19.07.2019

При ярком освещении процесс нервного возбуждения возникает. Нервная система внс, всд


центральная нервная система и переферическую, представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами , - переферическая нервная система . На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество образуется скоплениями нервных клеток (с начальными отделами отходящих от их тел отростков). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер.

Вегето-сосудистая дистония симптомы

Это заболевание характеризуется утомляемостью, слабостью, головной болью, склонностью к обморочным состояниям, ощущением нехватки воздуха, плохой адаптацией к жаре или душным помещениям, повышенной потливостью и прочими расстройствами.
Это вызвано патологическими изменениями в работе вегетативной нервной системы .
Вегетативная нервная система (ВНС) - отдел нервной системы , контролирующий и регулирующий работу всех внутренних органов. Это автономная нервная система, так как ее деятельность не подвластна воле и контролю сознания человека. ВНС участвует в регуляции множества биохимических и физиологических процессов , например, поддерживает нормальную температуру тела , оптимальный уровень артериального давления , отвечает за процессы пищеварения , мочеобразования , за деятельность сердечно-сосудистой , эндокринной, иммунной систем и пр.

К основным отделам ВНС относятся: симпатический и парасимпатический .
Симпатический отдел ВНС отвечает за расслабление мускулатуры пищеварительного тракта , мочевого пузыря ,

Зрение - это физиологический процесс, позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Зрение возможно только при нормальном функционировании зрительного анализатора в целом. Согласно учению , зрительный анализатор включает периферический парный орган зрения - глаз с его воспринимающими свет фоторецепторами - палочками и колбочками сетчатки (рис.), зрительные нервы, зрительные пути, подкорковые и корковые зрительные центры. Нормальным раздражителем органа зрения является свет. Палочки и колбочки сетчатки глаза воспринимают световые колебания и превращают их энергию в нервное возбуждение, которое через зрительный нерв передается по проводящим путям в зрительный центр головного мозга, где возникает зрительное ощущение.


Палочка (справа) и колбочка (слева) сетчатой оболочки

Под влиянием света в палочках и колбочках происходит распад зрительных пигментов ( и йодопсина). Палочки функционируют при свете слабой интенсивности, в сумерках; зрительные ощущения, полученные при этом, бесцветны. Колбочки функционируют днем и при ярком освещении; их функция определяет ощущение цветности. При переходе от дневного освещения к сумеречному происходит перемещение максимума световой чувствительности в спектре по направлению к его коротковолновой части и предметы красного цвета (мак) кажутся черными, синего (василек) - очень светлыми (феномен Пуркинье).

Зрительный анализатор человека в нормальных условиях обеспечивает бинокулярное зрение, т. е. зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения сетчатой оболочки, является рефлекс слияния изображения - фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки. Физиологическое двоение помогает оценивать удаленность предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.

При зрении одним глазом (монокулярное зрение) стереоскопичность зрения невозможна и восприятие глубины осуществляется главным образом благодаря вторичным вспомогательным признакам удаленности (видимая величина предмета, линейная и воздушная перспективы, загораживание одних предметов другими, аккомодация глаза и т. д.).

Для того чтобы зрительная функция осуществлялась в течение достаточно длительного времени без , необходимо соблюдать ряд гигиенических условий, облегчающих зрение. Эти условия объединяются в понятие «гигиена зрения». К ним относятся: хорошее равномерное освещение естественным или искусственным светом рабочего места, ограничение блескости, резких теней, правильное положение туловища и головы во время работы (без сильного наклона над книгой), достаточное удаление предмета от глаз (в среднем 30-35 см), небольшие перерывы через каждые 40-45 мин. работы.

Лучшим освещением считается естественный дневной свет. При этом следует избегать освещения глаз прямыми солнечными лучами, так как они оказывают слепящее действие. Искусственное освещение создается при помощи светильников с обычными электрическими или люминесцентными лампами. Для устранения и ограничения слепящего действия источников света и отражающих поверхностей высота подвеса светильников должна быть не менее 2,8 м от пола. Особенно важно хорошее освещение в учебных классах . Искусственная освещенность на и классных досках должна составлять не менее 150 лк [люкс (лк) - единица освещенности] при освещении лампами накаливания и не менее 300 лк при люминесцентном освещении. Необходимо создавать достаточную освещенность рабочего места и в домашних условиях: днем следует работать у окна, а вечером с настольной лампой 60 Вт, прикрытой абажуром. Лампу ставят слева от предмета работы. Детям с близорукостью (см.) и дальнозоркостью (см.) необходимо назначение соответствующих очков.

Основные зрительные функции и методы их исследования описаны в соответствующих статьях (см. Адаптация глаза, ).

Различные заболевания глаза, зрительного нерва и центральной нервной системы приводят к понижению зрения и даже

ВАРИАНТ 1

Часть А

1. Различение человеком силы, высоты и характера звука происходит благодаря:

1) раздражению мышц ушной раковины и передаче возбуждения па барабанную перепонку

2) возникновению возбуждения в клетках барабанной перепонки, передаче их во внутреннее ухо

3) раздражению слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг

4) возникновению нервных импульсов в вестибулярном аппарате и передаче их по нерву в мозг

2. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц

1) изменяющих кривизну хрусталика

2) верхних и нижних век

3) регулирующих размер зрачка

4) изменяющих объем глазного яблока

3. Зрительные рецепторы располагаются в

1) сетчатке

2) хрусталике

3) стекловидном теле

4) сосудистой оболочке

4. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека

1) слуховой трубой

2) ушной раковиной

3) перепонкой овального окна

4) слуховыми косточками

5. Световой поток, проникающий в глаз, способствует возникновению нервного возбуждения в

1) слепом пятне 2) зрачке

3) хрусталике 4) зрительных рецепторах

6. Тактильное чувство человека связано с

1) кожной чувствительностью 2) органом вкуса

3) органом обоняния 4) мышечной чувствительностью

7. Зрачок находится в центре оболочки:

1) белочной 2) роговицы 3) сетчатки 4) радужной

8. Обонятельные рецепторы находятся

1) в слезных каналах глаз

2) на слизистой оболочке носа

3) в полукружных каналах

4) в ротовой полости

9. У близоруких людей изображение фокусируется

1) перед сетчаткой 2) на сосудистой оболочке

3) на белочной оболочке 4) за сетчаткой

10. Почему воспаление среднего уха может возникнуть как осложнение при ангине, скарлатине и гриппе?

1) это случайное совпадение

2) эти заболевания усиливают восприимчивость организма к инфекции

3) инфекция может попасть в среднее ухо через слуховую трубу

4) больному человеку трудно следить за чистотой органов слуха

11. Функция зрачка в организме человека состоит в

1) фокусировании лучей света на сетчатку

2) регулировании светового потока

3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение

4) восприятии света

12. Нервное возбуждение при ярком освещении возникает в

1) палочках

2) колбочках

3) хрусталике

4) зрительном нерве

13. В органе зрения за зрачком располагается

1) сосудистая оболочка

2) стекловидное тело

3) хрусталик

4) сетчатка

14. Сосудистая оболочка глазного яблока

1) защищает глазное яблоко

2) воспринимает свет

3) преобразует энергию света в нервный импульс

4) осуществляет кровоснабжение глазного яблока

15. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин

1) С 2)D 3)В 4) А

16. Вкусовые рецепторы, воспринимающие ощущение сладкого, расположены

1) на кончике языка

2) по бокам языка

3) на корне языка

4) по бокам и на корне языка

17. Большую часть полости глазного яблока занимает

1) водянистая влага

2) хрусталик

3) стекловидное тело

4) сетчатка

18 . Слуховые косточки усиливают колебания:

1) мембран улитки 2) барабанной перепонки

3) полукружных каналов 4) перепонки овального окна

19. Травмы затылочных долей полушарий мозга приводят к

1) потере слуха

2) потере речи

3) потере зрения

4) потере кожной чувствительности

Часть В

В1. Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха. Ответ запишите в виде определенной последовательности букв.

А) наружное ухо

Б) перепонка овального окна

В) слуховые косточки

Г) барабанная перепонка

Д) жидкость в улитке

Е) рецепторы органа слуха

В2. Выпишите верные утверждения (не более трех)

Дальнозорким людям необходимо использовать очки,





В3. Установите соответствие между структурой глаза и её функциональным
значением.

СТРУКТУРЫ ГЛАЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

1) роговица А) вспомогательный аппарат

2) веки Б) оптический аппарат

3) брови

4) хрусталик

5) слезная железа

6) стекловидное тело

В4. Установите соответствие между видом рецептора и анализатором, частью которого он является.

ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВ АНАЛИЗАТОРЫ

1) холодовой А) зрительный

2) палочка Б) кожный

3) тактильный В) слуховой

4) болевой

5) волосковая клетка

6) колбочка

Часть С

С1. Какие функции выполняют в организме человека разные зв енья анализатора?

ВАРИАНТ 2.

Часть А

1. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых

1) образуется витамин А

2) возникают зрительные образы

3) черный пигмент поглощает световые лучи

4) формируются нервные импульсы

2. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает

1) высоту составляющих его звуков

4) степень громкости звука

3. Слуховая труба соединяет

1) среднее ухо с носоглоткой

2) наружное ухо с барабанной перепонкой

3) перепонку овального окна с внутренним ухом

4) орган слуха со слуховой зоной коры

4. Звено слухового анализатора, воспринимающее раздражение, -

1) слуховой нерв

2) рецепторы улитки

3) барабанная перепонка

4) перепонка овального окна

5. Рецепторы вестибулярного анализатора у человека находятся в

1) слуховой трубе

2) косточках среднего уха

3) мешочках и полукружных каналах

4) наружном слуховом проходе и барабанной перепонке

6. Анализ световых раздражений происходит в доле коры больших полушарий

1) лобной 2) теменной

3) височной 4) затылочной

7. Зона слухового анализатора расположена в коре больших полушарий головного мозга в области

1) затылочной 2) теменной

3) височной 4) центральной борозды

8. Какой буквой на рисунке обозначена структура глаза, на которой формируется изображение?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

9. Цвет глаз человека определяется пигментацией

1) сетчатки 2) хрусталика

3) радужной оболочки 4) белочной оболочки

10. Проводниковая часть зрительного анализатора –

1) сетчатка

2) зрачок

3) зрительный нерв

4) зрительная зона коры головного мозга

11. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука у человека происходит в

1) внутреннем ухе

2) слуховом нерве

3) барабанной перепонке

4) слуховой зоне коры мозга

12 . Какова причина возникновения близорукости?

1) помутнение хрусталика

2) повреждение зрительного нерва

3) нарушение в зрительной зоне коры головного мозга

4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

13. Воспринимает раздражение и преобразует их в нервные импульсы

1) спинной мозг

2) двигательный нейрон

3) нервный узел

4) рецептор

14. Происходящие в полукружных каналах изменения приводит

1) головокружению, нарушения равновесия

2) воспалению среднего уха

3) ослаблению слуха

4) нарушению речи

15. Сетчатка – место расположения

1) хрусталика

2) зрачка

3) кровеносных сосудов глаза

4) зрительных рецепторов

16. Прозрачная передняя сторона белковой оболочки глаза, называется

1) коньюктива 2) хрусталик

3) роговица 4) радужка

17. В глазном яблоке преломляющую функцию линзы не выполняет

1) роговица

2) хрусталик

3) стекловидное тело

4) радужка

18. К барабанной перепонке со стороны среднего уха примыкает

1) молоточек 2) наковальня

3) стремечко 4) слуховая труба

19. Сосочки, воспринимающие горький вкус пищи, сосредоточены

1) на кончике языка

2) по бокам языка

3) на поверхности языка

4) у корня языка

Часть В

В1. Выпишите верные утверждения (не более трех)

Близоруким людям необходимо использовать очки,
1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой
2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки
3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов
4) так как они плохо различают то, что расположено вдали
5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет
6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей

В2. В какой последовательности расположены структуры глаза, через которые пройдёт световой поток, прежде чем он достигнет зрительных рецепторов? Ответ запишите в виде определенной последовательности букв.

А) роговица

Б) стекловидное тело

В) хрусталик

Г) зрачок

Д) сетчатка

В3. Установите соответствие между отделами уха человека и их строением

Элементы строения Отделы уха

1) ушная раковина А) наружное

2) молоточек Б) среднее

3) слуховая труба в) внутреннее

4) улитка

5) слуховой проход

6) овальное окно

В4. Укажите последовательность передачи нервного импульса от места его возникновения до рабочего органа. Ответ запишите в виде определенной последовательности букв.

А) чувствительный нейрон

Б) рецептор

В) центральная нервная система

Г) мышца

Д) двигательный нейрон

Часть С

С1. Почему человеку, сошедшему с карусели, некоторое время кажется, что окружающие его предметы продолжают движение?





© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины