29.06.2019

Психомоторика движения произвольные реакции действия деятельность. Психомоторные способности (психомоторные процессы). Что такое психомоторика


)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная , свободная выразительная и жестикуляция, плавная ритмичная , способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая . Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный , недоразвитие (моторная ), угнетение ( и акинезия), усиление () и извращение П. (). Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, ). Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, двигательная расторможенность). Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр .: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930; Ковалев В.В. и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II Психомото́рика (Психо- + )

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Психомоторика" в других словарях:

    Психомоторика … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. psyche – душа и movere – двигаться) разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, осн. духовных установок, возраста, пола и т. п. Философский энциклопедический словарь … Философская энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПСИХОМОТОРИКА - см. Озерецкого метрическая шкала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (психо... + лат. motor приводящий в движение) индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. психомоторика и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    - (психо + моторика) совокупность сознательно управляемых двигательных действий … Большой медицинский словарь

    Психомоторика - (психо + моторика). Совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий … Толковый словарь психиатрических терминов

    психомоторика - психомот орика, и … Русский орфографический словарь

    психомоторика - (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

    психомоторика - и, ж. Індивідуальні особливості рухових реакцій людини, пов язані з побудовою її тіла, віком та статтю. Атлети/чна психомото/рика тип психомоторики, який характеризується підібраністю постави, твердістю ходьби та високою працездатністю.… … Український тлумачний словник

Книги

  • Этюды к обретению дирижерского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства (+ DVD) , Георгий Ержемский. Последняя работа известного дирижера, доктора психологических наук, почетного академика ряда международных академий, профессора Георгия Львовича Ержемского нацелена на кардинальное решение…

Понятие о психомоторике

Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.



В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

Психофизиология движений

С появлением работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и обобснованием термина «психомоторика», а затем с открытием условных рефлексов И.П. Павловым в психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. При этом чаще всего движения рассматривались как ответная реакция на получаемую информацию (сенсомоторная реакция»). Это направление в науке получило название сенсомоторной терии. В ее основу было положено представление о рефлекторной дуге.

Рисунок 1

Рефлекторная дуга


Эффектор Аффектор

Мышца Рецептор


Схема рефлекторной дуги упрощенно выглядит следующим образом: информация, поступающая из рецептора в сенсорные центры НС по афферентным нервным путям, передается в ее моторные центры, которые, благодаря передающимся в мышцы эфферентным сигналам, «запускают» движение.

Однако по мере развития психологии представления о системе организации движений изменялись. Главный недостаток рефлекторного понимания любого движения с современных научных позиций заключается в том, что в подобной трактовке отсутствует самый главный компонент психики человека – его сознание. В 1940-1950-хх гг. произошла смена парадигмы в изучении проблем психомоторики: принцип реактивности, основанный на идее определенности движения внешним стимулом, сменился принципом активности.

Принцип активности заключается в том, что движение задано не только и не столько внешней средой, но и «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой человека. Подтверждением этому принципу служат самые разнообразные факты. Одним из них выступает способность человека к активному выбору стимулов из окружающей среды (как правило, человек редко начинает читать учебник только потому, что он попался на глаза). Другая иллюстрация принципа активности – в несимметричности сигналов внешней среды и «внутренней программы». Так, например, во время чтения взгляд опережает слова (следовательно, активные сигналы опережают реактивные, причем обеспечивают существенные параметры движения).

Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений было сформулировано и экспериментально обосновано русским ученым Н.А. Бернштейном. В 1947 году вышла его книга «О построении движений». В этой книге оспаривался принцип рефлекторной дуги как механизма движений и предлагался принцип рефлекторного кольца. Главный аргумент против теории рефлекторной дуги был таков: результат любого сложного движения зависит не только от собственных управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход выполнения движений. В результате конечная цель может быть достигнута только в том случае, если в ход выполнения движения будут постоянно вноситься поправки. А для этого ЦНС должна иметь информацию о выполнении движения. Таким образом, Н.А. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций.

Бернштейн описал факторы, влияющие на ход выполнения движений и определяющие необходимость сенсорных коррекций. К их числу относятся реактивные, инерционные и внешние силы, а также исходное состояние мышц. Реактивные силы в большей или меньшей степени возникают при выполнении любого движения. Особенно ярко они заметны при выполнении человеком сильных амплитудных движений (например, если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменяют их положение). В совершаемом движении участвуют инерционные силы (при взмахе рукой с какого-то момента она движется не только за счет моторных импульсов, но и по инерции). Любое движение встречает сопротивление со стороны среды, в которой оно разворачивается, и это сопротивление оказывает влияние на ход его выполнения, что в немалой степени зависит от предсказуемости этого сопротивления (именно непредсказуемостью «поведения» предмета объясняются падения при слишком сильных попытках открыть заклинившую дверь, поднять легкий предмет и т.д.). И, наконец, определенное влияние на выполнение движения оказывает исходное состояние мышц. Один и тот же моторный импульс, достигнув мышцы, может дать различный результат в зависимости от функционального состояния организма человека.

Эти факторы и сообщают НС информацию о ходе выполнения движений. Подобная информация получила название сигналов обратной связи. Схема осуществления движений, учитывающая необходимость сенсорных коррекций, была названа Н.А. Бернштейном схемой рефлекторного кольца.

Рисунок 2

Рефлекторное кольцо

Моторный центр Сенсорный центр


Эффектор Аффектор

Согласно теории рефлекторного кольца, из моторного центра НС в мышцу поступают эффекторные сигналы. Из рабочей точки мышцы, в свою очередь, в сенсорные центры по аффекторам идут сигналы обратной связи, которые после обработки перешифровываются в моторные сигналы коррекции. Обновленные моторные сигналы вновь поступают в мышцу, благодаря чему получается кольцевой процесс управления движениями. В этом случае рефлекторная дуга может рассматриваться как частный случай рефлекторного кольца, когда не понадобилось сенсорных коррекций.

В зависимости от характера информации, которую несут сигналы обратной связи (сообщают ли они о степени напряжения мышц, о положении частей тела относительно друг друга, о результате предметного действия и т.д.), афферентные сигналы обрабатываются сенсорными и моторными центрами НС на ее разных уровнях. Каждому такому уровню, имеющему специфические моторные проявления, соответствует свой класс движений.

В теории уровневого построения движений вслед за Н.А. Бернштейном, сравнивающим устройство мозга с небоскребом, выделяют уровень спинного и продолговатого мозга (А), уровень подкорковых центров (В, С) и уровень коры (Д, Е).

Уровень А – филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения – тонус мышц. На этот уровень поступают сигналы от мышечных рецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также информация от органов равновесия. Самостоятельно этот уровень регулирует весьма немногочисленные движения. В основном они связаны с вибрацией и тремором (на этом уровне, в частности, «замыкается» стук зубов от холода).

Уровень В имеет второе название – уровень синергий (от биологического термина «синергизм» - сотрудничество между различными органами). На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т.д.

Уровень С, или уровень локомоций (передвижений в пространстве) – это уровень пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания и т.д., то есть вся информация о внешнем пространстве. Поэтому здесь строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и т.д. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения (ходьба, бег, плавание и т.п.).

Уровень Д представляет собой уровень предметных действий. Подобные сигналы обрабатываются различными отделами коры головного мозга, отвечающими за организацию действий с предметами. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Это, по сути, уровень профессиональных навыков (игра на пианино, резьба по дереву и т.д.). Движения на этом уровне представлены как действия. В них зафиксирован двигательный состав или набор движений, а задан лишь конкретный результат.

Уровень Е – наивысший уровень – уровень интеллектуально-двигательных актов. К этому уровню относятся, например, речевые движения (речь), движения письма (письмо). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации движения, как правило, участвуют несколько уровней – тот, на котором строится движение, и все нижележащие уровни. Например, при письме задействованы все 5 уровней. Уровень А отвечает за тонус мышц. Уровень В определяет плавность движений и их скорость. От уровня С зависит воспроизведение геометрической формы букв, ровное положение букв на странице. Уровень Д обеспечивает правильное владение ручкой. И, наконец, уровень Е определяет смысловую сторону письма. Судя по всему, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, а работа нижележащих уровней, как правило, не осознается.

Кроме того, формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях: уровень построения движения определяется задачей движения. Н.А. Бернштейн в качестве примера рассматривает обычное круговое движение руки. Примером его построения на уровне А является фортепианное вибрато, во время которого кисть руки и суставы пальцев описывают маленькие круговые траектории. Круговое движение, «замкнутое» на уровне В, можно увидеть в качестве элемента, включенного гимнастом в вольные упражнения. На уровне С будет строиться круговое движение при обведении контура заданного круга. На уровне предметного действия Д круговое движение может возникнуть при завязывании узла. Наконец, на уровне Е такое же движение организуется, например, при изображении лектором окружности на доске. Таким образом, уровень, на котором строиться движение, определяется смыслом, задачей движения.

В зависимости от уровня НС, на котором «замыкаются» движения, а также от степени их сознательного контроля, движения могут быть произвольными или непроизвольными.

Произвольные движения представляют собой внешние или внутренние двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе имеющейся у него потребности в достижении цели. Они предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели в речевом плане и плане воображения.

Непроизвольные движения – это импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Они могут быть адаптивными (как в частности отдергивание руки от горячей поверхности) или носить неадаптивный характер (например, хаотические движения в ситуации помрачения сознания).

В числе непроизвольных движений можно выделить собственно непроизвольные движения. Они складываются без контроля сознания, чаще всего безусловно-рефлекторно, как, например, моргание, глотание и др., и могут стать произвольными только при формировании двигательных ориентиров.

Экспериментально показано, что движения, изначально сформировавшиеся как непроизвольные, могут становиться произвольными за счет вынесения двигательных ориентиров во внешний план. Например, наблюдая тонус собственных кровеносных сосудов на шкале прибора, человек может оказывать влияние на показатели артериального давления. Это явление получило название биологической обратной связи.

Другая разновидность непроизвольных движений – так называемые постпроизвольные движения. В отличие от непроизвольных, эти движения образуются как произвольные, однако затем их ориентировочная основа сворачивается, и движение осуществляется без контроля сознания. По сути, это сложившиеся и автоматизированные двигательные навыки.

Двигательный навык – это двигательное действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. Он включает в себя перцептивные интеллектуальные навыки и регулируется ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления двигательных актов. Процесс его формирования включает в себя несколько этапов.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство с движением и овладением им. Человек выявляет двигательный состав движения – его элементы и их последовательность (как правило, на основе рассказа и/или демонстрации). Как только человек начинает самостоятельно осуществлять движение, на него обрушивается поток новых, непривычных сенсорных сигналов о нем от разных частей тела. Для того чтобы разобраться в них, человеку необходимо совершить большое количество повторений движения для прояснения его внутренней картины (то есть для «перешифровки» афферентных сигналов в эфферентные команды). Необходимость большого количества повторений обусловлена тем, что «перешифровки» должны быть найдены в ответ на любое отклонение от эталонного хода выполнения движения.

На втором этапе движение автоматизируется. Большинство его компонентов передается в ведение фоновых уровней регуляции. Учитывая навыки, сформированные ранее, организм может найти в фоновых уровнях аналогичные двигательные блоки и использовать их. Внешне несходные двигательные элементы могут содержать одинаковые внутренние элементы (как, например, езда на велосипеде и бег на коньках). От объема «фонов» зависят наши двигательные возможности, и даже способности.

Третий этап предполагает шлифовку навыка за счет стабилизации и стандартизации движения. Стабилизация – это достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, то есть не разрушается ни при каких обстоятельствах. Стандартизация заключается в приобретении навыком стереотипности.

В основе разнообразных бытовых, профессиональных и спортивных навыков лежит двигательная память, которая позволяет запечатлевать пространственно-временные и силовые параметры тех или иных движений. Она представляет собой полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и других видов образной памяти.

Неравномерность быстроты формирования двигательных навыков у разных людей на разных этапах обучения связана с тем, какой вид памяти у данного человека развит хуже, а какой лучше. Люди с хорошей зрительной памятью будут иметь преимущество на первой стадии формирования навыка, когда формируется зрительное представление о разучиваемом двигательном действии. Когда же формирование навыка будет зависеть уже от быстроты и точности формирования двигательного образа, преимущество могут получить те люди, у кого лучше двигательная память.

Функции психомоторных психических образований

Наиболее очевидная функция психомоторики – освоение пространства и деятельностное взаимодействие человека со средой. Во взаимодействии с окружающей действительностью человек выступает как субъект, активно воздействующий на окружающие объекты. Это воздействие может носить манипулятивный или предметный характер.

Манипулирование – это проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения компонентов среды в пространстве, которое дает человеку на самых ранних стадиях онтогенеза глубокие, разнообразные и существенные для его развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. Во 2 полугодии жизни двигательная активность человека приобретает предметно-манипулятивный характер, благодаря которому ребенок усваивает культурно обусловленные способы употребления предметов (ложкой едят, погремушкой звенят, книжку читают и т.д.). Собственно предметные действия появляются на 2 году жизни, и это связано с тем, что предметы становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и способы употребления.

Поскольку через овладение предметной деятельностью происходит психическое развитие ребенка, важнейшей функцией психомоторики является участие в становлении психического потенциала человека, произвольности психической активности. Согласно представлениям И.М. Сеченова, двигательный анализатор интегрирует все остальные анализаторы человека. Познание мира младенцем начинается с движений: ребенок с помощью движений глаз осматривает предметы, сосет их, берет в руку, позже манипулирует ими. На этом этапе моторика настолько важна для развития познавательной сферы, что, соответствующая стадия интеллектуального развития вслед за Ж. Пиаже называется сенсомоторной, а форма мышления – наглядно-действенной. Затем в познавательную деятельность включается речевой компонент, который тоже предполагает участие моторной сферы в процессах артикуляции. Результаты экспериментально-психологических исследований показывают, что различные психические явления так или иначе предполагают участие психомоторики.

В процессах познания окружающего мира моторный компонент обеспечивает необходимый элемент активности, причем не только в процессах осязания, но и в работе любого другого анализатора. Известно, что блокирование движений в этих процессах приводит к нарушению их адекватности.

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания, например, положив его на ладонь), то возникающий образ не будет соответствовать реальной форме предмета. Если же человеку предложить возможность ощупать предмет (активное осязание), то создается правильное отражение формы этого предмета.

Зрительное восприятие невозможно без постоянного движения глазных яблок. В эксперименте к глазному яблоку крепилась присоска в виде трубочки, на конце которой помещалась картинка, увеличенная линзой и освещенная лампочкой. Испытуемые видели картинку только в первый момент ее освещения, затем зрительный образ пропадал. Дело в том, что картинка смещалась вместе с движением глаз, благодаря чему ее изображение на сетчатке оставалось неподвижным, и рецепторы сетчатки адаптировались к нему. В естественных условиях эта адаптация предотвращается движением глаз. Аналогичные данные получены относительно работы других анализаторов.

Речь как процесс, играющий важную роль в становлении произвольности человеческой деятельности, содержит в своей структуре моторный компонент, связанный с необходимостью артикуляции. При произнесении слов человек получает сигналы обратной связи о работе своего артикуляционного аппарата в 2 формах: в форме проприоцептивных (от мышц гортани языка, всей ротовой полости) и слуховых сигналов, которые функционируют параллельно друг другу.

Для доказательства этого положения был поставлен следующий эксперимент. Испытуемому предлагалось произносить какой-нибудь текст, например, знакомое стихотворение. Этот же текст через микрофон подавался ему в наушники, но с некоторым запаздыванием; таким образом, испытуемый слышал то, что он говорил несколько секунд назад. В таких условиях речь испытуемого полностью расстраивается, человек теряет способность говорить, поскольку получает противоречивую обратную связь: на основании одной информации следовало бы произносить одно речевое движение, а на основании другой – другое движение. В результате испытуемый не может произвести никакого движения. Описанный прием «сшибки» сигналов обратной связи используют для выявления лиц, симулирующих глухоту: если человек действительно не слышит, то задержка сигналов обратной связи по слуховому каналу не вызывает у него никакого расстройства речи; если же он только притворяется неслышащим, то этот прием действует безотказно.

Психомоторный компонент составляет одну из основ не только устной, но и письменной речи, представляя, помимо зрительных, моторные сигналы обратной связи.

В эксперименте одна группа школьников писала диктант в обычных условиях, вторая – зажав язык между зубов (что исключает возможность проговаривания), третья – сжав пальцы в кулак (внимание отвлекается, так же как и во втором случае, но возможность проговаривания сохраняется). В результате во второй группе было сделано в 6 раз больше ошибок, чем в первой, и существенно больше, чем в третьей.

Нельзя не отметить также взаимосвязь моторики с аффективной сферой человека. Моторика позволяет регулировать эмоциональные состояния человека.

Таким образом, психомоторика представляет собой целостный механизм развития психики человека, сводящий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие психомоторики ребенка представляет собой сложный процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики в целом. Так, процесс формирования произвольных движений происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов, а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности. Психомоторика способствует адекватному реагированию человека на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности.

Одна из гипотез, призванных объяснить взаимосвязь моторной активности и психического развития, базируется на идее о том, что около 60% тонизирующих импульсов в головной мозг поступает от проприорецепторов. В начале ХХ века Ф. Гарриман даже предложил так называемую «моторную теорию сознания», согласно которой сознание рассматривалось как результат скрытой мышечной активности.

Становление произвольности, в свою очередь, с необходимостью предполагает участие психомоторики и в процессах становления сознания и самосознания. Особого внимания в контексте проблем психомоторики заслуживает формирование «схемы тела» - сложного, обобщенного образа собственного тела, расположения его частей в трехмерном пространстве и по отношению друг к другу. Этот образ представляет собой отражение в сознании контуров, размеров и границ тела, соотносительного положения его частей, а также одежды, обуви и привычных предметов и средств деятельности – инструментов, протезов и т.п.

Нарушения «схемы тела» могут проявляться в нарушении восприятия правого и левого, неузнавании или пространственном отчуждении членов собственного тела вплоть до фантома ампутированных конечностей, образования «двойника» и др.

«Схема тела» возникает на основе восприятия кинестетических, болевых, тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых и других афферентных раздражителей в сопоставлении со следами прошлого чувственного опыта. Она является необходимым звеном в осуществлении любого движения, изменения позы, походки, так как во всех этих случаях необходимы ощущения начального положения тела и его частей и учет потока обратной аферентации при их изменении. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о расположении предметов (выше, ниже, над, под, между), благодаря чему она может рассматриваться как условие развития познавательной сферы.

Еще одна функция психомоторики – самовыражение и самопрезентация человеком своих психических состояний и свойств. Эта функция реализуется благодаря выразительным движениям – внешним проявлениям переживаний человека в мимике, пантомимике, интонациях и других невербальных формах. В младенческом возрасте выразительные движения непроизвольны. Крик, слезы, улыбка возникают как непосредственная реакция на эмоциогенный стимул. С возрастом дети овладевают системой выразительных движений и начинают использовать их целенаправленно для выражения своего отношения или настроения. Безусловно, более информативны непроизвольные выразительные движения, свободные от контроля сознания, в то время как произвольные выразительные движения зачастую могут быть обманчивыми. В то же время непроизвольные выразительные движения могут быть ограничены социальными условиями их формирования. Так, например, практически невозможно представить себе сутулую выпускницу Смольного института. Современная психология разработала разнообразные методики диагностики отдельных психических свойств и состояний человека на основе его моторных проявлений.

Графология – учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающей психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит еще к античности. Термин «графология» введен в литературу во второй половине XIX века аббатом Мишо (Франция).

Эта отрасль науки не признавалась вплоть до 1980-х гг. Однако посылка, лежащая в ее основе, довольно логична: если при одинаковой системе обучения письму у каждого человека вырабатывается свой индивидуальный почерк, то после того, как почерк установился (к 21-22 годам), по его характеристикам можно судить об особенностях личности человека.

Сегодня считается, что предположение о возможности диагностики по почерку сложных по происхождению и структуре свойств личности не получило убедительного научного подтверждения; не привели к успеху попытки найти прямые однозначные связи между графическими признаками письма и соответствующими им чертами характера, особенностями биографии. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств ВНД исполнителя текста.

Отдельные приемы графологического анализа в сочетании с другими методами иногда применяются в исследованиях по дифференциальной психологии и психофизиологии. Другими областями научного знания, интересующимися проблемами почерка, являются криминалистика и медицина. Так, имеются данные, что при некоторых психических заболеваниях почерк больных приобретает специфические признаки. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычернутостью, нарочитой стилизованностью, в силу чего изучение почерка может иметь диагностическое значение в клинике. В криминалистике почерк изучается с целью выявления признаков, позволяющих решать идентификационные задачи, то есть путем сравнения с образцами почерка решать вопрос о принадлежности текста конкретному исполнителю.

Введение

Развитие понятия "психомоторика" связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике.

Закономерности психомоторных процессов особенно важны в изучении и освоении таких производственных действий, где требуются высокая точность, соразмерность и координация движений. Чем сложнее, мощнее и подвижнее машины, которыми приходится управлять рабочему, тем выше требования к его психомоторике. Да и в других видах производственной деятельности она имеет немаловажное значение.

Что такое психомоторика

Вопрос о причинах движений человека с давних пор интересовал ученых -- анатомов, врачей, философов. В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц и роль двигательных нервов, но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными. Лишь в XVII веке Р. Декарт, создав основу рефлекторной теории, показал, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Однако этим объяснялись лишь безусловно-рефлекторные двигательные акты. Природа же произвольных движений продолжала оставаться загадкой.

В первой половине XIX века было сделано важное открытие, сыгравшее определяющую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Английский ученый Чарльз Бэлл установил, что помимо двигательных нервов к мышцам подходят также чувствующие нервы. Он показал значение афферентной иннервации мышц в качестве «обратной связи», несущей сообщения в центры о том, что происходит на периферии, и создающей таким образом основу для внесения коррекций в исполняемые движения.

Существенным шагом вперед стал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

И.М. Сеченовым введено в научный обиход и понятие «психомоторика». Ученый полагал, что каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так, он писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие, хотение будет тогда мотивом или целью, а движение -- действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными». В этих словах И.М. Сеченова отчетливо обозначена мысль, что произвольные движения человека суть психомоторные, так как они непременно связаны с таким психическим явлением, как мотив. Это значит, что сначала появляется мысль о необходимости движения и только потом - самодвижение. Этим связь движений с психикой не ограничивается. Психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях. Об этом писал С.Л. Рубинштейн (1954), критикуя исследователей, считающих, что «психологические моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движениями, а движения рассматриваются как чисто физиологическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психологический контекст, в который оно включено». Психомоторика является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Недаром И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению -- мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге -- везде окончательным фактом является мышечное движение». Таким образом, и психические процессы так или иначе проявляются в мышечных сокращениях или изменении мышечного напряжения (тонуса). Это дает основание некоторым авторам включать в психомоторные способности и интеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека (В.П. Озеров, 2002). Однако в этом случае психомоторные способности теряют свою специфику и приобретают характер общих, неспецифических способностей. Думается, что автор допускает логическую ошибку, подменяя психомоторные способности психомоторной активностью. Последняя действительно включает в себя и перцептивные, и интеллектуальные компоненты, а вот присутствуют ли они во всех психомоторных способностях, вопрос спорный. Для того, например, чтобы обладать значительной мышечной силой, большого интеллекта не требуется. Интеллект необходим, чтобы разумно распорядиться этой силой.

Другим спорным вопросом в понимании В.П. Озеровым психомоторных способностей является его утверждение, что психомоторные способности -- ядро двигательных способностей. Осмыслить это невозможно, так как остается неизвестным, что именно автор понимает под двигательными способностями. Если под психомоторными способностями он подразумевает только произвольное отражение двигательной деятельности за счет тонкой дифференцировочной чувствительности, адекватных двигательных представлений, воображения, памяти, т. е. чисто психический механизм саморегуляции и самоконтроля, то почему в число психомоторных способностей он включает максимальную силу, быстроту и выносливость, т. е. то, что в теории физической культуры принято называть двигательными качествами? Кстати, такое понимание В.П. Озеровым психомоторных способностей практически идентично пониманию Б.Б. Коссовым (1989) двигательных способностей. Так, он пишет, что двигательные способности -- это «разновидность способностей как психических образований, поскольку ведущий компонент двигательных способностей -- самоконтроль и самоуправление двигательными действиями, где главная роль принадлежит психическим механизмам». В психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая - умения (навыки). Недаром англоязычные психологи используют в этом случае два термина: ability и capacity. Первый означает умение выполнять действия или то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития. Второй термин означает максимальные возможности человека в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идет о двигательных способностях, качествах. Таким образом, психомоторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей). При подобном подходе самоконтроль и самоуправление двигательными действиями не отождествляются с психомоторными способностями, т. е. качественными и количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность.

Возникает вопрос: какой орган человека материализует эмоции, чувства, мысли, образы, движения, содержания памяти? Их обслуживает психомоторика. Психомоторика - механизм, система, функция, сливаясь в целостность, создают орган человека. Орган человека, а не тела.

На протяжении почти всей истории деятельности людей психомоторика и ее функции были и остаются преимущественно способом создания второй природы человека - культуры. В том числе и таких предметов, которые являются носителями духовных творений человечества, -- живописных полотен, скульптур, архитектуры, техники и технологий и т.п.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела доказана Декартом: душа и тело человека - две особые субстанции - две неизменные основы человека.

Что же мы получаем? 1) Бестелесную душу. Тело - место, где пребывает душа. 2) Бездушное тело, что душа прикажет, то тело и делает, они разные и даже в акте соединения существуют отдельно одно от другого.

С того времени парадигма Р. Декарта овладела умами не только философов, но и психологов почти всех направлений. Вот что значит сила авторитета. Этому поверили все - кроме Б. Спинозы.

В отличие от Декарта, захваченного методом анализа, Б. Спиноза подошел к этой проблеме с другой стороны - пользовался принципом целостности и везде выискивал ее знаки - гармонию. Анализ без синтеза целого он не признавал. Тело без души - это мертвец.

Живой человек - не просто одухотворенное тело, он - вершина развития природы. Природа через человека не только мыслит сама себя. Главное, человек - инструмент, которым природа превращает себя в более совершенные формы, гармонизирует себя.

Отсюда вытекает: мышление как свойство души и живое движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Декарту), а два атрибута, то есть два свойства человека - души и мыслящего тела. Следовательно, внутреннее в действии человека - мышление, а внешнее этого мышления - живое движение; мышление и движение, сливаются психомоторикой в целостность.

Почти через два с половиной столетия И.М. Сеченов назвал эту целостность души и тела психомоторикой. Он указал, что жизненными потребностями (дискомфортом) обусловливается возникновение желаний - мысли, которая и вызывает движение. И подчеркнул: желание будет тогда мотивом - действенной мыслью, или целью, а движением - действием или способом достижения цели, когда человек выполняет произвольное движение.

Живое, целесообразное движение происходит следом за желанием с опознаванием мысленно последствий этого движения. Без желания или импульса - мысли - движение было бы вообще бессмысленным. И.М. Сеченов высказал гипотезу, которая теперь подтверждена экспериментами и положена в основу теории психической регуляции движений: в движениях детей коренятся элементы мысли.

Отличительной особенностью человеческих движений и действий, как мы уже знаем, является их сознательный и целенаправленный характер. Действуя, человек познает мир, а, познавая его - тоже действует. Много элементарных форм движений рук, ног, головы и туловища, а также и комбинированных систем двигательных действий заучиваются в детстве.

Исторически сложилось так, что движения, действия, двигательное творчество человека и его механизмы - психомоторика - выпали из поля зрения психологии. Для многих было понятным: движения - сугубо механическое явление и они находятся за рубежами психологии, ограниченной внутренним миром субъективных фактов.

Единство мысли и движения. Впечатление, что психомоторика = мысль + движение, ошибочно. Потому, что живое движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит провоцировать возникновение феномена «спутанной энергии»; проще говоря, обречь его на гибель.

Строение мыслящего тела человека - уникально. В психомоторике не существует барьеров, отделяющих человека от мира вещей, а наоборот - ее универсальность позволяет понять мышление как:

1) функцию предметного, внешнего действия;

2) способ действия мыслящего тела;

3) бездеятельное живое тело, уже не является мыслящим, тогда оно просто обычное «тело».

Значит, психомоторные процессы обьединяютв единую целостность «мыслящее тело - предмет». Психомоторные процессы - третий компонент системы, обеспечивающий возможность обмена энергией и информацией между мыслящим телом и другим предметом.

Человек, выполняя действия над предметом, одухотворяет его, наделяет его своими свойствами - воплощает в него состояние собственной души - очеловечивает предмет. Но предает оказывает и обратное действие на человека. Предмет становится активным и возбуждает в человеке тоже удивительное явление: способствует открытию в себе способности позиания себя самого.

В каждом предмете заключается почти бесконечное количество качеств. Это - истина. Человек, действуя с предметом, открывает его свойства. И, открывая для себя эта свойства, превращает свои задатки в деятельные состояния - способности - условия. Способности не только знать свойства предметного мира, но - и это главнейшее - использовать их силу в преобразовании того же предмета или вещества в новые формы и удовлетворять потребности. Воплотить свои способности в предметы, чтобы они приобрели ценность, создать блага.

Это два - прямой и обратный - процесса психомоторики.

Мысль из живых движений: а) вырастает, б) развивается, в) в процессе движения мысль материализуется в предметах, процессах, явлениях, г) в этом же процессе совершенствуется, и, наконец, д) становится меркой для изготовления предметов и явлений - мерой человека.

Главное же свойство живого движения состоит в том, что человек не просто выполняет действие, он:

1) овладевает пространством действия, 2) подчиняет себе время, 3) сознательно преодолевает внешние и внутренние силы, оказывающие сопротивление.

Физическое тело движется соответственно законам механики. Живым движением человек решает задачу, чем он существенно отличается от сугубо механического движения и от простой реакции (действие - всегда акция, направленная на будущий продукт или раздражитель).

Чтобы построить правильные движения нужно:

1) подчинить своей воле сложнейшую биомеханику собственного тела,

2) сделать свое тело послушным,

3) соответствующими движениями вести свое тело к и ели.

При всей сложности двигательной задачи, нас поражают время

от времени мастерским выполнением действий юноши и девушки в балете, цирке, спорте.

Особенно на стадионах и в спортивных залах, когда они в соревнованиях устанавливают мировые рекорды, не предусмотренные самыми смелыми прогнозами.

Следовательно, чем больше успешных психомоторных действий может выполнять человек, тем более совершенным является его мышление, тем больше у него мыслей, чувств и образов в душе.

Но ведь еще полторы сотни лет назад И.М. Сеченов доказал: психомоторика есть безраздельная связь движений душевных и телесных (прямых и обратных). Если бы он сделал еще один шаг вперед и сказал: психомоторика - это орган человека, - огромное число проблем прояснились бы и многое стало бы на свое место.

В чем отлитое психомоторики - органа человека - от органов тела?

Универсальность психомоторики. Психомоторика работает вне тела. С природой и ноосферой. Психомоторика выполняет три основные функции. Она:

1) инструмент для «внешних работ»: человек-исполнитель работает (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки); эрудит наслаждается собиранием гармонически построенных предметов и явлений; творец, преодолевая дискомфорт, делает открытия, изобретает или находит образы того, чего еще не было;

2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вовне, а перерабатывает его механизмами души: исполнитель на чувство отзывается стереотипом, потребитель - образом-чувством, творец чувства превращает в мысль);

3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственной гармонии: исполнитель к спокойной совести; эрудит - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получает уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «так видели - слышали, читали, ели, имели… - мы и это!..»; творец чувствует свою родственность с природой и творит как сама природа).

Психомоторика - орган тела человека, его механизм действия

и искусство их регуляции. Психомоторика осуществляет психическую регуляцию живых движений, действий и.поступков,

она - зеркало мышления, чувств и воображения.

Если психомоторика дисгармонична, несовершенна или расшатана, качество работы механизма регуляции низкое. Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе «мыслящее тело - предмет». Мыслящее тело человека способно к бесконечному количеству действий. И в том числе движений телесно запрограммированных инстинктов.

Основными проявлениями психомоторики являются классы движений и действий:

Движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положений тела человека в пространстве;

Состояния и позы нашего тела - это храциозность фигуры, выправка, апломб и стойкое соблюдение вертикальной линии (от головы до пят), и наоборот - кривляка, позер, искусственная улыбка и т.п.;

Локомоции - движения, связанные с перемещением своего тела человеком: их особенности проявляются в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. л,; сюда входят и баллистические движения: ловли и захватывания предмета, который летит или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;

Выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители смысла, знаков, значение, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, которые имитируют действия с отсутствующими предметами;

Рабочие движения и действия, которые являются способами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность работы, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранично: и тех, что уже известны и усвоены, и тех, которые еще только будут найдены.

Вот почему психомоторика - орган человека универсальный - всеобъемлющий и разносторонний, которым человек решает жизненно важные задачи. Действительное бытие человека - его действие* действенность.

Чтобы лучше понять универсальность живого движения, сделаем сравнение психомоторики и машин - неживых тел.

Механизмы психомоторики настраиваются в ходе двигательного действия. Механизмы машины неизменны и запрограммированы на определенные, раз и навсегда неизменные траектории движения деталей. Живое движение способно на столько форм траекторий в пространстве, сколько существует в природе форм предметов, с которыми человек имеет возможность взаимодействовать.

Форма движения машины предварительно определена конструкцией, структурно и функционально, она действует по схеме своего строения, и только так, а не иначе. Живое же движение определяется формой того предмета* с которым взаимодействует человек.

Благодаря универсальности функций мыслящее тело активно строит траекторию своего движения в соответствии с формой окружающих тел со сложными конфигуращшми и пространственными координатами. Если же психомоторика сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, то человек останавливается для раздумья, то есть перестройки схемы действия.

В ситуации столкновения физическое тело разрушает себя, или препятствие. Возможность согласовывать форму движения мыслящего тела с формой другого предмета свидетельствует о том, что структурно-анатомическое строение психомоторики не запрограммировано к одному, или нескольким способам действий - а человек способен к любому сложному действию.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела была выражена еще Аристотелем. Его вывод: рука человека - инструмент для многих инструментов. А. Спиноза доказал, что способ действия мыслящего тела определяется не им самим, самовольно, а оно активно строит свое движение, действуя соответственно форме (образу, идее, схеме) любого другого предмет.

Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.

Психомоторика - почти единственное средство, орудие, благодаря которому человек вмешивается в окружение5 изменяет

его, создает новые предметы и явления собственными силами - «золотыми руками».

Отсюда вытекает: психомоторное действие - эффективный механизм развития души и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а, мысля - действует, действует даже тогда, когда к предметам руками не дотрагивается.

Самое короткое определение гласит: психомоторика - это объективизация психического отражения. Константин Константинович Платонов отделял объективизацию от реализации, подчеркивая, что реальность существует в двух формах: как объективная реальность (существующая вне сознания) и субъективная реальность (отраженная сознанием).

В процессе отражения объективная реальность становится субъективной, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Психомоторика - это своеобразное соединение движения с психикой.

В психомоторных процессах выделяют:

I. простую психическую реакцию как ответ на заранее известный сигнал (поведенческая, физиологическая, эмоциональная и т.д. - например, нажатие кнопки);

II. сложные реакции (выбора, переключения, цепные, отсроченные);

ü отставленную реакцию, когда исполнительному сигналу предшествует предварительный;

ü реакцию на движущийся объект (РДО);

III. реакции слежения;

IV. сенсомоторные координации;

V. идеомоторные реакции и двигательные действия. Это двигательные действия, вызванные мыслями, идеями (думаю - делаю). Так, например, при рисовании прямой линии без линейки мысль о возможной ошибке, часто приводит к отклонениям от желаемой прямолинейности.

Широко известно возникающее у многих раздражение, когда советчики начинают “под руку” подсказывать, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Результат этого зафиксирован в реальном случае при зачетной посадке самолета ИЛ-86. Проверяющий (пилот - эксперт) умудрился “под руку” второму пилоту за 3 минуты 20 раз в нецензурной форме вмешаться в процесс посадки.

В итоге такого “дерганья” второй пилот увел самолет от расчетной глиссады и коснулся земли за 200 метров до посадочной полосы, прочертив за 0,8 сек. борозду в 65 метров. К счастью проверяемый успел дать взлетный режим и избежал катастрофы. Интересно, что в критический момент (от высоты 60 метров до окончания посадки) проверяющий не сказал ни одного слова! А он должен был взять управление самолетом на себя!

Психомоторные процессы могут существовать в форме ЗУН:

1. знаний о возможных формах и особенностях психомоторного реагирования;

2. умений, соединяющих знания с их практическим применением;

3. навыков, как автоматизированных умений, освобождающих наше сознание от контроля за однообразными, повторяющимися движениями, и направляющих мышление на принятие решения по важным, требующим оперативного вмешательства, событиям.

Психомоторика реализуется в 3-х основных сферах:

1. Силовой (характерной для ранних этапов развития техники и требующей мускульных усилий).

2. Пространственной.

3. Временной.

Последние две сферы стали преобладающими на более поздних этапах развития техники, когда появились всевозможные усилители и дистанционное управление ими. Стали преобладать не менее важные мелкие (дозированные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы) действия: удара, нажима, вращения.

Происходило также постепенное сокращение макродвижений при переходе от ручных действий (работа топором) к механизированному (штамповка деталей) а затем к автоматизированному (операторский труд).




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины