13.10.2019

Значение нить ариадны в справочнике по фразеологии. Хитроумная Ариадна. Нить, с которой можно найти верный путь


Как появился в русском языке устойчивый речевой оборот «нить Ариадны»? Фразеологизм пришел, как и многое другое, из культуры эллинов. Вспомним его основу, миф о Тесее.

Что подарила нам Эллада

Она дала нам много разного. В том числе и замечательные мифы о богах и героях, которые великолепно описаны в книге Н. А. Куна. Среди них - популярный сюжет о борьбе героя Тесея с Минотавром. Но причем тут Ариадна, нить? Ариадна в нем - значительное действующее лицо.

Мифы о Тесее

Тесей, сын Царя Эгея, правившего в Афинах, был одним из любимых героев древних греков. Они сложили о его приключениях и подвигах семь занимательнейших историй. Наша современница Мери Рено написала книгу «Тезей», в которой в интересной форме преподнесла читателю все приключения героя, начиная с детства, и рассказ в ней ведет сам Тесей. Мы же остановимся только на том отрезке его жизненного пути, когда в его руки дала Ариадна нить. Зачем? Это будет ясно из последующего рассказа.

Дань афинян

Предварительно надо сказать, что Тесей воспитывался далеко от дома отца в Афинах, дедом и матерью. Когда он вырос, то пресек всю Аттику, и отец узнал его по мечу, который оставил своему ребенку. Недолго радовался царь Эгей обретенному сыну. Могущественный царь Минос прислал с Крита требование об уплате дани: раз в 9 лет на остров следовало отправить корабль, на который помещали четырнадцать человек: 7 юношей и 7 девушек. Их ждала горькая участь. Они никогда не возвращались назад домой к родным и близким, так как их пожирало ужасное чудовище - Минотавр, будущий преемник царя Миноса.

Это был человек с головой быка, который никогда не выходил из запутанного подземного лабиринта, расположенного под дворцом царя, который в давние времена построил Дедал.

Подготовка к опасному пути

Отважный Тесей вопреки воле отца добровольно и безропотно сел на корабль под траурными черными парусами. Он решил раз и навсегда освободить греков от позорной дани, сразившись с чудовищем и уничтожив его. Герой уже совершил много подвигов и был уверен в своей смекалке и силе. Но, кроме этого, он принес жертву Аполлону в Дельфах, чтобы путешествие по морю прошло хорошо. Афродиту, богиню любви, Тесей тоже и призвал на помощь. Ее покровительство очень помогло Тесею, когда его помощницей стала Ариадна, нить которой спасла ему жизнь.

Тесей на Крите: первый подвиг

Корабль благополучно приплыл на остров Крит. Афинян отвели к царю. Он сразу выделил из толпы Тесея. Дочь царя, прекрасная Ариадна, была с первого взгляда им покорена. Афродита поселила в ее душе любовь к красавцу-юноше. Ариадна решила для себя, что она не даст ему погибнуть в мрачном лабиринте под дворцом. Минос стал насмехаться над одной из девушек. Тесей не смолчал и заступился за нее. Тогда Минос перенес свой гнев на мужественного и бестрепетного юношу. Царь стал хвалиться тем, что он произошел от повелителя молний Зевса. Тесей ответил, что его отец - колебатель морей Посейдон. «Ах, раз так, то пусть он тебе поможет», - с этими словами Минос снял драгоценный перстень со своей руки и бросил в пучину вод. Недолго раздумывал Тесей. Моментально он ласточкой прыгнул с обрыва и скрылся под волнами. С ужасом смотрела на это Ариадна. Тесея поджидал бог Тритон и примчал в волшебный дворец властителя всех вод.

Посейдон ласково принял сына-героя и отдал ему кольцо Миноса. Тритон увез Тесея обратно к тому месту, откуда прыгал Тесей. Все были потрясены, а более всех в задумчивость впал Минос. Не ответив ни слова, он развернулся и ушел.

В лабиринте

Ариадна тайно дала Тесею острый меч и клубок ниток. Всех несчастных отвели в лабиринт. Их Тесей оставил недалеко от входа, а сам привязал нить от клубка к входу и пошел по запутанным коридорам, все время разматывая кубок. Знала влюбленная Ариадна: нить выведет Тесея обратно из безнадежного лабиринта.

Бой с Минотавром оказался тяжелым. Увидев Тесея, Минотавр издал грозный рык. Он наклонил голову, на которой находились огромные рога, и бросился на посмевшего потревожить его и вызвать его на бой смертного. Взбешенный, дикий, испытывающий сильный гнев, с исступлением несколько раз делал броски Минотавр. Тесею удалось ухватить его за рог и вонзить ему в самое сердце острый меч. С Минотавром было покончено. Теперь надо выбраться из душного, длинного, покрытого паутиной лабиринта.

Путь на свободу

Не знающего страха доблестного Тесея вела путеводная нить Ариадны мимо скелетов, груд костей и черепов, мимо всех останков, которые оставил ненасытный Минотавр. Долог и нелегок был путь героя, но его сердце пело победную песнь, и его переполняла любовь к Ариадне и радость за освобождение родины от дани.

Что означает «нить Ариадны»

Благодаря этому мифу всякий выход из запутанного положения стали называть «нить Ариадны». Значение этого словосочетания также обозначает способ, который помогает разрешить сложный и головоломный вопрос. Про того, кто вовлечен в затруднительное дело и без потерь выбирается из него, также можно сказать, что он нашел нить Ариадны. Значение может быть еще таким: человек нашел для себя руководящее начало.

«Остров есть Крит посреди винно-цветного моря прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им то время,
В девятилетие раз общаясь с великим «Зевесом».
«Одиссея»

Высокий семидесятидвухлетний старик шел — с севера на юг — через весь Крит. Его с радостью принимали в любом селении — женщины по старинному обычаю мыли его ноги в горячей воде, чтобы согрелась уставшая кровь, а мужчины ставили на стол оплетенные бутыли и резали ноздреватый овечий сыр, готовясь слушать диковинные старинные сказки, которым этот добрый чужеземец, состарившийся под их солнцем, верил как мальчик.

Он рассказывал о царе Миносе, который был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище — человека с головой быка, питавшегося человечьим мясом.

Он описывал дворец — Лабиринт, — в котором жило это чудовище, так подробно, будто сам неоднократно ходил его бесчисленными коридорами, столь хитроумно запутанными, что ни один смертный, раз попав во дворец, уже не мог выйти оттуда и погибал в пасти Минотавра. Каждые девять лет жители заморских земель, подвластные Миносу, присылали семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру.

Он рассказывал о юной красавице Ариадне, дочери правителя острова, полюбившей афинского юношу Тесея, принесенного в жертву Минотавру, — о том, как дала она юноше меч и клубок своей пряжи, чтобы нить ее, привязанная у входа в Лабиринт, помогла герою после смертельного поединка с Минотавром найти выход.

В этих сказках жестокость была бессильна перед высокой любовью, а милосердие побеждало ненависть.

Наутро люди принимались за свой труд — мудрый и вечный труд землепашцев и пастухов, а чужеземец уходил дальше, постукивая своей тяжелой тростью по камням, которые в его сказках были дворцами, улицами, стенами.

Однажды на пути старика стала гора Дикта. Узкими тропами он долго поднимался к ее вершине, более чем на два километра взметнувшейся над островом, пока не дошел до скрытого зарослями тамариска черного входа в огромную пещеру, где — гласили легенды — коза Амалфея вскормила своим молоком Зевса. Весь остров лежал перед ним — маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря.

Старик знал, что скоро ему придется покинуть этот остров и его людей, среди которых он чувствовал себя не всемирно известным ученым, почетным и действительным членом всевозможных академий и обществ, чье имя — Артур Эванс — уже много лет не сходит со страниц научных журналов и газет, но сказочным рыцарем, разбудившим от вечного сна спящую красавицу — землю этого острова.

Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже маститый ученый, оксфордец, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса.

Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату. Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания.

Дела призывали Эванса в Лондон, но, уезжая, он заявил, что результаты раскопок его заинтересовали, и, по-видимому, потребуется еще год, чтобы разгадать тайну открытого здания.

Вернувшись на следующий год на остров, Эванс более четверти века почти безвыездно вел раскопки вблизи города Кносса, ибо он поверил — и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание — это развалины легендарного Лабиринта.

Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было ни предугадать, что откроет следующий взмах лопаты, ни даже приблизительно предсказать, когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город.

Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены.

Сообщения о сенсационных раскопках на острове «посреди винноцветного моря» появлялись едва ли не во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой.

И когда Эванс по извечному праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская», имя, взятое из легенды, никто не посмел оспорить его.

Древнейшие следы этой цивилизации прослеживаются еще на рубеже IV—III тысячелетий до нашей эры. Разрозненное и редкое до тех пор население Крита неожиданно и резко возрастает, а на восточном побережье острова появляются крупные поселения — Палекастро, Псира, Мохлос, Гурния. Видимо, это объясняется тем, что по неизвестным пока причинам в это время на остров хлынула волна переселенцев из Азии. Почти одновременно появляется множество новых поселений и на юге острова — как считают исследователи, — выходцев из земель Африки. Восемь веков длился этот период, названный раннеминойским. За эти века коренное и пришлое население Крита как бы разбилось на три обособленные группы. Но, судя по всему, между собой критяне не враждовали — следов крупных междоусобных войн археологи на поселениях этого времени не нашли.

В конце третьего тысячелетия, примерно в XXII веке до нашей эры, на острове появляются первые дворцы, а поселения становятся городами. Первыми городами-государствами в Европе. Сколько их было в это время, сказать точно пока нельзя. Наиболее могущественным из них стал город Кносс на северном побережье острова. Из Кносса через весь остров — с севера на юг — до города Комо была проложена широкая дорога, связавшая разобщенные сельские поселения. Именно в это время и были заложены первые камни легендарного Лабиринта. И отныне почти на тысячелетие вся судьба не только Крита, но и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца.

Более тысячелетия строился Лабиринт — столько же, сколько существовала минойская цивилизация.

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. На первый взгляд план этот поражает архитектурным хаосом — столь причудливо, казалось бы, бессистемно, лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создаваемого почти тринадцать столетий хаоса лежал единый замысел, которому следовали из поколения в поколение все критские зодчие. Крупнейший советский исследователь истории архитектуры Н. Брунов писал, что в основе критского дворца лежала сложнейшая, тонко продуманная архитектурно-художественная композиция, которая как бы ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени. Перефразируя известное образное определение архитектуры, можно сказать, что «Дворец Мииоса» — это застывшее время.

Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места — она открывается только в движении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад — комнат и залов, нанизанных на единую ось: помещения дворца как бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз неожиданно открываются все новые и новые «пространственные формы». Да и сам дворец не представлял собой единый объем. В отличие от дворцов Вавилона и Ассирии, отгороженных от города стенами и пустотой дворцовой площади, стоящих так, чтобы человек мог единым взглядом охватить их, Лабиринт как бы являлся непосредственным продолжением хитросплетения кривых улочек города. Критский дворец нельзя было воспринять сразу, «движение» его внешних стен было столь же прихотливо и неожиданно, как и внутренних покоев.

Такие огромные дворцы, как Лабиринт, могли появиться лишь в обществе, где используется труд рабов, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в конце III тысячелетия до нашей эры на Крите начало складываться классовое рабовладельческое общество, древнейшее на территории Европы рабовладельческое государство.

Это общество уже имело свою письменность — и один из иероглифов изображает ручные кандалы, свою регулярную наемную армию — была открыта фреска, на которой изображен отряд воинов-негров во главе с белым командиром; свои тюрьмы — многие исследователи считают, что некоторые помещения «Дворца Миноса» создавались именно как темницы. Со временем это общество, состоявшее вначале из нескольких самостоятельных городов-государств (таких же, какие возникнут спустя тысячелетия в Древней Греции), оказалось подчиненным единовластию кносского царя — весь остров, как выяснили исследователи, был покрыт сетью дорог, сходившихся к Лабиринту и охранявшихся сторожевыми постами. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надежно оберегавший подступы к острову, — только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот, который, судя по свидетельствам античных авторов, безраздельно господствовал в Средиземноморье, подчинил власти кносских царей «многие земли» — Фукидид писал в своей истории: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским...» — и добавлял, что правители земель, покоренные Миносом, по первому требованию его поставляли галерников для критского флота. И как впоследствии в разных концах земли, там, где проходил Александр Македонский, появлялось множество «Александрии», так и в эпоху владычества Крита на Пелопоннесе, Сицилии и других островах Средиземноморья, даже в Аравии, появляются города и поселения, именуемые Миноями.

Со временем критская держава поднялась едва ли не до уровня такого колосса древнего мира, как Египет. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. На фреске гробницы одного из приближенных фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие послов Крита, а древнее название Крита — Кефтиу — часто встречается в «деловых» египетских папирусах. Оказалось, что раскопанные Шлиманом циклопические крепости-города в материковой Греции — Микены и Тиринф, поразившие исследователей своим богатством, мощью, — были вначале всего лишь провинциальными населенными пунктами минойской державы.

Казалось бы, ничто в то время не могло даже поколебать могущество Крита.

Но в конце II тысячелетия до нашей эры происходит катастрофа — загадочная, до сих пор до конца не объясненная. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агиа-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя пала — как Минотавр под мечом Тесея.

Говорят, Эванса спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл «Дворец Минотавра», хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов...»

Теперь, спустя семьдесят лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, он нашел дворец, в котором жил Минотавр.

Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин с изнеженными мужчинами, то диких животных и птиц, то морскую флору и фауну, один образ встречается с удивительным постоянством. Образ быка. Бык изображался на скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для религиозных возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, и алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен Кносского дворца Эванс увидел фреску: две девушки и юноша играют с разъяренным быком — юноша, на мгновение опередив движение быка, оперевшись на его рога, делает стойку над бычьей головой...

Что это — изображение простой игры, гимнастических упражнений критян? А может быть, документальное, летописное свидетельство того, о чем рассказывал миф о Минотавре? Может быть, действительно существовал на Крите религиозный обряд, во время которого дикому священному быку бросали на растерзание афинских юношей и девушек? Один из учеников Эванса, крупнейший знаток истории Крита Дж. Пендлберри, высказывая это предположение, как бы дорисовывает в воображении фреску, соединяет ее сюжет с тем, о чем говорят мифы... Во время этого кровавого ритуала сидел в окружении своих придворных правитель Кносса с маской священного быка на лице — Минотавр. И вот однажды, когда прибыл корабль из Афин с очередными жертвами, дочь его, которую звали Ариадна, увидела среди обреченных прекрасного юношу по имени Тесей и, полюбив его, тайком проникла в темницу, где юные афиняне ожидали начала ритуала, дала ему меч и объяснила, как пробраться в покои отца.

Изнеженные мужчины Кносса не могли преградить дороги Тесею. Ударами меча он расчистил себе дорогу к Минотавру — царю Миносу... Финал разыгрался в тронном зале — небольшой комнате кносского дворца: во время раскопок этот зал был найден в состоянии полного беспорядка, в углу лежал опрокинутый сосуд для благовоний; все имело такой вид, словно здесь в последний миг перед тем, как обрушились стены дворца, разыгрался короткий бой.

Но возможно ли такое поразительное совпадение реальности и мифа? Пока доказательств этому не найдено. Но вот что удивительно — в мифах о Тесее, Ариадне и Минотавре нигде не сказано, что юный герой разрушил «Дворец Миноса», поработил или покорил минойское царство — он только убил Минотавра, освободил Афины от дани критскому царю. По-видимому, это свидетельствует лишь об экономическом и политическом освобождении материковой Греции от Крита (которое, кстати, не исключает физического уничтожения династии критских царей) в результате нашествия в эгейский мир первых греческих племен.

И данные современных раскопок свидетельствуют, что когда пало могущество Крита и началась новая эпоха в истории народов Эгейского мира, жизнь в критских городах не прерывалась.

Легенда и здесь вела по лабиринту действительности...

Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная крито-минойской цивилизацией, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры и искусства. Впервые — в период ее создания и расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого нам всем, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой, эллинской, цивилизации. Второй раз — когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда «не помнящее родства» человечество, занятое насущными Заботами, было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных критянских женщин, изображенных на стенах Кносского дворца, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра.

Но неповторимое сокровище крито-минойской цивилизации — в ее мифотворчестве, в мифах о взлетевшем к солнцу Икаре, о Дочери жестокосердного властителя прекрасной и доброй Ариадне, совершившей подвиг любви и милосердия, во многих других мифах.

Мифотворчество — это поэтизированное открытие, и осмысление в человеке, в человечестве и его истории основы и сути, и отбрасывание всего мелкого, случайного, пришлого. Здесь уже второстепенно, что свершилось физически, а что в сознании, — все закольцовано. Да и можно ли установить, что важнее, что реальнее и долговечнее, что стало более действенной силой в человеческих судьбах? Уже тысячи лет мифы для людей — луч надежды, мужества и братства в любой, самой кромешной тьме. Они, эти мифы, говорят людям, что как бы ни была тяжела ноша, но это их мир, их земля, земля людей. Недаром древние греки считали, что познание, постижение истории заключается в ее припоминании.

Эллинские философы учили, что в неразрушимой связи между причиной и следствием в ничтожно краткой жизни человека — отражение закономерностей тысячелетнего мгновения Истории, воплощенного в преданиях о делах богов и свершениях героев; что опыт Истории — это основа нравственного бытия каждого из живущих. Какая же нравственная формула была выкристаллизована из тысячелетней истории минойской Державы и воплощена потомками в эпические повествования?

Остров есть Крит посреди «винноцветного» моря. Цветущий, плодородный край, отделенный от всей остальной земли. Он недосягаем для земных владык — не случайно именно сюда бежала мать Зевса, спасая своего сына от людоеда-отца, титана Кроноса, пожравшего всех своих остальных сыновей, опасаясь, что один из них, согласно предсказанию, свергнет его. Именно здесь, вдали от людей, Зевс возмужал, вскормленный молоком священной козы, научился олимпийскому спокойствию и другим качествам бессмертных. Именно сюда, в обетованный и цветущий край, перенес Зевс по морю, превратившись в златорогого быка, красавицу Европу — дочь финикийского царя. И на Крите же родила Европа сына Зевсу — будущего правителя острова — Миноса.

Остров живет как бы отстраненной от всей Ойкумены жизнью. Он ведет торговлю с иными землями н принимает у себя чужеземных мастеров, но далек от тревог и радостей остальной земли, живет замкнуто и горделиво — не смешивая свои тревоги с тревогами и радостями других людей. Но настало время, когда сила стала жестокостью, мудрость — высокомерием, а гордость обрекла на одиночество. И это стало началом конца. Минотавр — олицетворение жестокости минойской державы — породил не только страх у жителей подвластных земель. Он вызвал к жизни подвиг мужества Тесея. И подвиг любви Ариадны. И отчаяние одиночества Миноса в том тронном зале.

То, что было, превратилось в легенду. И осталось, потому что мудрые легенды, где жестокость бессильна перед высокой любовью, рождающей мужество, остаются навсегда с людьми, ибо в них истина, рожденная историей.

В. Левин, Г. Федоров

На вопрос Объясните фразеологизм <<нить Ариадны>> заданный автором Просветить лучший ответ это Ариаднина нить, нить Ариадны
В греческой мифологии Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда на Крит из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, прибыл царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте - дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити (Овидий, Метаморфозы) . В переносном смысле нить Ариадны - путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.
Ахиллесова пята
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в "Илиаде" Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахилла - богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку Ахилл и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение "ахиллесова пята" употребляется в значении: слабое, уязвимое место.
Дамоклов меч
Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего, стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение "дамоклов меч" получило значение нависшей, угрожающей опасности.
Сизифов труд
В греческой мифологии коринфский царь Сизиф за свои многочисленные грехи был наказан богами: в загробном царстве был приговорен вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигая вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново. Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.
Кануть в Лету. Лета
В греческой мифологии Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. “Кануть в Лету” - быть забытым, бесследно исчезнуть.

Ответ от Јироков Александр [гуру]
Путеводная нить.


Ответ от Невроз [гуру]
Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа обТесей убивающий Минотавра афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.
Переносное значение выражения нить Ариадны:
средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.

Истоки легенды о Минотавре следует искать в жизнеописаниях царя Миноса и царицы Пасифаи. Минос был сыном верховного бога Зевса и похищенной им красавицы Европы. Став царем острова Крит, он прославился государственными деяниями - создал первые , построил могучий флот и захватил господство на море. Его жена Пасифая была дочерью бога солнца Гелиоса и сестрой знаменитой волшебницы Цирцеи.

У Миноса и Пасифаи было множество , в том числе Ариадна, Федра, Андрогей и Катрей. Кроме того, несчастная Пасифая по велению мстительной богини Афродиты родила дитя от белого быка. Это было чудовище с головой быка и телом человека, названное Минотавром.

Чтобы скрыть позор жены, Минос приказал построить лабиринт рядом с Кносским дворцом и заключить туда монстра. В то же еще одно несчастье: наследник царя Андрогей погиб в Афинах на спортивных состязаниях. Разгневанный Минос потребовал от афинян ужасной дани - каждый год посылать на Крит по семь девушек и семь юношей, чтобы Минотавр мог пожрать их в своем лабиринте.

Скорбная дань приводила в отчаянье афинского царя Эгея, но спасение явилось в виде сына Тесея, выросшего вдали от Афин. По пути к отцу Тесей сумел совершить немало славных подвигов и в конце концов оказался наследником Эгея, не имевшего других сыновей. Юный герой отправился на Крит с очередными жертвами, чтобы убить Минотавра и освободить Афины от притязаний Миноса.

Любовь юной царевны

Минос был рад развлечению - он надеялся, что даже в случае герой никогда не найдет выход из хитроумного лабиринта. Дочь царя Ариадна полюбила отважного героя с первого взгляда. Она не спала ночь, придумывая, как ей спасти возлюбленного от смерти, и перед рассветом пришла в покои Тесея. Проводив юношу в лабиринт, она вручила ему моток ниток. При входе в лабиринт Тесей должен был закрепить конец нитки и двигаясь дальше, постепенно разматывать ее. Тесей послушал совета влюбленной девушки и отмечал пройденный путь тонкой нитью. Убив Минотавра, он вышел , сматывая нить обратно в клубок.

Спасаясь от гнева царя Миноса, Тесей и Ариадна бежали на остров Наксос. Здесь Тесей оставил Ариадну. По одной версии, он не смог полюбить девушку и не захотел взять ее с собой в Афины, по другой - к Тесею явился бог виноделия Дионис и потребовал оставить царевну ему. Дионис женился на Ариадне и подарил ей бессмертие, а она родила ему детей. Тесею же было суждено жениться на другой дочери Миноса - Федре, но история их брака была намного печальнее и стала знаменитой благодаря трагедии Софокла «Федра».

Нить Ариадны клубком из древнегреческого мифа вошла в современность, и

Юность Тезея
Тезей был сыном Посейдона и земной женщины Эфры, царицы Афин. До шестнадцати лет его воспитанием занимался дед, мудрец Питфей. Его внук был не только могуч и физически развит, но и умен, смел, отважен. Высокий, стройный, кудрявый, с ясным взглядом светлых глаз, отличающийся редкой силой и храбростью, Тезей был одним из самых знаменитых героев Греции. Он совершил много подвигов. Расскажем о том, как Тезей победил страшного Минотавра благодаря помощи умной Ариадны.
Вся Аттика (Древняя Греция) была погружена в глубокую печаль. С острова Крит приходили ужасные новости: в громадном, построенном архитектором Дедалом дворце-лабиринте, отличавшемся сложной системой расположения комнат и коридоров, поселилось чудовище с человеческим туловищем и головой быка – Минотавр. Оно пожирало людей, и царь Крита Минос требовал от Афин их доли жертв – семь юношей и семь девушек.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Сражение с Минотавром
Молодой Тезей решил сразиться с Минотавром и стал собираться в дорогу. Оракул предсказал ему, что в этом походе его помощницей будет богиня любви Афродита. Корабль с юношами и девушками благополучно прибыл на Крит. Тезей находился в группе обреченных молодых людей, которых должны были отдать на растерзание Минотавру. Дочь Миноса красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тезею уничтожить Минотавра. Но Ариадна знала: даже если Тезей победит чудовище, он не сможет выбраться из лабиринта. И вот накануне поединка Ариадна тайком пришла к Тезею и принесла ему непобедимый меч отца и клубок ниток.

Настал день приношения жертв, и первым вызвался идти в лабиринт Тезей. У входа во дворец он привязал конец нити клубка Ариадны и, разматывая его, смело отправился в запутанные коридоры лабиринта на поиски монстра. Вдруг свирепое животное само набросилось на него, и начался страшный бой. Но, увидев волшебный меч, чудовище отступило. Так происходило несколько раз. Наконец, изловчившись, Тезей поднял Минотавра за рога и вонзил меч ему в горло.

Держась за нить клубка Ариадны, герой живым выходит из лабиринта. Ликованием и радостью обреченные юноши и девушки встречают его у входа. Они спасены, но нужно срочно покинуть Крит: царь Минос в гневе! Афиняне поднимаются на корабль, чтобы отправиться в обратный путь вместе с Ариадной, которая не хочет покидать Тезея.

Ариадна и Дионис
По дороге корабль пристал к острову Наксос. Во сне Тезею явился Гермес и поведал ему, что Ариадна должна стать женой бога виноделия Диониса. Тезей проснулся в великой грусти, но нельзя нарушить волю богов: он должен оставить девушку на пустынном острове. Никакие уговоры не действовали на Ариадну – она горько рыдала, глядя на уплывающий корабль.

Но когда корабль скрылся из виду, девушку окружили веселые поющие люди: это был бог Дионис со свитой. Он возложил алмазный венец на голову Ариадны – отныне она царица и жена одного из великих богов. А венец с тех пор хранится на небе как созвездие Северная Корона.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины