30.07.2019

Звуковые волны и их характеристики. Звуковые волны вокруг нас. Мифы о ветроэнергетике: шум и инфразвук Инструмент от шума волн и ветра


ГБОУНОШ № 000

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Творческий проект по музыке

Тема: Создание музыкального инструмента

«Шум дождя» в русских традициях

Ещё один инструмент, пользующийся популярностью у ценителей экзотики, – джембе, западноафриканский барабан в форме кубка с открытым низом и широким верхом, обтянутым мембраной из козьей кожи. Считается, что джембе обладает тремя духами: дерева, животного и мастера. Вообще, с точки зрения физики, основа музыкального инструмента – резонатор (столб воздуха, струна, колебательный контур или что-то другое, способное запасать энергию в виде колебаний). Так инструмент может передавать самые разнообразные тончайшие вибрации, в том числе и эмоциональные. Именно поэтому говорят, что в инструменте живёт душа дерева (природы), мастера и музыканта. Запасённую положительную энергию инструмент при звучании способен отдавать окружающему миру. Сейчас джембе – один из самых популярных необычных сувениров, использующихся при оформлении интерьера в этническом стиле.

У японцев широко распространено музыкальное приспособление суйкинкуцу («пещера водяного кото»). Оно устанавливается обычно рядом с рукомойником в садах, где проходит традиционное чаепитие. Когда гости моют руки, из-под земли возникают мелодичные звуки, которые доставляют наслаждение и успокаивают, настраивая на философский лад. Секрет – в зарытом в землю и наполненном разными камешками перевёрнутом кувшине: приспособление так тонко настроено, что резонанс от попадающей на днище воды напоминает звон колокольчиков.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить ставшие уже привычными для нас оригинальные сувениры – музыкальные подвески (ветерок, музыка ветра), появившиеся в роли ударных музыкальных инструментов. Это связка мелких предметов, создающих перезвон при дуновении ветра. При их изготовлении используются твёрдые звонкие материалы: стекло, пластик, дерево, металл, камешки, ракушки. Звук также зависит от длины и ширины элементов. В фэн-шуй (в переводе «ветер-вода») есть целая система подбора нужного звучания для подвески. Ветерок – не только эффектный элемент декора, но и эффективное антистрессовое средство.

Современному человеку трудно оставаться в гармонии с природой, поэтому не иссякает его интерес к этнической древности. Размещение в современном интерьере эзотерических музыкальных инструментов – это возможность создать звуковые вибрации, благотворно влияющие на душу и тело, успокаивающие, подавляющие агрессию, проясняющие разум (древние не просто так считали, что звук трещотки прогоняет злых духов – он избавляет человека от злых мыслей).

Происхождение музыкального инструмента «Шум дождя» в различных литературных и Интернет-источниках трактуется по разному. Наиболее часто авторы упоминают Перу и Чили.

Палка дождя, дождевая палка, дождевая флейта, посох дождя, дерево дождя, рейнстик - всё это его названия. Нам его оставили на память древние ацтеки, с его помощью они пытались вызывать дождь в засушливую пору.

Изначально берется ствол длинного кактуса, предварительно высушенного на солнце. Иглы кактуса втыкались в ствол по спирали, а семена засыпались во внутрь. Пересыпающийся внутри ствола наполнитель издает шуршащее звучание, напоминающее шум дождя, поэтому инструмент в давние времена использовали индейцы в шаманских ритуалах.

В последствии дерево дождя продавали в Америке как сувенир, но все же звучание инструмента привлекло внимание музыкантов, и инструмент стали использовать в музыке этнического и фольклорного характера.

Играя на дереве дождя, исполнители используют несколько основных приемов игры. Чаще всего дерево дождя медленно переворачивается в вертикальной плоскости. Наполнитель при этом перемещается сквозь перегородки и издает звук похожий на шум дождя. Меняя угол наклона инструмента и скорость вращения, можно менять характер звучания, можно дерево дождя вращать только вокруг оси, можно просто встряхивать, как шейкер, и создавать ритм мелодии.

2. ЧАСТЬ

Прошли века, но технология, по которой изготавливается дерево дождя, не изменилась, правда для изготовления инструмента в ход пошли разнообразные материалы. Теперь встречается корпус, изготовленный из дерева, пластика, картона. В качестве перегородок также используют подходящие иглообразные предметы такие, как зубочистки или гвозди. В качестве наполнителя подходят не только семена кактуса, но и зерна, бисер, камешки и другие мелкие предметы, что значительно разнообразило звучание инструмента. Каждое дерево дождя звучит индивидуально, поскольку звучание находится в зависимости: какова длина корпуса, его диаметр, частота перегородок и крутизна спирали, по которой они размещены, каков объём сыпучего наполнителя и его материал.

Я живу в России, и для моего музыкального инструмента не подойдет технология изготовления из кактуса или бамбука. Также, я считаю, что украшать такой инструмент нужно символами и знаками русского происхождения. Например, очень интересной мезенской росписью, которая символична и несет в себе зашифрованный смысл о природных явлениях и мироустройстве. Вот, что мне удалось узнать:

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области , между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

https://pandia.ru/text/78/108/images/image006_8.jpg" alt="Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента" width="263" height="500">

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, - говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, - сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается - признаки, позволяющие предположить, что огонь - земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия - символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара - это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах - пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полу стертое изображение именно такого уникального древа.

Практическая часть

Начало формы

Изготовление музыкального инструмента « Шум дождя»

disc"> высохший ствол борщевика с полым стволом длиной не менее 50 см и диаметром от 3 см. зубочистки крупы (греча, горох, пшено) плотная бумага тесьма или толстые нитки ножницы, кисти гуашь мебельный лак

План работы:

1. На некотором расстоянии от края ствола проткните его стенку зубочисткой.

2. Воткните зубочистку до упора в противоположную стенку, на небольшом расстоянии и чуть ниже воткните следующую. Они должны располагаться по спирали вдоль столба.

3. Срезаем ножницами выступающие концы зубочисток.

4. Спираль должна пройти вдоль всего столба: тогда внутри него образуется преграда, наподобие винтовой лестницы.

5. Закройте один из концов плотной бумагой и закрепите ее тесьмой или нитками.

6. Засыпьте в ствол немного крупы и, закрыв рукой не заклеенный конец, проверьте, какой получается звук. Мелкие зерна (пшено) дадут сплошной звук. Крупные (греча, горох) - более отрывистый.

7. Когда подберете звук, закройте второй конец плотной бумагой.

8. Окрасьте ствол борщевика красной гуашью, дайте высохнуть.

9. Нанесите символичные узоры дождя и солнца из мезенской росписи черной гуашью.

10. Покройте получившееся изделие мебельным прозрачным лаком, дайте высохнуть.

11. Музыкальный инструмент «Шум дождя» готов, наслаждайтесь.

Тезаурус

Ацте́ки (асте́ки ) (самоназв. mēxihcah ) - индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн. человек. Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco ), там, где сейчас располагается город Мехико.

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

Транс (от фр. transir - оцепенеть) - ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации .

Транс (англ. trance ) - это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Отличительными чертами стиля являются: темп от 128 до 145 ударов в минуту, наличие повторяющихся мелодий, фраз и музыкальных форм.

Вероятно, стиль произошел от слияния техно, хауса, и эмбиента. Транс получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени.

Мама находила для меня информацию в этих книгах.

 Введение в этническую психологию: - Санкт-Петербург, ЛКИ, 2010 г.- 160 с.

 История отечественной и мировой психологической мысли. Ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Редакторы, - Москва, Институт психологии РАН, 2010 г.- 784 с.

 Основы этнической психологии: - Москва, Речь, 2003 г.- 464 с.

 Популярная этнопсихология: -Кузничная - Москва, Харвест, 2004 г.- 384 с.

Сегодня озвучка театральных пьес и кинофильмов относительно проста. Большинство необходимых шумов существует в электронном виде, недостающие записываются, обрабатываются на компьютере. Но еще полвека назад для имитации звуков использовались удивительной хитроумности механизмы.

Тим Скоренко

Эти удивительные шумовые машины выставлялись на протяжении последних лет в самых разных местах, впервые — несколько лет тому назад в Политехническом музее. Там мы подробно рассмотрели эту занимательную экспозицию. Дерево-металлические устройства, удивительным образом имитирующие звуки прибоя и ветра, проезжающего автомобиля и поезда, цокот копыт и звон мечей, стрекотание кузнечика и кваканье лягушки, лязг гусениц и разрывы снарядов — все эти удивительные машины разработал, усовершенствовал и описал Владимир Александрович Попов — актер и создатель шумового оформления в театре и кино, — которому и посвящена выставка. Наиболее интересна интерактивность экспозиции: приборы не стоят, как нередко у нас принято, за тремя слоями пуленепробиваемого стекла, а предназначены для пользователя. Подходи, зритель, притворись звукооформителем, посвисти ветром, пошуми водопадом, поиграй в поезд — и это интересно, действительно интересно.


Фисгармония. «Для передачи шума танка используется музыкальный инструмент фисгармония. Исполнитель нажимает одновременно несколько нижних клавиш (и черных, и белых) на клавиатуре и при этом накачивает воздух с помощью педалей» (В.А. Попов).

Шумовых дел мастер

Владимир Попов начинал карьеру в качестве актера МХАТа, причем еще до революции, в 1908 году. В своих воспоминаниях он писал, что с детства увлекался звукоимитацией, пытался копировать различные шумы, природные и искусственные. С 1920-х годов он окончательно уходит в звуковую отрасль, проектируя разнообразные машины для шумового оформления спектаклей. А в тридцатых его механизмы появились и в кино. Например, с помощью своих удивительных машин Попов озвучивал легендарную картину Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

Он относился к шумам как к музыке, писал партитуры для звукового фона спектаклей и радиопостановок — и изобретал, изобретал, изобретал. Некоторые машины, созданные Поповым, сохранились до сих пор и пылятся в подсобках различных театров — развитие звукозаписи сделало его хитроумные механизмы, требующие определенных навыков обращения, ненужными. Сегодня шум поезда моделируется электронными методами, в поповские же времена целый оркестр по строго заданному алгоритму работал с различными устройствами, чтобы создать достоверную имитацию приближающегося состава. В шумовых композициях Попова порой было задействовано до двадцати музыкантов.


Шум танка. «Если танк появляется на сцене, то в этот момент вступают в действие четырехколесные приборы с металлическими пластинами. Прибор приводится в действие вращением крестовины вокруг оси. Получается сильный звук, очень похожий на лязг гусениц большого танка» (В.А. Попов).

Итогами его работы стали книга «Звуковое оформление спектакля», вышедшая в 1953 году, и полученная тогда же Сталинская премия. Можно привести здесь много различных фактов из жизни великого изобретателя — но мы обратимся к технике.

Дерево и железо

Важнейшим моментом, на который далеко не всегда обращают внимание посетители выставки, является тот факт, что каждая шумовая машина — музыкальный инструмент, на котором нужно уметь играть и который требует определенных акустических условий. Например, «громовая машина» во время спектаклей всегда ставилась на самый верх, на мостки над сценой, чтобы раскаты грома разносились по всему зрительному залу, создавая ощущение присутствия. В небольшой же комнате она производит не такое яркое впечатление, звук ее не столь естественен и находится значительно ближе к тому, чем является на самом деле, — к лязгу железных колес, встроенных в механизм. Впрочем, «ненатуральность» некоторых звуков объясняется тем, что многие из механизмов не предназначены для «сольной» работы — только «в ансамбле».

Иные машины, напротив, идеально имитируют звук независимо от акустических свойств помещения. К примеру, «Перекат» (механизм, издающий шум прибоя), огромный и неповоротливый, настолько точно копирует удары волн о пологий берег, что, закрыв глаза, можно легко вообразить себя где-то у моря, на маяке, в ветреную погоду.


Конный транспорт №4. «Прибор, воспроизводящий шум пожарного обоза. Чтобы в начале действия прибора дать слабый шум, исполнитель отводит ручку регулятора влево, благодаря чему происходит смягчение силы шума. При перемещении оси в другую сторону шум возрастает до значительной силы» (В.А. Попов).

Попов делил шумы на ряд категорий: батальные, природные, индустриальные, бытовые, транспортные и т. д. Некоторые универсальные приемы могли использоваться для имитации различных шумов. Например, подвешенные на определенном расстоянии друг от друга листы железа различной толщины и размеров могли сымитировать и шум приближающегося паровоза, и лязг производственных машин, и даже гром. Универсальным устройством Попов называл также огромный барабан-ворчун, способный работать в разных «отраслях».

Но большинство подобных машин достаточно просты. Специализированные же механизмы, предназначенные для имитации одного и только одного звука, заключают в себе весьма занимательные инженерные мысли. Например, падение капель воды имитируется вращением барабана, боковую сторону которого заменяют натянутые на разных расстояниях веревки. При вращении они приподнимают неподвижно укрепленные кожаные хлыстики, которые хлопают по следующим веревкам — и это действительно похоже на капель. Ветры различной силы также имитируются с помощью барабанов, трущихся о всевозможные ткани.

Кожа для барабана

Пожалуй, самая замечательная история, связанная с реконструкцией машин Попова, случилась во время изготовления большого барабана-ворчуна. Для огромного, диаметром почти в два метра, музыкального инструмента требовалась кожа — но оказалось, что приобрести выделанную, но не выдубленную барабанную кожу в России невозможно. Музыканты отправились на настоящую скотобойню, где купили две свежеснятые с быков шкуры. «В этом было что-то сюрреалистическое, — смеется Петр. — Подъезжаем мы на машине к театру, а у нас в багажнике — окровавленные шкуры. Мы затаскиваем их на крышу театра, там мездрим, сушим — неделю на всю Сретенку запах стоял…» Но барабан в итоге удался на славу.

Каждый прибор Владимир Александрович в обязательном порядке снабжал подробной инструкцией для исполнителя. Например, устройство «Мощный треск»: «Сильные сухие разряды грозы выполняются с помощью прибора «Мощный треск». Встав на площадку станка прибора, исполнитель, подавшись грудью вперед и положив обе руки поверх зубчатого вала, обхватывает его и повертывает по направлению к себе».

Стоит заметить, что многие из машин, использованных Поповым, были разработаны до него: Владимир Александрович лишь усовершенствовал их. В частности, ветровые барабаны применялись в театрах еще во времена крепостного права.

Изящная жизнь

Одним из первых фильмов, целиком озвученным с помощью механизмов Попова, была комедия режиссёра Бориса Юрцева «Изящная жизнь». Помимо голосов актёров, в этом фильме, вышедшем на экраны в 1932 году, нет ни одного записанного с натуры звука — всё сымитировано. Стоит заметить, что из шести полнометражных фильмов, снятых Юрцевым, этот — единственный сохранившийся. Попавший в опалу в 1935 году режиссёр был сослан на Колыму; его фильмы, кроме «Изящной жизни», были утеряны.

Новая инкарнация

После появления звуковых библиотек про машины Попова почти забыли. Они отошли в разряд архаизмов, в прошлое. Но нашлись люди, заинтересованные в том, чтобы техника прошлого не только «восстала из пепла», но и вновь стала востребованной.

Идея сделать музыкальный арт-проект (тогда еще не оформившийся как интерактивная выставка) давно теплилась в сознании московского музыканта, пианиста-виртуоза Петра Айду — и вот наконец нашла свое материальное воплощение.


Прибор «лягушка». Инструкция к прибору «Лягушка» значительно сложнее, нежели аналогичные указания к прочим устройствам. Исполнитель квакающего звука должен был хорошо владеть инструментом, чтобы итоговая звукоимитация получилась достаточно натуральной.

Команда, работавшая над проектом, частично базируется в театре «Школа драматического искусства». Сам Петр Айду — помощник главного режиссера по музыкальной части, координатор производства экспонатов Александр Назаров — руководитель театральных мастерских и т. д. Впрочем, в работе над выставкой принимали участие десятки людей, не связанных с театром, но готовых помогать, тратить свое время на странный культурологический проект — и все это было не зря.

Мы беседовали с Петром Айду в одной из комнат с экспозицией, в страшном грохоте и гаме, извлекаемом из экспонатов посетителями. «В этой экспозиции множество пластов, — говорил он. — Некий исторический пласт, поскольку мы подняли на свет историю очень талантливого человека, Владимира Попова; интерактивный пласт, поскольку люди получают удовольствие от происходящего; музыкальный пласт, поскольку по окончании выставки мы планируем использовать ее экспонаты в наших спектаклях, причем не столько для озвучки, сколько как самостоятельные арт-объекты». В то время, как Петр говорил, за его спиной работал телевизор. На экране сцена, где двенадцать человек слаженно играют композицию «Шум поезда» (это фрагмент спектакля «Реконструкция утопии»).


«Перекат». «Исполнитель приводит прибор в действие мерным ритмическим покачиванием резонатора (корпуса прибора) вверх и вниз. Тихий прибой волн выполняется медленным ссыпанием (не до конца) содержимого резонатора с одного его конца в другой. Прекратив ссыпание содержимого в одну сторону, быстрым движением приводят резонатор в горизонтальное положение и сейчас же отводят его в другую сторону. Мощный прибой волн выполняется медленным ссыпанием до конца всего содержимого резонатора» (В.А.Попов).

Автоматы изготовлялись по оставленным Поповым чертежам и описаниям — сохранившиеся в коллекции МХАТа оригиналы некоторых машин создатели выставки увидели уже после окончания работ. Одной из основных проблем было то, что легко добываемые в 1930-х годах детали и материалы сегодня нигде не используются и в свободной продаже не водятся. Например, латунный лист толщиной 3 мм и размерами 1000x1000 мм найти практически нереально, потому что нынешний ГОСТ подразумевает разрезку латуни только 600x1500. Проблемы возникали даже с фанерой: требуемая 2,5-миллиметровая по современным стандартам относится к авиамодельной и достаточно редка, разве что из Финляндии выписывать.


Автомобиль. «Шум автомобиля производится двумя исполнителями. Один из них вращает ручку колеса, а другой нажимает рычаг подъёмной доски и приоткрывает крышки» (В.А. Попов). Стоит заметить, что с помощью рычагов и крышек можно было значительно варьировать звук автомобиля.

Была и еще одна сложность. Сам Попов неоднократно замечал: чтобы сымитировать какой-либо звук, нужно абсолютно точно представлять себе, чего хочешь добиться. Но, например, звук переключения семафора 1930-х годов никто из наших современников никогда не слышал в живую — как же удостовериться в том, что соответствующий прибор изготовлен правильно? Никак — остается только надеяться на интуицию и старые кинофильмы.

Но в общем и целом интуиция создателей не подвела — им все удалось. Хотя изначально шумовые машины предназначались для людей, умеющих с ними обращаться, а не для потехи, в качестве интерактивных экспонатов музея они очень хороши. Вращая рукоять очередного механизма, глядя на транслируемый на стену немой кинофильм, ты ощущаешь себя великим звукорежиссером. И чувствуешь, как под твоими руками рождается не шум, но музыка.

В наш век доступной информации люди не перестали распространять слухи и мифы. Это происходит от лености ума и других особенностей характера индивидуумов.

Напомним, что ветроэнергетика – это большая отрасль мировой экономики, в которую ежегодно вкладываются десятки миллиардов долларов. Поэтому даже ленивый умом гражданин мог бы предположить, что возникающие в процессе развития отрасли вопросы уже где-то кем-то ставились и разбирались.

Для того, чтобы облегчить доступ широкой общественности к правильной информации мы создадим здесь «справочник», в котором будем разбивать мифы об отрасли. Уточним, что мы говорим о промышленной ветроэнергетике, в которой работают крупные ветрогенераторы мегаваттного класса. В отличие от фотоэлектрической солнечной энергетики, в которой небольшие, распределенные электростанции в совокупности занимают весомую долю в генерации, малые ветровые электростанции – нишевая сфера. Ветроэнергетика – это энергетика больших машин и мощностей.

Сегодня рассмотрим миф о вреде ветроэнергетики для окружающей среды и здоровья человека в связи с издаваемым шумом и инфразвуком (звуковыми волнами, имеющими частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом).

Отнесемся к этому мифу со всей серьезностью. Дело в том, что о страшных последствиях инфразвука, производимого ветрогенераторами, я слышал лично от уважаемого члена-корреспондента РАН, главы целого Курчатовского института (!), Ковальчука М.В.

Начнем с того, что ветрогенератор – это машина с движущимися частями. Машины, которые совсем бесшумны, вряд ли встречаются. При этом шум ветровой турбины не столь велик по сравнению, скажем, с газовой турбиной или другим генерирующим устройством сопоставимой мощности, работающим на основе сжигания топлива. Как видно на картинке, шум ветровой турбины непосредственно у генератора не выше, чем у работающей газонокосилки.

Разумеется, жить под большим ветряком неприятно и вредно для здоровья. Также шумно и вредно жить у железной дороги, на московском Садовом кольце и т.д.

Для того, чтобы шум не мешал, необходимо строить ветровые электростанции на расстоянии от жилых домов. Каким должно быть это расстояние? Универсальной мировой нормы нет. В документах Международной организации здравоохранения не содержится специальных рекомендаций. Однако, существует документ «Night Noise Guidelines for Europe», рекомендующий максимальный уровень шума в ночное время (40 дБ), который учитывается и при планировании объектов ветроэнергетики. В Великобритании с её развитой ветроэнергетикой норм, устанавливающих дистанцию между ветровыми электростанциями и жилыми домами, нет (рассматривается законопроект). В германской федеральной земле Баден-Вюртемберг установлено минимальное расстояние от жилых домов в 700 метров, при этом проводятся расчеты по каждому конкретному проекту с учетом допустимого уровня шума в ночное время (макс. 35-40 дБ в зависимости от типа жилой застройки)…

Перейдем к инфразвуку.

Для начала возьмём 70-страничное австралийское «Уровень инфразвука вблизи ветровых ферм и в других районах» с результатами измерений. Замеры делал не абы кто, а специализированное предприятие Resonate Acoustics, занимающиеся акустическими исследованиями, и по заказу Министерства защиты окружающей среды Южной Австралии. Вывод: «уровень инфразвука в домах вблизи оцениваемых ветряных турбин не выше, чем в других городских и сельских районах, и вклад ветровых турбин в измеренные уровни инфразвука является незначительным по сравнению с фоновым уровнем инфразвука в окружающей среде».

Теперь посмотрим на брошюру «Факты: ветроэнергетика и инфразвук », изданную Министерством экономики, энергетики, транспорта и территориального развития немецкой Федеральной земли Гессен: «Нет никаких научных доказательств того, что инфразвук от ветровых турбин может вызвать последствия для здоровья при соблюдении минимальных расстояний, установленных в земле Гессен» (1000 м от границы поселения). «Инфразвук, исходящий от ветровых турбин, ниже порога человеческого восприятия».

В научном журнале Frontiers in Public Health опубликована по поводу влияния шума низкой частоты и инфразвука от ветровых турбин на здоровье («Health-Based Audible Noise Guidelines Account for Infrasound and Low-Frequency Noise Produced by Wind Turbines»). Вывод: звуки низкой частоты ощущаются на расстоянии до 480 м, впрочем, как и вообще шум генератора. Действующие нормы и правила строительства ветровых электростанций надежно защищают потенциальных реципиентов шума, в том числе низкочастотного шума и инфразвука.

Можем также взять исследование Министерства окружающей среды, климата и энергетического хозяйства Земли Баден-Вюртемберг «Низкочастотные шумы и инфразвук от ветроэнергетических установок и других источников»: «Инфразвуки вызываются большим количеством природных и промышленных источников. Они повседневная и повсеместная часть нашей окружающей среды… Инфразвук, производимый ветровыми турбинами, находится значительно ниже пределов человеческого восприятия. Нет никаких научно обоснованных доказательств вреда для этого диапазона».

Государственный департамент здоровья Канады провел большое исследование «Шум от ветровых турбин и здоровье », в котором один из разделов посвящен инфразвуку. Никаких ужасов не нашли.

Кроме того, не удалось найти каких-то серьезных научных подтверждений вреда шума (и инфразвука) ветровых турбин для насекомых и животных.

Подведем итоги.

Шум от ветровых генераторов не является каким-то «особо вредным звуковым загрязнением». Да, оборудование шумит, как это делают машины. Для того, чтобы этот шум не слышать, нужно жить на разумном расстоянии от ветровых электростанций. Законодателям целесообразно устанавливать эти расстояния с учетом данных профессиональных измерений.

Многочисленные научные исследования доказывают, что сверхнизкий шум ветровых турбин (инфразвук) не представляет опасности для человека в случае соблюдения этого разумного расстояния.

Необходимо также учитывать, что в мире продолжаются регулярные исследования, касающиеся всех сторон ветроэнергетической отрасли, в том числе щекотливых вопросов шума и инфразвука. Эти исследования помогают регуляторам повышать безопасность объектов ветроэнергетики, а производителям – создавать более совершенные и тихие машины.

В будущих статьях мы рассмотрим другие мифы о ветроэнергетике.

Следует учитывать, что звук может передаваться не только по воздуху, но и по конструкциям: стенам, трубам, перекрытиям. В них акустическая энергия распространяется в виде упругих колебаний (вибраций). В большинстве случаев возникновение шума происходит из-за преобразования энергии вибраций в звуковую энергию. Звук исходит от колеблющихся поверхностей машин, механизмов, перегородок и т. д. Очень хорошие источники звука - тонкостенные металлические поверхности, которые эффективно излучают звуковую энергию в окружающую среду в широком диапазоне частот.

Энергию упругих колебаний можно достаточно эффективно уменьшить с помощью так называемых вибропоглощающих покрытий. Возьмем две одинаковые по форме пластины, сделанные из металла и пластмассы, подвесим их на нити и ударим чем-нибудь твердым. В пластмассовой пластине колебания утихнут быстро, а металлическая будет "звенеть" еще некоторое время. В пластмассе акустическая энергия эффективно преобразовалась в тепловую. Для уменьшения излучения звука поверхности на нее наносят вибропоглощающее покрытие, в котором колебания затухают, как в пластмассовой пластине. Вибропоглощающее покрытие должно обладать большой жесткостью и высокими внутренними потерями акустической энергии. Чем больше жесткость покрытия, тем бoльшая часть энергии колебаний будет затрачена на его деформацию, а чем больше внутренние потери, тем больше энергии перейдет в тепло.

Вибропоглощающие покрытия широко применяются в автомобилестроении - для внутренней облицовки кузовов машин, в авиастроении - для нанесения на внутренние части фюзеляжей самолетов и т. д. Но не всегда использование того или иного вибропоглощающего покрытия дает положительный результат. Так, например, для снижения шума и вибрации отбойного молотка вибропоглощающее покрытие неэффективно.

Другой способ борьбы с вибрацией - виброизоляция. Для ее создания используется тот же принцип, что и для звукоизоляции: требуется такое препятствие, чтобы от него отразилось как можно больше энергии. С этой целью применяют упругие вставки (амортизаторы). Их устанавливают между работающей машиной или механизмом и его фундаментом. Обычно амортизаторы делают из резины, или они представляют собой стальные пружины. Важно правильно выбрать амортизатор, иначе виброизоляция может оказаться малоэффективной, а в ряде случаев вибрация даже усилится.

Защититься от шума можно и с помощью индивидуальных средств защиты. Прежде всего, это ушные протекторы. Первый тип протектора - тампон или заглушка из мягкого материала, предназначенная для разового применения. Если просто заткнуть ухо кусочком ваты, то эффект звукоизоляции будет мал, поскольку вата обладает небольшой плотностью и слишком пористая. В аптеках можно купить специально сконструированные утяжеленные вставки в ухо "Беруши" из волокнистого материала. Они обладают хорошими звукоизолирующими свойствами и гигиеничны. Иногда в продаже встречаются специальные пластмассовые заглушки-пробки разных размеров.

Но все же гораздо более эффективно предохраняют от шума наружные ушные протекторы, или наушники. В числе их недостатков - неудобство и неприятные ощущения, возникающие при длительном ношении. Зато наушники обеспечивают хорошую звукоизоляцию, а с помощью жидкого уплотнения в специальных валиках - амбушюрах - достигается плотное прилегание к уху. При очень высоком уровне шума - выше 130 дБ (например, на стендах для испытаний авиационных реактивных двигателей) - недостаточны и наушники. В этом случае для защиты от шума приходится использовать специальные звукоизолирующие шлемы.

Благодаря музыкальным инструментам мы можем извлекать музыку - одно из самых уникальных творений человека. От трубы до пианино и бас-гитары, с их помощью было создано бесчисленное количество сложных симфоний, рок-баллад и популярных песен.
Однако в этом списке перечислены некоторые из самых странных и причудливых музыкальных инструментов, существующих на планете. И, кстати, некоторые из них из разряда «разве такое вообще существует?»
Итак, перед вами - 25 действительно странных музыкальных инструментов - в звуке, дизайне или, чаще всего, и в том и другом.

25. Овощной оркестр (Vegetable Orchestra)

Созданный почти 20 лет назад группой друзей, увлекавшихся инструментальной музыкой, Овощной оркестр в Вене стал одной из самых странных групп музыкальных инструментов на планете.
Музыканты делают свои инструменты перед каждым выступлением - полностью из овощей, таких как морковь, баклажаны, лук-порей - чтобы устроить совершенно необычное представление, которое только могут увидеть и услышать зрители.

24. Музыкальная шкатулка (Music Box)


Строительная техника чаще всего шумит и раздражает своим грохотом, сильно контрастируя с небольшой музыкальной шкатулкой. Но была создана одна массивная музыкальная шкатулка, которая объединяет в себе и то и другое.
Этот почти однотонный виброуплотнитель был переоборудован так, чтобы вращаться так же, как классическая музыкальная шкатулка. Он умеет воспроизводить одну знаменитую мелодию - «Знамя, усыпанное звёздами» (гимн США).

23. Кошачье пианино


Хочется надеяться, что кошачье пианино никогда не станет настоящим изобретением. Опубликованный в книге, рассказывающей о странных и причудливых музыкальных инструментах, «Katzenklavier» (также известный как кошачье пианино или кошачий орган) - это музыкальный инструмент, в котором кошки рассажены в октаву в соответствии с тоном их голоса.
Их хвосты вытянуты в сторону клавиатуры с гвоздями. Когда клавишу нажимают, гвоздь болезненно надавливает на хвост одной из кошек, которая и обеспечивает звучание нужного звука.

22. 12-грифовая гитара


Было довольно классно, когда Джимми Пейдж из Led Zeppelin сыграл на сцене на двугрифовой гитаре. Интересно, каково было бы, если б он сыграл на этой 12-грифовой гитаре?

21. Зевсофон (Zeusaphone)


Представьте себе создание музыки из электрических дуг. Зевсофон делает именно это. Известный как «Поющая катушка Тесла» («Singing Tesla Coil”), этот необычный музыкальный инструмент производит звук, изменяя видимые вспышки электричества, тем самым создавая футуристически звучащий инструмент электронного свойства.

20. Яйбахар (Yaybahar)


Яйбахар - один из самых странных музыкальных инструментов, пришедших с Ближнего Востока. Этот акустический инструмент имеет струны, соединённые с намотанными пружинами, которые воткнуты в центр рамок барабанов. Когда струны играют, вибрации отдаются эхом по комнате, словно эхо в пещере или внутри металлической сферы, создавая гипнотический звук.

19. Морской орган


В мире существуют два больших морских органа - один в Задаре (Хорватия), а другой в Сан-Франциско (США). Оба они работают аналогично - из серии труб, поглощающих и усиливающих звук волн, делая море и его капризы главным исполнителем. Звуки, которые издаёт морской орган, сравнивают со звуком воды, попавшей в уши, и диджериду.

18. Куколка (Chrysalis)


Куколка - один из самых красивых инструментов в этом списке странных музыкальных инструментов. Колесо этого инструмента, построенного по модели массивного, круглого, каменного календаря ацтеков, вращается по кругу с натянутыми струнами, производя звук, похожий на идеально настроенную цитру.

17. Клавиатура Янко (Janko Keyboard)


Клавиатура Янко выглядит, как длинная, неправильная шахматная доска. Разработанное Паулем фон Янко (Paul von Jankó), это альтернативное расположение клавиш пианино позволяет пианистам играть такие музыкальные произведения, которые невозможно сыграть на стандартной клавиатуре.
Хотя клавиатура выглядит довольно сложной для игры, она воспроизводит такое же количество звуков, как и стандартная клавиатура, и на ней легче научиться играть, поскольку изменение тональности требует от музыканта всего лишь перемещения рук вверх или вниз, без необходимости смены аппликатуры.

16. Симфонический дом


Большинство музыкальных инструментов являются портативными, и Симфонический дом явно не входит в их число! В данном случае музыкальным инструментом является целый дом в Мичигане площадью 575 квадратных метров.
От противоположных окон, позволяющих проникать звукам прибрежных волн неподалёку или шума леса, до ветра, дующего через длинные струны своеобразной арфы - весь дом резонирует от звука.
Самый большой музыкальный инструмент в доме - это две 12-метровые горизонтальные балки из древесины анегри с натянутыми вдоль них струнами. Когда струны звучат, вся комната вибрирует, придавая человеку ощущение присутствия внутри гигантской гитары или виолончели.

15. Терменвокс (Theremin)

Терменвокс - один из самых первых электронных инструментов, запатентованный в 1928 году. Две металлические антенны определяют положение рук исполнителя, изменяя частоту и громкость, которые преобразуются из электрических сигналов в звуки.

14. Унцелло (Uncello)

Больше похожий на модель вселенной, предложенную Николаем Коперником в XVI веке, унцелло - это комбинация дерева, колышков, струн и удивительного нестандартного резонатора. Вместо традиционного корпуса виолончели, который усиливает звук, в унцелло используется круглый аквариум, чтобы издавать звуки во время игры смычком по струнам.

13. Гидролофон (Hydraulophone)


Гидролофон - это музыкальный инструмент новой эпохи, созданный Стивом Манном (Steve Mann), который подчеркивает важность воды и служит людям с ослабленным зрением в качестве сенсорного исследовательского устройства.
По существу, это массивный водный орган, на котором играют, затыкая пальцами небольшие отверстия, из которых медленно течёт вода, гидравлически создавая традиционное органное звучание.

12. Байклофон (Bikelophone)


Байклофон был построен в 1995 году в рамках проекта по изысканию новых звуков. Используя раму велосипеда в качестве основы, этот музыкальный инструмент создаёт слоистые звуки с помощью циклической системы записи.
В своей конструкции он имеет басовые струны, древесину, металлические телефонные колокольчики и другое. Звук, который он производит, на самом деле нельзя сравнить ни с чем, потому что он издаёт широкий спектр звуков от гармоничных мелодий до вступлений научно-фантастических передач.

11. Арфа Земли (Earth Harp)


Чем-то похожая на Симфонический дом, Арфа Земли является самым длинным в мире струнным инструментом. Арфа с натянутыми струнами длиной 300 метров издаёт звуки аналогично виолончели. Музыкант в хлопчатобумажных перчатках, покрытых скрипичной канифолью, перебирает струны руками, создавая слышимую волну сжатия.

10. Большой сталактитовый орган (Great Stalacpipe Organ)


Природа полна звуков, приятных нашим ушам. Объединив человеческую изобретательность и дизайн с естественной акустикой, Лиланд В. Спринкл (Leland W. Sprinkle) установил в Лурейских пещерах, штат Вирджиния, США, изготовленный по заказу литофон.
Орган производит звуки различной тональности с помощью сталактитов возрастом десятки тысяч лет, которые были превращены в резонаторы.

9. Змей (Serpent)


Этот басистый духовой инструмент с медным мундштуком и отверстиями для пальцев, как в деревянных духовых инструментах, был назван так из-за своей необычной конструкции. Изгибающаяся форма Змея позволяет издавать уникальный звук, напоминающий нечто среднее между тубой и трубой.

8. Ледяной орган


Шведский Ледяной отель, в зимний период полностью построенный изо льда, является одним из самых знаменитых бутик-отелей в мире. В 2004 году американский скульптор по льду Тим Линарт (Tim Linhart) принял предложение построить музыкальный инструмент, который соответствовал бы тематике отеля.
В итоге Линарт создал первый в мире ледяной орган - инструмент с трубами, полностью вырезанными изо льда. К сожалению, век этого необычного музыкального инструмента был недолог - он растаял прошлой зимой.

7. Эол (Aeolus)


Выглядящий, как инструмент, смоделированный на примере неудачной причёски Тины Тёрнер, эол представляет собой огромную арку со множеством труб, улавливающую любое дуновение ветра и преобразующую его в звук, часто издаваемый в довольно жутких тонах, ассоциирующихся с посадкой НЛО.

6. Неллофон (Nellophone)


Если предыдущий необычный музыкальный инструмент напоминает волосы Тины Тёрнер, то этот можно сравнить с щупальцами медузы. Чтобы сыграть на неллофоне, полностью построенном из изогнутых труб, исполнитель становится в центре и ударяет по трубкам специальными лопатками, тем самым производя звук резонирующего в них воздуха.

5. Шарпсихорд (Sharpsichord)

Будучи одним из самых сложных и странных музыкальных инструментов в этом списке, шарпсихорд имеет 11520 отверстий со вставленными в них колками и напоминает музыкальную шкатулку.
Когда питающийся от солнечной энергии цилиндр поворачивается, поднимается рычаг, перебирающий струны. Затем питание передаётся перемычке, которая усиливает звук с помощью большого рупора.

4. Пирофонический орган (Pyrophone Organ)

В этом списке рассмотрено много различных видов переделанных органов, и этот, возможно, лучший из них. В отличие от использования сталактитов или льда, пирофонический орган производит звуки путём создания мини-взрывов при каждом нажатии клавиш.
Удар по клавише работающего на пропане и бензине пирофонического органа провоцирует выхлоп из трубы, наподобие двигателя автомобиля, тем самым создавая звук.

3. Забор. Любой забор.


Мало кто в мире может претендовать на звание «музыканта, играющего на заборах». На самом деле это может сделать только один человек - австралиец Джон Роуз (Jon Rose) (уже звучит как имя рок-звезды), создающий музыку на заборах.
Роуз использует скрипичный смычок, чтобы создавать резонирующие звуки на плотно натянутых - от колючей проволоки до сетки - «акустических» заборах. Некоторые из его самых провокационных выступлений включают игру на пограничном заборе между Мексикой и Соединёнными Штатами, а также между Сирией и Израилем.

2. Сырные барабаны (Cheese Drums)


Будучи сочетанием двух человеческих страстей - музыки и сыра - эти сырные барабаны являются поистине замечательной и очень странной группой инструментов.
Их создатели взяли традиционную ударную установку и заменили все барабаны массивными круглыми головками сыра, установив рядом с каждой по микрофону, чтобы получались более нежные звуки.
Для большинства из нас их звук будет больше похож на удары палочками, находящимися в руках барабанщика-любителя, сидящего в местном вьетнамском ресторане.

1. Туалетофониум (Loophonium)

Будучи небольшим тубоподобным басовым музыкальным инструментом, играющим ведущую роль в духовых и военных оркестрах, эуфониум не такой уж и странный инструмент.
Так и было до тех пор, пока Фриц Шпигль (Fritz Spiegl) из Королевского Ливерпульского филармонического оркестра (Royal Liverpool Philharmonic Orchestra) не создал туалетофониум: полностью функционирующее сочетание эуфониума и красиво раскрашенного унитаза.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины