской медакадемии работают с телами умерших, побывавшими в руках не одного поколения будущих медиков. Эти анатомические препараты уже почти потеряли сходство с человеческими телами.

По признанию заведующего кафедрой анатомии Льва Железнова, уже больше пяти лет поступлений нового биологического материала в их вуз не было.

«Когда училось наше поколение в 80-х годах, мы, например, накладывали швы на фрагментах конечностей, а сегодня и на нашей кафедре, и на кафедре оперативной хирургии трупного материала не хватает. Мы изучаем какие-то вещи на органах животных - например, глазные яблоки берем у крупного рогатого скота, благо, с этим проблем нет. Студенты из деревень привозят что-то из своих хозяйств, часть приобретается на мясокомбинатах и рынках. А делать операции они тренируются, в том числе, и на животных», - комментирует Лев Железнов.

Трупный материал, который изредка удается добыть медицинским вузам, обычно уже теряет первозданный вид. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Тем временем у студентов Самарского медицинского университета идет лекция по анатомии: «Пищевод. Желудок. Кишечник». Преподаватель показывает студентам натуральный экспонат, дает нужные пояснения. Можно только посмотреть, нельзя тренироваться в надрезах. Трупный материал в вуз практически не поступает, все, что есть в наличии - хорошо законсервированное старое. Старший преподаватель университета СамГУ Евгений Баладянц лично собирал коллекцию на протяжении 14 лет, еще в то время, когда вузы легко получали биологический материал для практики.

Мертвые учат живых

В средневековье многие врачи познавали анатомию человека, изучая трупы. Среди них был и знаменитый персидский ученый Авиценна. Даже самые передовые современники осуждали врача за «кощунство» и «надругательство» над мертвыми людьми. Но именно труды средневековых врачей, которые вели исследования вопреки обвинениям, легли в основу целой науки - анатомии. В России девятнадцатого века знаменитый российский хирург Николай Пирогов проводил анатомические исследования на трупах неопознанных людей. В медвузах СССР использовали ту же практику - неопознанные и невостребованные тела попадали на занятия будущих медиков. Все изменилось в 90-е годы прошлого века. Mortui vivos docent (мёртвые учат живых) - гласит латинская пословица. Современным студентам, возможно, повезло даже меньше, чем средневековым врачам - они практически лишены возможности работать с человеческими тканями.

Студенты тренируются шить на органах животных. Фото из архива кружка ВолгГМУ

Проблемы с поставками тел для учебно-научных целей в медицинские учреждения начались в середине 1990-х годов, когда был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Традиционные для медицины условия, когда анатомические исследования проводились на трупах неопознанных людей, с принятием закона поменялись кардинально. Чтобы получить тело умершего в свое распоряжение, медикам нужно было добиться согласия ближайших родственников, либо прижизненного согласия самого человека на изъятие органов и тканей после смерти. Согласия, предсказуемо, не выдавались. Вузы полностью лишились возможности получать анатомические препараты.

Закон «Об охране здоровья граждан», принятый в 2011 году, разрешил медикам использовать в учебных целях невостребованные родственниками тела в порядке, установленном правительством. Этот документ ждало все научное сообщество. В августе в 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях». Регламент передачи тел есть, однако анатомических препаратов у студентов-медиков так и не прибавилось.

Прежде, чем оперировать человеческое сердце, студенты оттачивают мастерство на сердце свиньи. Фото из архива ВолгГМУ

Закон появился, но трупов - нет

«В постановлении четко прописано, что, во-первых, тело передается только в том случае, если установлена личность, то есть все неопознанные тела под действие закона не попадают, даже если остаются невостребованными. Во-вторых - при наличии письменного разрешения на передачу, выданного органами, назначившими судебно-медицинское исследование. Вот с этим разрешением-то и проблема», - рассказывает Лев Железнов.

«Чтобы получить биологический материал для обучения, нам необходимо собрать около десяти подписей, начиная от главы района, заканчивая прокурором», - говорит Александр Воронин, ассистент кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии СамГМ.

Путей получения трупного материала два - бюро судмедэкспертиз и морги. При этом, в качестве учебно-научного пособия может быть использовано тело, которое находится «в хорошем состоянии», но судмедэксперты не имеют права использовать консервирующие методики, а их холодильники не обеспечивают полную сохранность тела.

Студенты хирургической кафедры работают с трупным материалом. Фото из архива Кубанского медицинского университета

«Трупы, которые можно передать на изучение, должны быть не востребованы в течение длительного времени. Но тогда они уже почти не интересны вузам. А тела недавно умерших людей «отдать» нельзя», - объясняет начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Оренбургской области Владимир Филиппов .

Екатерина, студентка второго курса лечебного факультета одного из российских вузов рассказала, что трупные препараты в вузе они все-таки получают, но их качество - низкое. «Во-первых, неприятный запах, вызывающий раздражение слизистой оболочки. Во-вторых, сложно разобраться в довольно старом и разложившимся трупе, некоторые анатомические образования походят друг на друга. Свой первозданный вид трупы потеряли, учебной пользы - ноль», - говорит девушка.

Трупный материал, который в медвузы могут поставлять патологоанатомы, тоже не доходит до студентов. Заведующий патологоанатомическим отделением оренбургской областной больницы №2 Виктор Кабанов пояснил, что те люди, которые умирают в стационаре, как правило, имеют родственников, которые забирают тело для захоронения. За последние 10 лет его работы не было ни одного невостребованного тела.

«Как это происходило ранее? Тогда в законодательстве не было четких формулировок, и тела на основании справок из милиции передавались в медицинские институты», - рассказывает Виктор.

За рубежом (в Европе и Америке) существует практика добровольного завещания тела на учебные и научные цели, которое нотариально оформляется при жизни этого человека. В России эта система не работает - нет традиции.

Урок анатомии у студентов Самарского медицинского университета. Фото: АиФ / Ксения Железнова

Следователи против

Если региональные вузы с трудом, но получают хотя бы ничтожное количество трупных препаратов, то в столичных «медах» ситуация сложнее. За прошедшие несколько лет на занятия не поступило ни одного трупа. Сотрудники вузов говорят о ситуации так: «Это саботаж и диверсия».

В Москве, по сути, готов целый пакет документов, разрешающий медикам использовать трупы в учебной деятельности. Есть известное постановление правительства РФ. Согласно документу, условиями передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека являются: запрос принимающей организации и разрешение, выданное лицом или органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу невостребованного тела, то есть следователем. Есть решение главы департамента здравоохранения Москвы с поручением судебным медикам решить вопрос о передаче трупов - скоро этому документу исполнится год. Есть письма ректоров 1-го и 3-го меда главному судебному медику Москвы Евгению Кильдюшеву - и даже его положительное решение о передаче вскрытых (и только вскрытых, что противоречит постановлению правительства) трупов на учебные цели.

«Процесс остановился на этапе выдачи разрешений следователями - им это просто не нужно, - говорит заведующий кафедрой анатомии одного из московских медвузов, пожелавший остаться неназванным. - Они жили без этой для них дополнительной головной боли, а судебные медики жили без необходимости связываться с ними по этому вопросу. Ни судебным медикам, ни следователям это не нужно совершенно. Это нужно только студентам и преподавателям. Но как это должно выглядеть - профессора и студенты идут в прокуратуру договариваться со следователями и прокурорами? Так это выглядит и реально делается в российской глубинке, но не в Москве и Санкт-Петербурге».

Что взамен?

Пока на кафедрах борются за право своевременно получать качественный анатомический материал, в вузах активно ищут замену трупным препаратам. В пример приводят Европу, где «симуляторы» используют уже не один десяток лет. Заменить человеческие ткани пытаются с помощью кукол, роботов и компьютерных программами.

Гордость медицинской академии Челябинска - учебная операционная. Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Александр Чукичев утверждает: в ней и сейчас можно провести хирургическую операцию, все ее оборудование находится в рабочем состоянии, просто оно старое, в больницах используются уже более современные модели. Раритетный советский микроскоп «Красногвардеец» - местная легенда. О нем говорят: научишься работать на таком, никакое оборудование больше не страшно.

На экране отображается все, что делает хирург. Такое же изображение хирурги видят во время реальных операций на мониторе эндоскопической стойки. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Студентка третьего курса Татьяна проводит малоинвазивную эндоскопическую операцию. Конечно, на тренажере. Им служит прозрачный ящик с небольшими сквозными отверстиями, в которые вставлены специальные датчики. На экран монитора выведено изображение человеческих тканей: в программу загружены данные «воображаемого» пациента. Программа учитывает все действия будущего медика, и рассчитывает реакцию виртуального больного. В случае большого количества ошибок программа сообщает о смерти «пациента». Студентка старается, но пока «хирургическое вмешательство» дается с трудом: нити постоянно расползаются в разные стороны, шов не ложится. Хотя пациент еще дышит.

Студентка третьего курса отрабатывает навыки малоинвазивной операции. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Во время реальных эндоскопических операций хирург тоже смотрит, в основном на монитор, так как делает всего два-три надреза. Картинка на тренажере от того, что видят праикующие врачи, практически не отличается.

«Опыты на трупах уходят в прошлое, - считает Александр Чукичев. - Безусловно, они дают необходимые навыки, ценны, но материал дорого хранить и непонятно, где доставать. Это я в свое время, когда учился много лет назад, мог почти в любой день пойти в морг и попросить, чтоб мне дали тело для отработки навыков».

«Мне импонирует, как решен этот вопрос в Татарстане, - комментирует ученый, - там тела хранят в контрафактной водке, которую получают бесплатно, по договоренности с соответствующими структурами. Я пытался решить эту проблему таким же образом, ведь формалин токсичен, но ничего не получилось. Кроме того, тело в нем все же деформируется, меняется плотность и цвет тканей. А симуляторы практически вечны».

Человеческие органы в формалине — одно из немногих учебных пособий, доступных сегодня студентам-медикам. Фото: АиФ / Полина Седова

Штучный товар

Один из главных недостатков симуляторов - цена. Хорошие аппараты стоят несколько миллионов. Это так называемый «штучный» товар, не для массового использования. Несмотря на большое количество медицинских институтов по всей стране, продавец закладывает в стоимость тот факт, что такие комплексы покупаются не чаще, чем раз в 10 лет.

Позволить тебе хорошее оборудование может далеко не каждый вуз. В Волгограде медицинских тренажеров вообще нет. В Самаре пытаются разрабатывать сами - местные специалисты написали собственную программу «Виртуальный хирург».

«Мы можем взять от реального человека данные и внедрить в систему «Виртуального хирурга». Студент, к примеру, берет анализы реального человека, загружает эти данные в тренажер и сначала тренируется на виртуальной модели, отрабатывает необходимые методики и навыки, чтобы потом использовать их в лечении человека», - поясняют сотрудники.

Самарский ученый Евгений Петров занимается разработкой способов полимерного бальзамирования. Такая методика позволяет сделать биологические препараты практически вечными для использования студентами и преподавателями. Они не имеют запаха, эластичны, долго сохраняют свои качества. Конечно, для того, чтобы их изготовить, всё равно нужен трупный материал, но зато каждый препарат можно использовать тысячи раз. И не только, чтобы «просто посмотреть».

В Кубанском государственном университете работают и с телами животных. «Некоторые органы свиньи идентичны человеческим. А вот на кроликах, например, хорошо проводить офтальмологические операции», - говорят педагоги. С января в вузе начнут работу с минипигами.

Но врачи признают: идеальной замены тканям человека по плотности пока нет. Все изобретения, скорее, от безысходности.

«Для того, чтобы научиться ездить, необязательно сразу садиться на «Феррари», - проводит аналогию доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВолгГМУ, к.м.н., Екатерина Литвина. - Безусловно, возможность работать с трупным материалом для всех студентов, как это было во время СССР, позволяла студентам оттачивать свое мастерство на натуральных тканях, но в современных реалиях мы вынуждены исходить из того, что есть».

«Учитесь сами»

Для того, чтобы в наши дни получить хорошую практику, будущим врачам иногда приходится «уходить в подполье», как это делали средневековые медики: тайком напрашиваться на судебно-медицинские экспертизы, договариваться с работниками моргов. И обязательно подрабатывать в больницах, чтобы наблюдать за реальными операциями и работой опытных врачей.

«Заменить человеческие органы и ткани синтетическими аналогами крайне трудно и зачастую невозможно, - считает студент 5 курса лечебного факультета ВолгГМУ Михаил Золотухин . - В хирургии есть такое понятие как чувство ткани. Это чувство развивается в течение многих лет практики. Поэтому самое лучшее для будущего хирурга - это ассистирование на хирургических операциях. Во время операций есть возможность почувствовать живую ткань в реальной ситуации, ощутить сопротивление тканей».

В Волгоградском медицинском университете пока нет даже тренажеров-симуляторов. Фото из архива ВолгГМУ

Михаил, рассказывает, что частенько дежурит в волгоградских клиниках: «Только так студенты могут получить опыт общения с пациентами и перенять знания от старших коллег-врачей, - уверен юноша. - В хирургических стационарах врачи никогда не отказываются от помощи студента, который может сделать ту работу, которая опытному врачу в тягость, а у студента вызывает непреодолимый восторг. В награду за терпение и трудолюбие, будущие хирурги делают под контролем врачей малые хирургические манипуляции, ассистируют на операциях, выполняют некоторые этапы хирургических операций».

« Кто хочет - тот научится» , - говорят студенты. Пока только так. Но многие сотрудники медвузов продолжают надеяться, что процедура получения трупного материала станет немного проще - но для этого нужен более четкий регламент и, что самое сложное, межведомственное взаимодействие: отсутствие противостояния со стороны больниц, судмедэкспертов, местных чиновников. Все это требует вмешательства на самых высоких уровнях. «Все это должно быть оформлено соответствующим постановлением Минздрава, где рядом должны стоять визы всех ведомств, участвующих в данном процессе - иначе даже хороший закон так никогда и не заработает», - говорят сотрудники медицинских вузов.

Что касается Министерства здравоохранения, то там обещают в течение пяти лет обеспечить все вузы качественными симуляторами.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины