11.07.2019

Сенсорный голод. Эрик Берн: Сенсорный голод Пути преодоления у ребенка ощущения сенсорного голода


Психология потребностей, отмечал А. Н. Леонтьев, исходит из различения потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как фактора, направляющего и регулирующего конкретную деятельность субъекта в предметной среде. "Именно в направляющей своей функции,- писал он,- потребность и является предметом психологического познания" 173.

Поскольку в обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с прекращением воздействия раздражителей на рецепторы, он не осознает этих воздействий и не отдает себе отчета, насколько важным условием для нормального функционирования его мозга является "загруженность" анализаторов. Вот как описывает воздействие сурдоэффекта в наших исследованиях Г. Т. Береговой: "И тут на меня обрушилась тишина… Я услышал свое дыхание и еще, как бьется мое сердце. И все. Больше ничего не было. Абсолютно ничего… Постепенно я стал ощущать какое-то беспокойство. Словами его было трудно определить; оно вызревало где-то внутри сознания и с каждой минутой росло… Подавить его, отделаться от него не удавалось…" 174 Эмоциональная напряженность в первые двое суток в условиях изоляции и сенсорной депривации объективно выражалась в показателях электроэнцефалограммы, кожно-гальванического рефлекса, частоты пульса, дыхания, а также в нарушении восприятия времени.

Особый интерес представляет тот факт, что наступающая тишина воспринимается вначале не как лишение чего-то, а как сильно выраженное воздействие. Тишину начинают "слышать". Приведем ряд самонаблюдений восприятия тишины в различных условиях: "Тишина временами стучала в ушах" (Антарктида, К. Борхгревинк); "Тишина была громкой, как нож, ударяющий в барабанную перепонку" (испытуемый в опытах Раффа); "Трудно передать "молчание камня", и поэтому спелеолог… стремится не слушать тишины, ибо в этих глубочайших преддвериях ада особенно четко звучат шумы; биение сердца, хрипы легких, хруст суставов и шейных позвонков" (Н. Кастере); "Вторые сутки подводная лодка лежит на грунте. Во втором отсеке безмолвие, которое, как это ни странно, начинает звучать. Очень редко с потолка на палубу падают капли конденсата. Несколько удивлен, что они могут так громко стучать" (самонаблюдение автора).

В измененных условиях нехватка афферентных, идущих от органов чувств импульсов для нормального функционирования мозга начинает осознаваться и переживаться как потребность. Согласно И. М. Сеченову, эту потребность как с психологической, так и с физиологической точки зрения можно поставить рядом с ощущением голода. "Зрительное желание,- пишет он,- отличается от голода, жажды, сладострастия лишь тем, что с томительным ощущением, общим всем желаниям, связываются образные представления" 175. Характерно, что люди, испытывающие потребность в афферентации, сами сравнивают свое состояние с голодом, а удовлетворение ее — с насыщением. Так, об условиях жизни в Антарктиде В. Песков пишет: "Особенно скучает человек по зрительным образам, когда он находится в длительном (санном.- В. Л.) походе. Но вот люди возвращаются, их кормят, дают помыться и сразу же показывают фильмы, сколько они хотят. В течение нескольких часов они смотрят фильмы: три-четыре фильма, пока не насытятся. И только потом они начинают жить обычной жизнью зимовщиков" 176.

Потребность в сенсорных ощущениях в условиях изоляции вначале может переживаться неопределенно. Испытуемый Ч. на пятый день эксперимента так охарактеризовал свое состояние: "Странное самочувствие: точно меня лишили воздуха, чего-то не хватает, а чего — не пойму". По мере увеличения срока пребывания в подобных условиях — независимо от того, будет ли это в космическом полете, в Арктике или в модельном эксперименте,- данная потребность начинает осознаваться все более отчетливо. Причем люди испытывают потребность не только в зрительных и слуховых восприятиях, но и в афферентации со стороны тактильных, температурных, мышечных и других рецепторов. Приведем несколько примеров.

Марио Маре (Антарктида): "Я бы охотно лишился своего… жалования ради того, чтобы взглянуть на зеленую траву, покрытый цветами луг, на котором пасутся коровы, на березовую или буковую рощу с желтеющими листьями, по которым струятся потоки осеннего ливня" 177. П. С. Кутузов (Антарктида): "Ужасно хочется видеть зелень, чувствовать ее запах, слышать треск кузнечиков, птиц, даже лягушек, лишь бы живых"178. А. Г. Николаев: "В космическом полете… по земным привычным звукам, явлениям и ароматам мы поистине сильно скучали. Иногда все это земное чувствовали, слышали и видели во сне"179. Е. Терещенко, вспоминая о камерном исследовании, писал, что все чаще хотелось открыть куда-то дверь и увидеть что-то другое. Все равно что, только бы новое. Иногда мучительно, до рези в глазах, хотелось увидеть яркий, определенный, простой цвет спектра или кумачовый плакат, синее небо180. А. Н. Божко (годичное гермокамерное исследование): "Закрываю глаза и, кажется, чувствую запахи земли, леса, слышу пение птиц. До чего же хочется увидеть солнце, выкупаться в реке, побродить по лесу, по лугам"181. М. Сифр (пещера): "Как бы мне хотелось ощутить дыхание свежего ветра или живительную влагу дождя на своем лице!"182

При полетах на кораблях класса "Восток" и "Союз", на которых невозможно было достаточно полно загрузить опорно-двигательный аппарат, космонавты испытывали потребность в мышечных усилиях. Г. Т. Береговой так охарактеризовал это состояние: "…тело начинает как бы тосковать по нагрузкам… Захотелось почувствовать самого себя, ощутить себя изнутри — волокнами мышц, связками суставов; захотелось спружиниться, что ли, выгнуться, подтянуться до хруста в костях…"183

Во время длительных автономных походов на подводных лодках по нашим самонаблюдениям и по наблюдениям за моряками четко возникало ощущение голода по впечатлениям внешнего мира. Когда лодка всплывала и имелась возможность на несколько минут подняться на ходовой мостик, каждый с нетерпением ожидал своей очереди, чтобы подышать свежим воздухом, полюбоваться морской поверхностью, погреться на солнце или поглядеть на звезды (чаще всего всплытие производилось в ночное время). По данным В. Д. Ткаченко, в ассоциативном тесте ("произвольные образы") моряки записывали в основном слова: "луг", "березка", "дуб", "трава" и т. д. Появление потребности в сенсорных ощущениях у полярников отмечают многие исследователи Арктики и Антарктики.

Видимо, к компенсаторным реакциям в ответ на сенсорный голод следует отнести появление каждую ночь обильных и ярких сновидений. "Неделю назад… мне приснился дождь,- записал в дневнике В. И. Севастьянов.- Самый обычный дождь. Но я слышал во сне его шум. И этот шум везде преследовал меня. Наблюдая мощный циклон над Африкой, я представил, что… сейчас идет дождь — тропический ливень, гроза. Нет, это не то. А вот наш мягкий, летний, теплый, ласковый дождь! Тра-та-та-та… А вчера мне приснился воробей. Самый обычный воробей. Сидит на пыльной дороге и что-то ищет на пропитание. Я обхожу его осторожно стороной, чтобы не вспугнуть, а он посматривает на меня, эдак перескакивая, поворачиваясь, провожает меня и делает свое дело. Потом встрепенулся и улетел… Я даже, кажется, вздохнул во сне"184. Космонавту В. Соловьеву во время полета почти каждую ночь снилась земля — грибы в осеннем лесу, речка детства, футбольные матчи, шум дождя. И лица родных, друзей, иногда просто знакомых.

На третьем месяце полета на орбитальной станции "Салют-7" В. Ляхов в беседе с корреспондентом сказал, что сновидения приходят к ним теперь каждую ночь. Сны обычные, земные, домашние. Просыпаются бодрые, с хорошим настроением, будто дома побывали.

"- А что в минувшую ночь приснилось?

— Рыбалка, — ответил Ляхов.- Зорька была отличная, рыбину на 9 килограммов 200 граммов вытащил…

— Хорошие у вас сны…

— Если в реальности это сейчас невозможно, зато можно во сне,- заметил Александр Александров" 185.

Аналогичные сновидения примерно через месяц появлялись у испытуемых в модельных экспериментах. "Необычность наших условий жизни сказывается на всем, даже на снах,- записал в дневнике А. Божко.- На днях, когда обострились наши отношения с Германом, мне приснилось, будто в термокамеру входит Виктор Потапов и заменяет его. В другой раз я ясно видел, как мы выбираемся из термокамеры на крышу, покрытую снегом, играем в снежки, а потом возвращаемся вновь к себе. Только теперь я обнаружил, что вижу цветные сны. Они здесь воспринимаются по-иному: во сне возможно покинуть эти серые стены, повидать близких и родных, вообще узнать что-нибудь новое. Сны связывают нас с недоступной пока жизнью. Иногда о своих снах мы рассказываем друг другу и замечаем, что сновидения становятся дополнительным источником информации"186. Цветные сны появлялись и у других испытуемых. О появлении ярких цветных сновидений во время зимовок говорят и полярники. По мнению многих лиц, оказавшихся в условиях сенсорного и информационного голода, сновидения помогают удовлетворению потребностей в ощущениях и информации и нередко сравниваются с передачами по цветному телевидению или кинофильмами.

Что такое сенсорный голод — пояснить несложно. Это нехватка разнообразных ощущений. Доказано, что новорожденные, лишенные контакта с людьми длительное время, вскоре погибают. Информации о сенсорном дефиците в интернете немного, но специалистам-дефектологам, как правило, без труда удается определить потребность ребенка в дополнительной стимуляции органов чувств, а также выработать методы его восполнения.

Проявления сенсорного голода

Проявления сенсорного дефицита могут быть самыми различными, и подтвердить наличие или отсутствие такого рода голода сможет квалифицированный дефектолог. Тем не менее, вы и сами сможете понять, что крохе не хватает ощущений, если:

— он посасывает язычок (но это также может быть и неудовлетворенным сосательным рефлексом);

— пытается привлечь к себе внимание любым способом;

— разбрасывает игрушки, бьет их;

— облизывает практически все, что попадается под руку.

Все это — этапы взросления малыша, абсолютно адекватные, поэтому для уточнения дефицита ощущений желательно все-таки проконсультироваться с медиками. Восполнить сенсорный дефицит несложно, а вот пренебрежение сигналами, которые подает ваш ребенок, может обернуться отставанием в развитии, нервозностью и проч.

Причины возникновения сенсорного дефицита

Наиболее распространенная причина этого явления — недостаток внимания от матери или близких ребенку людей. Поглаживания, контакт «кожа к коже», массаж для самых маленьких, создание развивающей обстановки — все это позволяет сделать мир ребенка ярким, наполненным массой разнообразных ощущений, а значит — интересным, привлекательным.

Вторая причина может крыться в индивидуальных особенностях ребенка. Скажем, сниженный слух с неизбежностью породит дефицит в сфере слуховых ощущений, поэтому мама должна постараться говорить громче и четче, слушать вместе с ребенком музыку, выполнять рекомендации медиков по развитию слуха у малыша.

У некоторых детей снижена чувствительность кожных покровов.

Любые особенности следует учитывать, придумывая интересные игровые способы преодоления сенсорного голода.

Способы устранения сенсорного голода

Контакт с ребенком должен быть регулярным. Погладить по голове, потрепать по щечке, ущипнуть за ручку — все это вклад в копилку сенсорных ощущений. Но не стоит останавливаться на этих обычных методах.

Специалисты считают, что ребенка с сенсорным голодом необходимо как можно чаще и крепче обнимать. Пусть это будет не просто эмоциональный акт — ребенок должен почувствовать ваши объятия. Для совсем маленьких детей предлагаются воздушные ванны, а в это время вы сможете сделать ему легкий массаж (сделайте акцент на чувствительных (но не до боли!) щипковых движениях). А после ванны хорошо обтирать ребенка жестким махровым полотенцем — это и дополнительные массажные движения, и отличная сенсорная стимуляция.

С детьми постарше можно и так играть: забросать малыша тяжелыми подушками — пусть барахтается, выбирается. Ощутимо прижмите его подушкой к дивану, а затем отпустите — пусть поднимается сам! Это и отличная физическая тренировка, и невероятный эмоциональный подъем, много смеха и радости. И, конечно, устранение сенсорного голода.

Ребенок заинтересовался содержимым комода? Позвольте ему поиграть — это подарит ему незабываемый бесценный опыт. Главное, чтобы там не было ничего опасного для ребенка — мелких предметов, маникюрного набора, ножниц.

Сделайте для ребенка сенсорный ящик — например, коробочку с лоскутками разного цвета и фактуры. Этими же кусочками ткани можно прикасаться к коже малыша, поглаживать ее. Полезны будут игры в — в развивающих центрах иногда создаются такие помещения.

В ящик также поместите разнообразные предметы и игрушки. Пусть они умеют пищать, играть музыку, пусть они будут мягкими и приятными и, наоборот, жесткими и колючими. Да-да, неприятные ощущения также должны присутствовать в вашей программе сенсорного развития. Запахи, звуки, цвета, предметы, прикосновения — малыш должен испытывать воздействие разнообразных раздражителей сполна!

Обратите внимание на одежду, постель. Они также подарят ребенку много новых ощущений.

Wisenteta специально для сайта Я — молодая мама

2011, . Все права защищены. В случае полного или частичного использования материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.

Зри в корень

Лестница мастерства

  • Сначала ты не знаешь то, что ты не знаешь: если ты никогда не видел велосипед, то ты не знаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты не знаешь: увидев велосипед, ты понимаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты знаешь: обучившись кататься на велосипеде, ты знаешь, как на нем кататься.
  • А потом ты не знаешь как, но ты знаешь: навык владения велосипедом - часть тебя, и ты не знаешь как, но ты ездишь на нем.
  • Потом ты можешь достигнуть мастерства владения велосипедом, когда можешь обучить другого этому ремеслу.

Познай самого себя

Сенсорный голод

Младенцы без физического контакта деградируют в результате сенсорного голода - это касается не только людей, но и животных. У взрослых - аналогично. Этим обусловлен страх одиночных камер, несущих психические расстройства - даже закоренелые преступники боятся их больше всего. Сенсорная депривация несет за собой органические дегенеративные изменения в нервных клетках.

Сенсорный голод похож на пищевой голод: есть аскеты, есть гурманы, есть переедание - это чрезмерная стимуляция и недоедание - недостаточная стимуляция нервной ткани.

Ребенок отдаляется от матери, тактильная близость позади. Остается компромисс - превратить касания в речь. Этим обусловлена потребность в признании . Усложняется путь к достижению удовлетворения, и рождается индивидуальный путь или судьба : киноактер или ученый, например. У каждого свой рацион.

Какими стимулами сформирована нервная ткань у ребенка, на такие стимулы он, будучи взрослым, будет провоцировать окружающую среду и создаст соответствующую среду обитания для себя.

Стимулы, которыми удовлетворен сенсорный голод ребенка, формируют для него уровень нормы. Когда ребенок вырастает, он бессознательно создает такие события в своей жизни, чтобы получить такой же набор стимулов.

  • Роли остаются, а исполнители ролей меняются.
  • Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди.
  • Форма следует за функцией - закон из архитектуры.

Поглаживания

Поглаживание - это физический контакт, принимающий разные формы: погладили, обняли, щелкнули по лбу. В разговорной речи - любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Поглаживание - это единица социального действия. Обмен поглаживаниями - транзакция - единица общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей . Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также и на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Организм бессознательно адаптируется под то поведение, при котором есть стимуляция нервной ткани поглаживаниями.

Например, если бессознательное ребенка обучилось тому, что получить внимание родителей можно в случае болезни, то ребенок будет болеть. Важно научить себя оказывать внимание близким людям без видимых на то причин.

Упорядочивание времени

Как ведут себя люди после приветствия - это проблема: о чем же нам говорить - вот вопрос. Одна из функций жизни в обществе - это помогать друг другу в этом вопросе . Извечная проблема человека - как организовать часы бодрствования, что же делать. Решение проблемы упорядочивания времени - программирование.

3 вида программ: материальные, социальные, индивидуальные. Материальная программа - строительство корабля, если действительно хотим построить, а не изображать трудовую деятельность. Социальная программа - это ритуальное общение: хорошие манеры, приемлемость: не рыгать, правильно здороваться, прощаться, интересоваться делами собеседника.

Игры

По мере того, как люди лучше узнают друг друга, начинается индивидуальная программа. Инциденты, случайности - случайны лишь на первый взгляд . Они следуют определенным моделям, предсказуемы. Работают четко по негласным правилам и инструкциям. И это - игры. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях - всё это год за годом может протекать в вариантах одной и той же игры.

Игры - не значит забавно или несерьезно. Игры - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Игры могут быть мрачными и опасными. Игры - это подмена реальной жизни и подлинной близости.

Варианты упорядочивания времени: ритуалы, развлечения, игры, близость, деятельность, которая может служить основой для остальных. Деятельность - это такой способ упорядочивания времени, когда вы упорядочиваете время других людей.

Задача игры - получить удовлетворение, выигрыш (самоуничтожение может являться выигрышем, поэтому выигрыш как понятие не имеет оценочной окраски).

Подлинная близость наступает, когда социальные схемы, скрытые мотивы отступают. Подлинная близость может удовлетворить сенсорный голод.

Индивидуум вне общества занят фантазиями или деятельностью. Если он в группе, то время упорядочивается следующим образом по увеличению сложности: ритуалы, развлечения, игры, близость и деятельность, которая служит основой для остальных.

Структурный анализ

Наблюдения за пациентами проявили различные состояния Я. Каждое состояние Я - это связанная система чувств, связанная система образцов поведения. Каждое из них - не роль, а психологическая реальность.

Родитель - зафиксированный образ родителей. Взрослый - объективная оценка реальности. Ребенок - образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.

В один момент времени активно одно состояние, которому о других ничего не известно.

Родитель нужен, чтобы дети сохранились: повтор ими родительского поведения делает многие реакции автоматическими, менее энергозатратными. Родитель выжил таким, значит таким же выживу и я.

Примеры изменения эго-состояний

Ирина ведет машину по дороге с сильным движением. Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих ее машин и следит за дорожными знаками. Она управляет автомашиной, реагируя «здесь и теперь» на то, что происходит вокруг нее. Ирина находится в эго-состоянии Взрослого . Внезапно другой водитель обгоняет Ирину и резко вклинивается впереди ее машины. В течение доли секунды Ирина испытывает страх от того, что произойдет столкновение. Она бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Все это время она находилась в эго-состояний Взрослого . Ее чувство страха соответствовало реагированию на опасность по принципу «здесь и теперь», помогая ей быстро реагировать, чтобы избежать столкновения.

Когда другой водитель, обогнав ее, пропадает вдали, Ирина качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине». В этот момент Ирина перешла в эго-состояние Родителя . В детстве она часто ездила рядом с отцом в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.

Минуту спустя Ирина сворачивает с дороги и останавливается у своего офиса. Она смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу со своим боссом. Она падает духом и какое-то мгновение испытывает чувство шока. Сейчас Ирина перешла в эго-состояние Ребенка, так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу и испытывала страх от того, что ее может наказать учитель . Ее чувство шока является реакцией на эти старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней сейчас как со взрослым человеком. В этот момент Ирина не осознает, что она проигрывает свое детство. Если бы вы спросили ее, напоминает ли эта ситуация какое-либо событие в ее детстве, она, возможно, вспомнит давнюю сцену в классе. И наоборот, может быть, она похоронила эти болезненные воспоминания так глубоко в своей памяти, что будет не способна их сразу же вспомнить.

Когда Ирина сейчас вновь переживает свои детские чувства и мысли, она ведет себя так же, как и много лет назад, будучи школьницей. Ее сердце колотится, а глаза широко раскрыты. Затем через некоторое время Ирина говорит себе: «Минутку! Чего собственно я боюсь? Мой босс - умный мужчина. Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае мы компенсируем потерянное время, поработав немного во время перерыва» . Ирина снова возвратилась в свое эго-состояние Взрослого. Она улыбается и смеется. Ее смех - это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного ребенка.

Транзактный анализ

Единица социального общения - транзакция. Двое собрались вместе и кто-то да скажет что-то, признает существование другого. Стимул и реакция, каждая реакция в следующей трансакции становится стимулом. Транзактный анализ позволяет нам определить, какое состояние Я породило стимул, а какое - реакцию;

Дополняющие трансакции. Пересекающиеся трансакции. Скрытые транзакции.

Процедуры и ритуалы

Процедура - это серия простых дополняющих трансакций от Взрослого к Взрослому, направленные на изменение действительности. Ритуал - это серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями. Ритуалы могут быть формальными, неформальными. Форма ритуала определяется традицией. Ритуал приветствия - точный расчет поглаживаний. Устоявшийся ритуал мешает новой процедуре.

Процедуры программируются Взрослым, ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

Развлечения

Развлечение - это обмен трансакциями, например, болтовня о том, поменял ли ты зимнюю резину, какая футбольная команда лучше и так далее. Развлечение позволяет отобрать подходящего субъекта под игру. Отбор происходит на бессознательном уровне. Развлечения не смешиваются. Развлечения стереотипны, так как служат стереотипным целям.

Мы изучили сенсорный голод и неосознаваемую потребность его утолять привычными стимулами и реакциями.

Если вы принимаете решение менять свой рацион, я приглашаю вас познакомиться со структурой сильных убеждений.

1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия

  • Со мной и с каждым все ОК;
  • У каждого человека есть все необходимые ресурсы;
  • За каждым действием стоит позитивное намерение;
  • Человек всегда делает наилучший выбор;
  • Люди учатся - изменения не только возможны, но и неизбежны - любой может стать любым.

Перед любой коммуникацией вы можете принять решение: или эта коммуникация будет выгодна для обоих или вы не будете принимать в ней участия: принцип выиграл/выиграл или не связываться.

Притча - В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл - мы победим, если решка - проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

Никто не может изменить судьбу, - сказал ему слуга после битвы.

Конечно, нет, - ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

В зависимости от того, с каким намерением вы входите в опыт каждого вашего дня, тому вы и найдете подтверждение.

В то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние , осязание , вкус , температурные рецепторы и вестибулярный аппарат . Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине , психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству , галлюцинациям , депрессии и асоциальному поведению.Это происходит из-за растормаживания коры головного мозга.

Камера сенсорной депривации

Камера сенсорной депривации - звуко- и светонепроницаемый бак, где человек плавает на поверхности солёной воды, температура которой очень близка к температуре тела. Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации , расслабления и в нетрадиционной медицине . Также используется термин «флоутинг» капсула (англ. float - свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970х. Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Использование в БДСМ

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сенсорный голод" в других словарях:

    СЕНСОРНЫЙ ГОЛОД - см. Изоляция, Сенсорная изоляция. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорный голод - 1. вообще потребность организма в сенсорной стимуляции; 2. в нейрофизиологии – состояние фрустрации, наступающее в условиях сенсорной депривации; 3. в психологии любопытство, потребность в новых ощущениях, впечатлениях. Чрезмерная потребность в… …

    - [сэ] и [се], ая, ое. [лат. sensus восприятие, чувство, ощущение] 1. Биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С ая реакция человека. С ая физиология (физиология органов чувств). С. голод (неразвитость или ограничение … Энциклопедический словарь

    сенсорный - (сэ) и (се) ая, ое.; (лат. sensus восприятие, чувство, ощущение) 1) биол. Относящийся к ощущениям; связанный с чувствами и органами чувств. С ая реакция человека. С ая физиология (физиология органов чувств) Сенсо/рный голод (неразвитость или… … Словарь многих выражений Википедия

    ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - условия деятельности, которые предъявляют повышенные требования к оператору. Такие условия называются иначе также усложненными или уникальными. Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии психология труда в особых… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАБОЧИЙ ТЕМП - (...от лат. tempus время) скорость выполнения последовательных рабочих операций в течение определенного времени. Как замедленный, так и слишком быстрый Р. т. приводит к развитию утомления. Оптимальный Р. т. зависит от тяжести труда и содержания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Как известно, мы получаем информацию из внешнего мира через наши органы чувств: зрение, слух, вкус, кожу.

Ощущение – это результат переработки мозгом информации, поступающей от органов чувств. Мы можем этот результат осознавать (например, приятный запах) или не осознавать.

Но в том и в другом случае ощущения влияют на наше поведение. Ощущения связывают человека со средой, в которой он живет.

Каждый год новые ароматы пополняют роскошный и дорогой рынок парфюмерии. Многие купаются в новой чувственной гамме, живо реагируя на новинки. А некоторые из года в год покупают одни и те же духи, которые становятся своеобразной визитной карточкой.

Кстати, последний случай не столь уж редкий. Завидное постоянство у Мадонны (Youth Dew), Джерри Холл (Opium), Катрин Денёв (LHeure Bleue). Принцесса Диана любила Diorissimo, Мерелин Монро - Chanel No 5, Джеки О – Joy, и Одри Хепборн - LInterdit...

Когда наш породистый, но чрезвычайно наглый кот Маркиз в очередной раз стащил со стола стейк, приготовленный женой для жарки, я всерьез задумался о проблеме воспитания. Стало очевидно, что многочисленные попытки воспитать кота подобающим, с нашей точки зрения, образом полностью провалились, а выхода из создавшегося положения я не видел. Кормление кота телятиной семейный бюджет не предусматривал, равно как и наем для этого мяса охранника.

Однако все равно с этим нужно было что-то делать, и...

В опытах я натолкнулся на то, что можно назвать «Высшими Я» и «метапрограммистами суперпространств», которые, как мне показалось, были внешней частью меня самого, не внедренными в меня. Пользуясь другим языком, другой терминологией, их можно назвать небесными гуру, или божественными учителями, или ангелами-хранителями.

Я достиг пространств, где энергия и силы так огромны, что человеческими словами немыслимо передать этот опыт в книге. Наиболее определенный из этих опытов был проделан в...

Парафиновая маска

Здорового, нормального человека погружают в специальную ванну, в раствор такой тепленький, что он даже его не чувствует, лицо покрывают парафиновой маской, чтоб не видел и не слышал. Так делались когда-то опыты по полной сенсорной изоляции.

Человек ничего не ощущает и ничего для него не меняется. Все его органические потребности по необходимости удовлетворяются. И так – сколько выдержит. Через пару часов такой "комфортной жизни" психика начинает давать легкий крен: потеря...

Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений телесно-ориентированной психотерапии.

Основные из них: биосинтез, бодинамический анализ, биоэнергетический анализ, биодинамика, соматопсихология, процессуальная психотерапия.

Телесно...

В психологии сознания метод интроспекции (букв. "смотрения внутрь") был признан не только главным, но и единственным методом психологии.

В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства.

Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентировать-ся) субъекту.

Во-вторых, "закрытость" тех же процессов для внешнего наблюдателя. Сознания разных людей сравнивались в то время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью...

Что такое гипноз и гипнотерапия, более или менее подробно, с теми или иными искажениями и вымыслами, знают многие. А вот флоатинг (или сенсорная депривация) – явление для большинства людей новое и неизвестное. Суть же его гениально проста: человек в специальной закрытой камере лежит на поверхности очень плотного солевого раствора, который позволяет держаться на плаву, не прикладывая к этому никаких усилий.

Раствор и воздух в камере подогреваются до температуры тела. В камере абсолютно темно и...


Конечно, это довольно упрощенная шкала, но в принципе можно сказать так: интроверт - это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на...


© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины