29.03.2019

Активность психическая. Психическая активность во сне


Будем понимать психическую активность как внутреннюю деятельность, произвольно детерминирующую, регулирующую деятельность внешнюю, происходящую не рефлекторно, не реактивно на стимуляцию из внешней среды. В качестве основных детерминант психической активности, инициирующих, направляющих и организующих поведение и деятельность, выделяются потребность, мотив и цель.

Поскольку теоретически выделены дифференцированные дефиниции побуждения, направленности, осмысления и реализации психической активности (потребность, мотив, цель), то за ними стоит и реальность различных психических состояний, равно как и психологические механизмы перехода от одного состояния к другому (от потребностного к мотивационному и далее к целевому).

Потребность - психофизическое состояние нужды организма во внешней природной среде, связанной с обменом веществ (биологические потребности, которые с психологической точки зрения суть интроцептивные ощущения). Или психосоциальное состояние, детерминированное побуждением к обмену информацией или обмену труда на материальные ценности в социальной среде (социальные потребности общения и деятельности). В индивидуальном опыте психического развития человека формируется иерархия потребностей, которая по сути своей составляет структуру ценностных ориентации (А. Маслоу).

Основное отличие природы потребностей биологических и социальных состоит в том, что социальные потребности привносятся извне и не снабжены генетическими программами инстинктивного поведения. Однако как природная, так и социальная среды, как правило, имеют (правда, далеко не всегда предоставляют) достаточно богатый выбор предметов удовлетворения потребностей.

Особое место, которое пока мы не обсуждаем, занимают духовные потребности.

Мотив , по определению А.Н. Леонтьева, - «опредмеченная потребность». Мотивация - причины опредмечивания. В процессе мотивообразования происходит выбор, предпочтение из ряда возможных предметов единственного, фиксация на нем психических процессов, формирование и сохранение психического образа предмета потребности в памяти. Такова стимулируемая предметом, направляемая им мотивация достижения при переходе от состояния недифференцированной потребности (мотив-стимул). Запрограммированный выбор по внушенному шаблону получил название «знаемый мотив».

Осознанная причина выбора предмета потребности переводит мотив из разряда стимула в разряд смысла (для кого или для чего мы что-то делаем).

Потребность может быть ситуационно удовлетворена здесь и сейчас любым из множества предметов. В крайнем случае достаточно включить поисковую активность. С потребностью мы живем в настоящем времени, пока она не трансформировалась в мотив. Избрав один из предметов, психически присвоив его, записав в память, мотив устремляет нас в будущее, опережая реальное присвоение его предвкушением.


Не потребность, а именно мотив впервые заряжается потенциальной энергией эмоции, готовностью к реакции на положительный или отрицательный результат, поскольку эмоция - метка индивидуально значимых вещей, выделенных из рядовых, безразличных для субъекта. В мотивообразовании (т.е. в переходе от потребности к мотиву, к избирательному ограничению предметов потребности единственным) как раз и происходит такого рода выделение.

Если биологическая потребность создает физиологическую напряженность, а социальная потребность как неосознанная нужда в общении, признании и т.д. создает напряженность т.н. «свободно плавающей», т.е. беспредметной тревоги, то ожидание присвоения конкретного предмета, заключенного в мотиве, можно определить как психологическую напряженность ожидания, модель реально прорисованного будущего. Процесс перехода от потребности к мотиву подобен вывиху мотива из потребности, поскольку

происходит резкое и абсолютное ограничение свободы движения одним направлением.

Психологический механизм перехода от мотива к цели - это процесс перехода от виртуально-образного обладания, идеомоторного, чувственно насыщенного, переживающего к реальному обладанию, к логике, знаниям, умениям, навыкам, просчету вариантов, учету необходимых условий достижения результата. Цель - ожидаемый результат планируемых и программируемых операций, решающих задачу присвоения предмета потребности в конкретных условиях его нахождения.

(«Сдвиг мотива на цель», по выражению А.Н. Леонтьева, в ряде случаев приводит к неожиданным результатам. Например, целевая деятельность, ранее бывшая принудительной обязанностью, может обрести самостоятельную потребность, стать заинтересованной, а может, напротив, потерять свою первоначальную задачу удовлетворения потребности. В последнем случае упускается из вида, ради чего собственно затеяно то или иное предприятие. Например, мы решили хорошо отдохнуть (потребность), выбрали ресторан (мотив), приходим к нему, встаем в очередь (целевые действия). Она движется очень медленно, постоянно кто-то проходит без очереди. Ситуация начинает сначала раздражать, потом злить, наконец, может закончиться потасовкой и синяками, отбыванием 15 суток в милиции. Все это вместо отдыха и хорошего настроения, бывшего в потребности.)

Мотивационное психическое состояние в случае дефицита возможностей и условий долгое время остается, так сказать, неподвижным, застойным, без перехода к процессу целеполагания, например, в фантазиях, мечтах. В этих случаях ранее упомянутая эмоциональная заряженность мотива в полной мере воплощается в переживания, в чувства.

Петр Кузьмич Анохин разработал нейрофизиологическую теорию функциональной системы деятельности. Определим в ней место мотиво- и целеобразования.

Функциональная система - взаимосодействие органов и систем организма для получения приспособительного результата. Управление взаимосодействием осуществляют нейронные ансамбли головного мозга. Состав и функциональные связи нейронов в ансамбле определяют системообразующий фактор доминирующей потребности. Функциональная система - динамическое образование, в ее процессуальной стороне выделен ряд стадий.

Под каждую потребность складывается уникальная функциональная система деятельности.

Первый этап сбора информации (афферентный синтез, по П.К. Анохину) можно назвать (по А.В. Запорожцу) ориентировочной деятельностью. Он заканчивается формированием модели ожидаемого будущего (акцептора действий, по П.К. Анохину), которая имеет афферентную (сенсорную) и эфферентную (двигательную, моторную, исполнительную, операционную) части.

В сенсорную часть акцептора включен мотив, т.е. образ выбранного предмета. Здесь вокруг него, с ним происходят виртуальные события образного мышления, здесь режиссерский центр управления театром чувств.

Другая, эфферентная, часть акцептора представляет собой нейрофизиологический механизм цели деятельности. В лобных долях коры головного мозга формируются ее двигательные программы, исполнительные операции получения результата, реального присвоения запечатленного в мотиве предмета потребности.

Таковы нейропсихологические механизмы потребностного, мотивационного и целевого процесса психической активности (сокращенно П-, М-, Ц- активности).

При определенных условиях возможно более частое или продолжительное преобладание по необходимости одного из указанных состояний над другими или стремления человека к этому состоянию. Происходит формирование доминантной системы потребностной, мотивационной или целевой психической активности.

Доминирование потребностной психической активности может случиться, если сложились следующие внешние и/или внутренние условия.

Потребности имеют возможность удовлетворяться разнообразными предметами, поэтому П-активность обладает интенцией, направленностью на познание многообразия мира и, таким образом, наиболее тесно связана с органами ориентации и добычи (органы ощущения и движения). Сенсомоторная деятельность здесь играет ведущую роль. И чем более развиты индивидуальные сенсомоторные задатки, связанные с ними функциональные потребности в их нагрузке, интенсивном использовании, тем ярче будет доминировать П-активность. Сенсомоторной одаренности (бессознательному базису наглядно-действенного мышления), как никакой другой, свойственны интуиция и импровизация.

Другое необходимое условие - выраженный темперамент экстраверта, обращенность психической активности во внешний мир, всепоглощающий интерес к нему. В этой связи П-активность постоянно стимулируется новыми предметами внешней среды, образуя, по выражению Курта Левина, «квазипотребности».

Необходимы также врожденная подвижность и сила нервной системы, функциональная потребность к быстрому переключению от одного предмета потребности к другому, неутомимость такого поведения, такой деятельности в поле сильных раздражителей. Собственно говоря, мы перечислили слагаемые темперамента сангвиника, наиболее акцентуированного в гипертимическом типе. Указанные темпераменты - внутренние условия, модельные характеристики потребностной психической активности.

Вильгельм Вундт выделил три измерения психических состояний: эмоциональный фон настроения, уровень возбуждения, психическую напряженность, связанную с ожиданиями будущих событий или переживанием прошлых. У гипертимика два первых показателя зашкаливают, третий практически обнулен, поскольку он живет исключительно в настоящем времени.

Имманентным свойством потребности является также стремление к ее удовлетворению здесь и сейчас, получая при этом процессуальное удовольствие. Такой особенности П-активности соответствует, по У. Шелдону, темперамент висцеротоника, которого еще называют «синтонный пикник». «Пикник» - округлая конституционная полнота тела. «Синтонный», потому что он всегда попадает в такт, в резонанс с событийной средой. Вот уж кто живет исключительно в настоящем, а не в прошлом или будущем психологическом времени, извлекая из него, как пчелка из цветка, нектар наслаждения!

П-активность претворяет в жизнь смысл получения процессуального удовольствия здесь и сейчас. Такой модели жизни соответствуют, помимо перечисленных внутренних условий, условия внешние. А именно: социальная поддержка быстрого удовлетворения изощренных потребностей богатыми родителями, влиятельными знакомыми.

Доминирование мотивационной психической активности может случиться, если сложились следующие внешние и/или внутренние условия. М-активность осуществляет функцию удержания, фиксации единственного предпочитаемого, тем самым эмоционально значимого, порой незаменимого предмета удовлетворения потребности. Таким образом, М-активность претворяет в жизнь смысл достижения субъективно понимаемого идеала в образе одного предмета любви, объекта страсти на фоне множества других отвергнутых.

При доминировании М-активности, связанной с задержкой перехода от мотивационной к целевой деятельности, дефицит условий вожделенного обладания только усиливает направленность психических процессов на избранный предмет. Потребность, по выражению Самуила Розенцвейга, приобретает свойство «упорствующей». Ведущим становится эмоционально-волевой способ деятельности, мобилизующий в стрессогенных условиях фрустрации резервы организма.

Сильный неуравновешенный («безудержный», по выражению И.П. Павлова) тип нервной системы холерика со значительным преобладанием процесса возбуждения над торможением будет оптимальным внутренним условием поддержания доминирования М-активности, особенно при недостатке способностей и внешних условий. Еще более акцентуирован на ригидном процессе возбуждения т.н. «возбудимый тип» темперамента с гиперактивностью подкорковых центров эмоций.

Высокий уровень возбуждения предполагает функциональную потребность в его практическом использовании, в соревновательном поведении и деятельности, что проявляется в феноменах стрессофилии как норме жизни. Таковы лица с темпераментом соматотонии, по У. Шелдону.

Внешним фактором, стимулирующим мотивационную психическую активность, является дефицит условий удовлетворения потребностей здесь и сейчас, а также героические примеры кумиров для поддержания веры в себя, подражания им.

Доминирование целевой психической активности может случиться, если сложились следующие внешние и/или внутренние условия.

Целевая психическая активность, связанная с планированием и программированием деятельности, направлена на реальное обладание предметом удовлетворения потребности, следовательно, должна учитывать сложившуюся обстановку, обладать полной информацией, рассчитывать всевозможные варианты действий.

В отличие от доминирования М-активности, идеализирующей действительность, она всегда предпочтет «синицу в руках, чем журавля в небе». Ведущим способом деятельности становится рационально-интеллектуальный, которому будут способствовать уравновешенный, хладнокровный темперамент флегматика, функциональная потребность в умственной деятельности церебро-тоника, обучаемость, способность нервной системы к быстрому образованию приспособительных и угасанию бесполезных условных рефлексов {динамичность, по В.Д. Небылицыну). Оптимальными внешними условиями проявления Ц-активности становятся добротная педагогическая среда обучения, наличие доступных источников информации.

Деловое партнерство, осведомленность, компромиссы, дипломатия, опора на успешный опыт, компетентность - так Ц-ак-тивность организует оптимальную социальную среду. Безошибочный, надежный образ действий (прагматизм) приобретает главный смысл приспособления к жизни.

Повторяющиеся психические состояния формируют черты характера (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев и др.). Таким образом, преобладание состояний психической активности (потребностной, мотивационной или целевой) определенным образом связано с характером человека. Причем, чем более сильно выражено это доминирование, тем более обостренными будут характерологические качества, составляя тот или иной акцентуированный тип.

Характер формируется в онтогенезе, проявляясь в стереотипах поведения, которые отражают устойчивые отношения человека к действительности, эмоционально-бессознательные (симпатии, антипатии) и объективно-оценочные. Только кардинальная перемена отношений к жизни влияет на изменение свойств характера.

Факты свидетельствуют о том, что характер человека формируется на врожденной основе (первичные черты), усложняясь вследствие бессознательных процессов внушения, малоосознанного подражания и осознанной интеллектуальной обучаемости (вторичные черты), смены социальных ролей, мировоззрения (третичные черты). Кроме того, внутренние конфликты, разнообразные комплексы неполноценности, психологические защиты и сверхкомпенсации придают им невротическую окраску или психопатическую завершенность.

П-активность, направленная на получение процессуального удовольствия здесь и сейчас, основанная на сангвиничном темпераменте, формирует приспособительные характерологические черты человека общительного, социально смелого, увлекающегося приобретением нового опыта.

М-активность преимущественно эмоционального способа жизни, ограниченного стремлением к избранному идеалу, формирует черты одержимости страстной и волевой натуры.

Ц-активность, обязанная учитывать реальность для получения приспособительного результата, закладывает объективно-оценочное отношение к жизни, формирует черты осторожности, хитрости, деловитости, ответственности, дисциплинированности.

Природа доминирования детерминант психической активности диктует выбор тех средств, используя которые человек достигает приспособительных результатов в своей деятельности. Речь пойдет об особенностях способностей, присущих природе П-, М-, Ц-активности.

С нейрофизиологической точки зрения способности развиваются в связи с быстротой образования связей нейронов в ансамбли, управляющие взаимодействием тех функциональных систем, которые составляют необходимую профессиограмму конкретной деятельности. В свою очередь, быстрота образования такого рода связей зависит от одаренности (природных задатков), т.е. генетической предрасположенности к мощному развитию тех или иных психофизических систем индивида.

Психологи подразделяют способности на общие (интеллектуальные) и специальные (к конкретному виду деятельности); творческие (с приоритетом самообучаемости) и репродуктивные (с приоритетом воспроизведения чужого опыта).

Потребностная психическая активность, как уже отмечалось, обусловлена сенсомоторной одаренностью, развитостью первой сигнальной системы, подкорковых образований мозга, что проявляется в видах деятельности, модельных указанным способностям, в бессознательной творческой сенсорной интуиции и моторной импровизации.

Мотивационная психическая активность, эксплуатируя эмоциональный способ деятельности, образное мышление, развивает на этой основе волевые душевные и духовные способности. Последние проявляются в эстетических, нравственных и гностических чувствах, в переживаниях, в стремлении к избранному идеалу, сформированному в мотиве образу совершенства (феномен «неотступного думанья» на избранную мотивом тему, по И.П. Павлову, решение «сверхзадачи», по К.С. Станиславскому).

При переходе от потребности к мотиву происходит опережение реального присвоения виртуальным. Мы переносимся из настоящего времени в ожидаемое будущее. При переходе же от мотива к цели попадаем в прошлое, поскольку строим программу действий по образцам ранее приобретенных знаний, навыков, опыта. Когда нет такого опыта, собственно, и начинается творческий поиск, который является разновидностью мотивационной психической активности, решающей не задачу (для этого достаточно умений, т.е. применения старого к новым обстоятельствам), а сверхзадачу, требующую сверхусилий в добыче новых знаний, сверх тех, которые имеются в наличии.

Творческий механизм постановки и решения сверхзадач К.С. Станиславский обозначил понятием сверхсознание. П.В. Симонов предложил рассматривать сверхсознание как бессознательный механизм, загружающий сознание интенсивной работой (подсознание, наоборот, разгружает сознание своими автоматизмами, навыками).

Задания сознанию задают процессы значимой мотивации -мотивационная психическая активность. Следовательно, сверхсознание - морфофункциональная область образования мотивов, идеалов, ценностей, чувств (с непременным включением в ее структуру лимбической системы эмоций и правого полушария головного мозга).

Накопленные психологией факты позволяют выделить, помимо сверхсознания работы чувств, мотивации, творческого воображения (назовем его неупорядоченным), сверхсознание упорядоченное (установки, нравственные и моральные принципы), которое 3. Фрейд назвал «Сверх-Я», а Э. Берн - «Родитель».

Что касается способностей целевой психической активности к безошибочной деятельности, то они направлены на отбор объективных фактов, проникновение в закономерности явлений действительности, прогнозирование их, т.е. базируются на развитости интеллекта, второй сигнальной системы. Общие (интеллектуальные) способности являются основой универсальной обучаемости, воспроизведения чужого опыта, т.е. репродуктивными способностями.

Способности - это базисные качества эффективной деятельности (в психологии труда - профессионально важные качества, ПВК). Парабазисные качества эффективной деятельности -свойства темперамента и волевого характера (входят в структуру профессионально значимых качеств, ПЗК).

Воля проявляется в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути к удовлетворению потребности. Воля, которую можно назвать интровертированной, а также аутоагрессивной, направлена на то, чтобы подчинить неуправляемые психические процессы самоконтролю и саморегуляции, т.е. направлена на развитие качества произвольности протекания психических процессов, преодоления внутренних барьеров слабого характера, неразвитых способностей. Эктравертированная воля агрессивно направлена на то, чтобы сломить сопротивление внешних сил. Известны крайние случаи, когда прекрасно владеющий собой человек совершенно бессилен в оказании давления на других, и наоборот.

П-психическая активность, не терпящая стеснения в своей внешней направленности, экспансии, агрессивно устремлена против всех сил, ее ограничивающих извне, прорастая из корня бессознательного «рефлекса свободы» (по И.П. Павлову) и «негативизма» (как сопротивления чужой воле, по Л.С. Выготскому). М-активность фиксации на единственном выборе проявляется, прежде всего, в упрямстве. Для Ц-активности характерна осмотрительная рациональная выдержка.

Однако подлинная, творческая, личность может состояться, только объединив средства П-, М-, Ц-активности: в первую очередь, специальные, духовные и общие интеллектуальные способности.

Следующее положение концепции отмечает тот факт, что преобладающий тип психической активности, потеряв свою приспособительную возможность, приобретает кризисную или тупиковую направленность патологически замкнутого круга. Маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения - типичные тупики соответственно потребностной, мотивационной, целевой

активности.

Неврозы представляют собой явление кризиса психической активности. Кризис психической активности создают условия, прямо противоположные тем, которые ей привычно способствуют. Кризис потребностной психической активности будут создавать условия, затрудняющие решение функциональной задачи здесь и сейчас получения процессуального удовольствия по механизму экспансии потребности. Классический пример - истерический невроз.

Кризис мотивационной психической активности будут создавать условия, затрудняющие решение функциональной задачи достижения идеала при дефиците возможностей удовлетворения мотива, который по механизму фиксации не переключается на другой, более достижимый, предмет удовлетворения потребности и тем самым приводит организм в стрессовое состояние эмоционального напряжения, мобилизации и последующего истощения его ресурсов. Развитие кризиса по данной модели наблюдается при неврастении.

Кризис целевой психической активности будут создавать условия, затрудняющие решение функциональной задачи безошибочной деятельности по механизму определения наиболее вероятностных вариантов развития событий из ряда возможных. Постоянные сомнения в принятии решения, тщательное планирование деятельности, в котором отдается предпочтение маловероятным вариантам развития событий, а не высоковероятным, синдром признаков психастенического невроза.

В таблице «Психофизиологические механизмы доминирования психической активности» схематично сверху вниз прослеживается ведущий фактор активности (указан в скобках), чрезмерное и одностороннее влияние которого приводит сначала к формированию переходных между нормой и патологией акцентуаций, затем к крайней патологии.

В конце прошлого столетия 3. Фрейд высказал мнение, что сновидения выполняют катарсическую (цензурную) функцию, являясь своеобразными клапанами для «не отрегулированных в бодрствовании мотивов». Согласно психоаналитической концепции эти мотивы не могут быть «допущены» в бодрствующее сознание, поскольку «находятся в непримиримой конфронтации с социальными установками (моралью общества) поведения индивида». В сновидении эти мотивы, согласно концепции 3. Фрейда, в трансформированном виде достигают сознания вследствие того, что «цензура» сознания ослаблена. Это предположение очень трудно проверить экспериментально. Вместе с тем концепция не получила полного подтверждения. Например, не обнаружено специфики влияния каждого из периодов сна («медленного» и «быстрого») на отдельные психические функции, которые можно тестировать по батарее психологических тестов.

Врачи отмечают, что наиболее заметно влияет на психику общая длительность сна. Как показали специальные исследования влияния депривации «быстрого» сна, это в значительной степени определяется психическим статусом личности субъекта, а также существенно зависит от характера предъявляемых психологических тестов.

Эти данные в общем не противоречат концепции 3. Фрейда, который считал, что сновидения служат для разрядки определенных мотивов (например, агрессивности или сексуальности). Данные последнего времени говорят в пользу того, что сновидения могут быть и в «медленном» сне. Отсюда делается вывод, что потребность в сновидениях существует независимо от потребности в «быстром» сне как таковом и может быть даже первичной по отношению к определенным стадиям сна.

В последние годы получены данные об изменении структуры сна при обучении или при адаптации к новым условиям. Исследования в этом направлении приводят к заключению, что «быстрый» сон и сновидения необходимы для адаптации к информационно значимой ситуации и для усвоения только такой информации, к восприятию которой индивид не готов. В этой концепции не определено главное - для чего нужен «быстрый» сон?На этот вопрос есть несколько ответов. Например, можно предположить, что стадия «быстрого» сна в сложных ситуациях нужна для нахождения новых путей взаимодействия с этой ситуацией. Возможно, именно во время «быстрого» сна происходит творческое решение поставленной задачи. Другой ответ может состоять в предположении, что пути решения в новой ситуации находятся во время бодрствования, а закрепление (консолидация) путей решения творческой задачи происходит в «быстрой» фазе сна. Другими словами, «быстрая» фаза сна служит для улучшения мнестических процессов. Возможно, что «быстрый» сон только способствует консолидации за счет устранения препятствий (например, в этой стадии сна происходит блокирование входящей информации).

В настоящее время накоплены многочисленные сведения о психической активности человека во время различных стадий сна. При засыпании изменение психики происходит в следующей последовательности. Вначале наступает утрата волевого контроля за своими мыслями; затем присоединяется неуверенность в окружающей обстановке, элементы дереализации (нарушение контакта с реальностью). Эти изменения психики обычно объединяют под названием «регрессивный тип мышления». Под этим понимают мышление со следующими характеристиками: наличие единичных изолированных впечатлений или изолированных образов; наличие неполных (отрывочных) сцен; неадекватные, иногда фантастические представления; диссоциация зрительных образов и мыслей (зрительные образы не совпадают с направлением мыслей). Вместе с тем человек не утрачивает полностью контакта с внешним миром. В период засыпания психическая активность весьма многообразна. Часто возникают так называемые гипнагогические галлюцинации. Галлюцинации этого типа похожи на серию слайдов или картин. В отличие от них сновидения скорее похожи на фильмы. Отмечается, что гипнагогические галлюцинации возникают только при исчезновении из ЭЭГ доминирующего ритма бодрствования.

Все исследователи согласны с тем, что психическая активность в стадии «сонных веретен» сходна с «фрагментарным мышлением», вспоминанием мыслей, предшествующих засыпанию. Существует мнение, что в «медленный» сон эпизодически внедряются компоненты «быстрого» сна и пробуждения, случайное совпадение с ними приводит к сновидческим отчетам (сноговорение). Эпизоды сноговорения имеют место как в «медленном», так и «быстром» сне, хотя чаще наблюдаются в «медленном». С фазами «медленного» сна коррелируют такие сложные формы невербального поведения, как сомнамбулизм. Интересно, что отчет о сновидениях при пробуждении из «быстрого» сна меньше - 100% (обычно 70-95%). Считают, что частота отчетов зависит от нескольких факторов: эмоционального состояния субъекта перед сном, особенностей личности, что напрямую связано со степенью психологической защиты, и, по-видимому, от адаптивных возможностей самих сновидений (т. е. способности сновидения справиться с предъявляемой нагрузкой).

Таким образом, число отчетов о сновидениях может быть обусловлено двумя противоположно действующими факторами: 1) малой потребностью в сновидениях у лиц с высокой психологической защитой, обусловленной активностью защиты по типу перцептуального отрицания или интеллектуализации; 2) недостаточной адаптивной способностью самих сновидений при наличии выраженной потребности в них у высокосенситивных личностей в условиях внутрипсихического конфликта. Большинство сновидений базируются на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что они больше связаны с психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, что в них используется язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из гипотез состоит в предположении, что информация, воспринятая во время дневного бодрствования, может активировать неприемлемые мотивы и неразрешимые конфликты, т. е. выполнять функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. Возможно, во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С этой позиции сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а при помощи образов. Благодаря этому вытесняется невротическая и непродуктивная тревога. Таким образом, утверждается, что сновидения - это возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом происходит блокирование поступления внешней информации, т. е. мозг выполняет функцию психологической защиты.

Вопросы

1. Ретикулярная формация мозгового ствола и ее роль в функциях больших полушарий головного мозга.

2. Стадии сна человека и их периодичность в ночном сне.

3. Изменение фаз сна человека в постнатальном развитии.

4. Психическая активность во сне.

Литература

Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М.: Мир, 1965.

Росси Я. А., Цанкетти А. Ретикулярная формация ствола мозга. М.: ИЛ, 1960.

Шульговский В. В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд во Моск. ун-та, 1987.

В конце прошлого столетия З. Фрейд высказал мнение, что сновидения выполняют катарсическую (цензурную) функцию, являясь своеобразными клапанами для «не отрегулированньих в бодрствовании мотивов». Согласно психоаналитической концепции мотивы не могут быть «допущены» в бодрствующее сознание, поскольку «находятся в непримиримой конфронтации с социальными установками (моралью общества) поведения индивида». В сновидении эти мотивы, согласно концепции З. Фрейда, в трансформированном виде достигают сознания вследствие того, что «цензура» сознания ослаблена. Это предположение очень трудно проверить экспериментально. Вместе с тем концепция не получила полного подтверждения. Например, не обнаружено специфики влияния каждого из периодов сна («медленного» и «быстрого») на отдельные психические функции, которые можно тестировать по батарее психологических тестов.

Врачи отмечают, что наиболее заметно влияет на психику общая длительность сна. Как показали специальные исследования влияния депривации «быстрого» сна, это в значительной степени определяется психическим статусом личности субъекта, а также существенно зависит от характера предъявляемых психологических тестов. Эти данные в общем не противоречат концепции 3. Фрейда который считал, что сновидения служат для разрядки определенных мотивов (например, агрессивности или сексуальности). Данные последнего времени говорят в пользу того, что сновидения могут быть и в «медленном» сне. Отсюда делается вывод, что потребность в сновидениях существует независимо от потребности в «быстром» сне как таковом и может быть даже первичной по отношению к определенным стадиям сна.

В последние годы получены данные об изменении структуры сна при обучении или при адаптации к новым условиям. Исследования в этом направлении приводят к заключению, что «быстрый» сон и сновидения необходимы для адаптации к информационно значимой ситуации и для усвоения только такой информации, к восприятию которой индивид не готов. В этой концепции не определено главное - для чего нужен «быстрый» сон? На этот вопрос есть несколько ответов. Например, можно предположить, что стадия «быстрого» сна в сложных ситуациях нужна для нахождения новых путей взаимодействия с этой ситуацией. Возможно, именно во время «быстрого» сна происходит творческое решение поставленной задачи. Другой ответ может состоять в предположении, что пути решения в новой ситуации находятся во время бодрствования, а закрепление (консолидация) путей решения творческой задачи происходит в «быстрой» фазе сна. Другими словами, «быстрая» фаза сна служит для улучшения мнестических процессов. Возможно, что «быстрый сон только способствует консолидации за счет устранения препятствий (например, в этой стадии сна происходит блокирование входящей информации).

В настоящее время накоплены многочисленные сведения о психической активности человека во время различных стадий сна. При засыпании изменение психики происходит в следующей последовательности. Вначале наступает утрата волевого контроля за своими мыслями; затем присоединяется неуверенность в окружающей обстановке, элементы дереализации (нарушение контакта с реальностью). Эти изменения психики обычно объединяют под на званием «регрессивный тип мышления». Под этим понимают мышление со следующими характеристиками: наличие единичных изолированных впечатлений или изолированных образов; наличие неполных (отрывочных) сцен; неадекватные, иногда фантастические представления; диссоциация зрительных образов и мыслей (зрительные образы не совпадают с направлением мыслей). Вместе тем человек не утрачивает полностью контакта с внешним миром. В период засыпания психическая активность весьма многообразна. Часто возникают так называемые гипнагогические галлюцинации . Галлюцинации этого типа похожи на серию слайдов или картин. В отличие от них сновидения скорее похожи на фильмы. Отмечается, что гипнагогические галлюцинации возникают только при исчезновении из ЭЭГ доминирующего ритма бодрствования.

Все исследователи согласны с тем, что психическая активность в стадии «сонных веретен» сходна с «фрагментарным мышлением», вспоминанием мыслей, предшествующих засыпанию. Существует мнение, что в «медленный» сон эпизодически внедряются компоненты «быстрого» сна и пробуждения, случайное совпадение с ними приводит к сновидческим отчетам (сноговорение) Эпизоды сноговорения имеют место как в «медленном», так и в «быстром» сне, хотя чаще наблюдаются в «медленном». С фазами «медленного» сна коррелируют такие сложные формы невербального поведения, как сомнамбулизм . Интересно, что отчет о сновидениях при пробуждении из «быстрого» сна - меньше 100% (обычно 70-95%). Считают, что частота отчетов зависит от нескольких факторов: эмоционального состояния субъекта перед сном, особенностей личности, что напрямую связано со степенью психологической. ческой защиты, и, по-видимому, от адаптивных возможностей самих сновидений (т. е. способности сновидения справиться с предъявляемой нагрузкой).

Таким образом, число отчетов о сновидениях может быть ловлено двумя противоположно действующими факторами: 1) малой потребностью в сновидениях у лиц с высокой психологической защитой, обусловленной активностью защиты по типу перцептуального отрицания или интеллектуализации; 2) недостаточной адаптивной способностью самих сновидений при наличии выраженной потребности в них у высокосенситивных личностей в условиях внутрипсихического конфликта. Большинство сновидений базируются на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что они больше связаны психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, в них используется язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из гипотез состоит в предположении, что информация, воспринятая во время дневного бодрствования, может активировать неприемлемые мотивы и неразрешимьие конфликты, т. е. выполнять функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. Возможно, во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С этой позиции сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а при помощи образов. Благодаря этому вытесняется невротическая и непродуктивная тревога. Таким образом, утверждается, что сновидения - это возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом происходит блокирование поступления внешней информации, т. е. мозг выполняет функцию психологической защиты.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов

Основы нейрофизиологии Учебное пособие для студентов вузов М Аспект Пресс с.. ВВЕДЕНИЕ Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу Как уже..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу?
Психология - одна из древнейших наук в современной системе научного знания. Она возникла как результат осознания человеком самого себя. Само название этой науки - психология (рsусhе - душа, 1оgos -

Успехи в исследовании мозга человека в настоящее время
В биологии существует принцип, который может быть сформулирован как принцип единства структуры и функции. Например, функция сердца (проталкивать кровь по сосудам нашего организма) полностью определ

Нейробиологический подход к исследованию нервной системы человека
В теоретических исследованиях физиологии головного мозга человека огромную роль играет изучение центральной нервной системы животных. Эта область знаний получила название нейробиологии. Дело в том,

Человека
Глава 1. Развитие нервной системы человека Глава 2. Клетка - основная единица нервной ткани Глава 3. Активирующие системы мозга Глава 4. Физиологи

Формирование мозга от момента оплодотворения до рождения
После слияния яйцеклетки со сперматозоидом (оплодотворения) новая клетка начинает делиться. Через некоторое время из этих новых клеток образуется пузырек. Одна стенка пузырька впячивается внутрь, и

Глия – морфология и функция
Головной мозг человека состоит из сотен миллиардов клеток, причем нервные клетки (нейроны) не составляют большинс

Возбуждение нейрона
Нейрон в отличие от других клеток способен возбуждаться. Под возбуждением нейрона понимают генерацию нейроном потенциала действия. Основная роль в возбуждении принадлежит другому типу ионных

Проведение возбуждения
Возбуждение в виде потенциала действия покидает тело нейрона по его отростку, который называется аксоном. Аксоны от дельных нейронов обычно объединяются в пучки - нервы, а сами аксоны в этих

Медиаторы нервной системы
Из вышеизложенного понятно, какое значение в функциях нервной системы играют медиаторы. В ответ на приход нервного импульса к синапсу происходит выброс медиатора; молекулы медиатора соединяются (ко

Опиатные рецепторы и опиоиды мозга
Морфин и кодеин - два активных ингредиента морфия. Морфин был очищен в ХIХ веке и стал широко применяться в медицине. Механизм действия морфина на мозг довольно хорошо изучен благодаря тому, что бы

Физиологические механизмы сна
Природа сна постоянно интересует врачей, ученых разных специальностей - биологов, психологов, философов, да и простых людей. Величайшие мыслители уже давно обсуждали эту проблему. Великий врач древ

Периферическая часть вегетативной нервной системы
Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов (в том числе головного и спи

Вегетативные центры мозгового ствола
В продолговатом мозге расположены нервные центры, тормозящие деятельность сердца (ядра блуждающего нерва). В ретикулярной формации продолговатого мозга находится сосудодвигательный центр, со

Лимбическая система головного мозга
Лимбическая система в мозге человека выполняет очень важную функцию, которая называется мотивационно-эмоциональной. Чтобы было ясно, что это за функция, вспомним: каждый организм, включая организм

Физиология гипоталамуса
Гипоталамус находится в основании головного мозга человека и составляет стенки III мозгового желудочка. Стенки к основанию переходят в воронку, которая заканчивается гипофизом (нижней мозгов

Контроль функций эндокринной системы
Эндокринная система занимает одно из центральных мест в управлении различными процессами жизнедеятельности на уровне целого организма. Эта система с помощью продуцируемых гормонов непосредственно у

Регуляция температуры тела
На уровне 36,6°С температура тела у человека поддерживается с очень большой точностью, до десятых долей градуса. У человека нормальное функционирование организма связано с поддержанием постоянной т

Контроль водного баланса в организме
Водный баланс организма определяется отношением потребления и потери воды. Прием воды регулируется механизмом жажды. Выведение воды в значительной мере определяется механизмом контроля почек. Питье

Регуляция пищевого поведения
Регуляция пищевого поведения осуществляется рядом структур ЦИС и прежде всего двух взаимодействующих центров - це

Регуляция полового поведения
У млекопитающих гипофиз секретирует гонадотропные гормоны, которые оказывают регулирующее влияние на различные физиологические процессы, имеющие отношение к размножению. Наибольший эффект гонадотро

Нервные механизмы страха и ярости
Страх и ярость представляют собой тесно связанные эмоции, однако они значительно отличаются как по вегетососудистому проявлению, так и по субъективным переживаниям. Способность проявлять страх и яр

Физиология миндалины
Миндалевидный комплекс представляет собой довольно крупное ядерное образование (у человека - около 10 х 8 х 5 мм), расположенное в глубине передней части височной доли над ростральным отделом нижне

Физиология гиппокампа
Гиппокамп располагается в медиальной части височной доли, Особое место в системе связей гиппокампа занимает участок новой коры в районе гиппокампа (так называемая энторинальная кора). Этот участок

Нейрофизиология мотиваций
В организме под влиянием определенной физиологической потребности развивается эмоционально окрашенное состояние - мотивацая. Эффективным методом исследования нейрофизиологических механизмов различн

Движений
Двигательная функция широко представлена в мозге всех млекопитающих, в том числе и человека. Движения человека очень многообразны, и многие заболевания головного мозга человека также связаны с повр

Рефлекторный уровень организации движений
Спинной мозг - самый каудальный отдел ЦНС. Он состоит из 36-37 сегментов (рис. 5.1). От каждого сегмента спинного мозга отходят две пары (передних, или вентральных и дорсальньих, или задних) нервов

Физиология мозжечка
Мозжечок, или малый мозг, представляет собой надсегментарную структуру, расположенную над продолговатым мозгом и мостом, позади больших полушарий мозга. Мозжечок состоит из нескольких частей, разли

Нейрофизиология стриарной системы
Полосатые тела (corpus striatum) представлены большими клеточными массами в основании больших полушарий мозга. Полосатое тело состоит из хвостатого ядра и скорлупы (вместе они составляют неостриату

Нисходящие системы двигательного контроля
Физиология нисходящих путей от коры больших полушарий. В эволюции головного мозга заметно увеличивается площадь коры больших полушарий. В результате у высших млекопитающих, вкл

Сенсорных систем
У позвоночных животных в процессе эволюции возникло большое разнообразие сенсорных систем (анализаторов). Благодаря этому ЦНС получает информацию о процессах в организме и событиях

Нейрофизиология зрительной системы
Зрение в жизни человека имеет огромное значение. Это основной сенсорный канал, который связывает его с внешним миром. Зрительная система человека устроена очень сложно. Благодаря зрению мы восприни

Нейрофизиология слуховой системы
Мир, окружающий человека, полон звуков. Правда, человек слышит не все звуки этого мира, а только те, которые находятся в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Известно, что многие животные обладают значите

Нейрофизиология соматосенсорной системы
Спинной мозг является главным коллектором (собирателем) сенсорных импульсов с поверхности тела. Каждый дорсальный корешок данного сегмента спинного мозга собирает информацию с поверхности тела, кот

Нейрофизиология сенсорных путей спинного мозга
1. Дорсальные (задние) столбы спинного мозга представляют собой мощную систему волокон различного происхождения (рис. 6.21). Задние столбы у наземных

Физиология тройничного нерва
Ветви тройничного нерва осуществляют иннервацию различных тканей головы. Большинство рецепторов этой системы возбуждаются только при непосредственном контакте с раздражителем. Примером высокой спец

Нейрофизиология обонятельной системы
Обонятельную систему человека можно разделить на три отдела: периферический (нейроэпителий, выстилающий верхнюю камеру носа), промежуточный (обонятельная луковица и переднее обонятельное ядро) и це

Нейрофизиология вкуса
Функциональная роль вкусовой системы у позвоночных животных разных видов неодинакова. У наземных животных вкусовая рецепция связана с оценкой качества пищи или отвергаемых веществ, тогда как у рыб

Нервной системы
Общепризнано, что высшая нервная деятельность человека и животных обеспечивается целым комплексом совместно работающих мозговых структур, каждая из которых вносит в этот процесс свой специфический

Асимметрия полушарий головного мозга человека
Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Бр

Височные отделы мозга и организация слухового восприятия
Зона Вернике занимает небольшой отдел верхней височной извилины planum temporale, а также смежные с ней участки полей 37, 40, 42. При разрушении этой зоны в левом полушарии (у правшей) у человека в

Затылочные отделы мозга и зрительное восприятие
Больной с поражением вторичных полей зрительной коры не становится слепым, дефект зрения заключается в невозможности объединить детали в целостный зрительный образ. А. Р. Лурия сравнивает восприяти

Участие коры в организации наглядных пространственных синтезов
Зоны, участвующие в организации наглядных пространственных синтезов, находятся на стыке затылочных, височных и постцентральных областей коры больших полушарий (нижнетеменная область - поля Бродмана

Лобные доли мозга и регуляция психической деятельности человека
Как известно, лобные доли мозга, в частности их третичные образования (к которым относится префронтальная кора), являются филогенетически поздно сформировавшимся отделом больших полушарий. Эта обла

Заключение
Мозг человека и современный мир. Судя по ископаемым остаткам, семейства Ноminidае (люди) и Роngidae (человекообразные обезьяны) разделились в эоцене. В конце плей


Самое общее базовое психическое состояние – состояние бодрости – представляет собой состояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни внимательности, как уже отмечалось, – это и есть различные уровни организованности сознания.
Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, эмоциональные циклы, время гида, суток, различные фазы луны, противостояние планет и звезд, уровень солнечной активности – все это существенные факторы нашей психической активности.
Физиологической основой психической активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И. П. Павлова), доминанты (по терминологии А. А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П. К. Анохина). Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ поступающих из внешней среды воздействий. Активация же высших, корковых центров обусловливается сигнальной значимостью этих воздействий.
Психическая активность состоит в постоянном анализе значимости поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на них. Бодрствование – состояние активного психического взаимодействия индивида со средой.
Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченностью. Так, вид сосновой рощи по-разному воспринимается фермером, художником и инженером, которому предстоит проложить в ней шоссейную дорогу. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, экстаза. Все эти состояния сопряжены с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.
Бодрствующее состояние – состояние сознательной деятельности. Однако уровни сознательной деятельности могут быть различными – от экстаза и вдохновения до состояния дремоты.
Человек реагирует на различные значимые ситуации модификацией (своеобразием) своего психического состояния. Одни и те же ситуации по-разному оцениваются им в зависимости от его актуализированных потребностей и возможностей их реализации.
Степень психоэнергетической мобилизации зависит от значимости и сложности ситуации для данной личности, от особенностей ее мотивационного состояния. Уровень мотивации должен быть оптимальным: результативность поведения снижается как при очень низкой мотивации, так и при чрезмерной.
В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром – личность может погружаться в субъективный мир "суженного сознания".
Наибольшая работоспособность появляется у человека через 3 и 10 часов после пробуждения, а наименьшая – в интервале между 3 и 7 часами утра. На общее психическое состояние человека влияют комфортность или дискомфортность обстановки, эргономическая* организация среды, мотивация деятельности и условия ее осуществления.
* Эргономика – наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.
Психическая нагрузка в течение продолжительного времени приводит к состоянию утомления – временному снижению работоспособности вследствие истощения психических ресурсов индивида. Резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере. Состояние утомления возникает и при монотонных воздействиях. В этих случаях необходима специально организованная внешняя стимуляция, направленная на преодоление монотонности в деятельности человека (вплоть до использования функциональной музыки, цветовых и динамических изменений визуально воспринимаемой предметной среды).

Еще по теме § 2. Общефункциональные состояния психической активности:

  1. Глава 1. Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний

В конце прошлого столетия З. Фрейд высказал мнение, что сновидения выполняют катарсическую (цензурную) функцию, являясь своеобразными клапанами для «не отрегулированных в бодрствовании мотивов». Согласно психоаналитической концепции эти мотивы не могут быть «допущены» в бодрствующее сознание, поскольку «находятся в непримиримой конфронтации с социальными установками (моралью общества) поведения индивида». В сновидении эти мотивы, согласно концепции З. Фрейда, в трансформированном виде достигают сознания вследствие того, что «цензура» сознания ослаблена. Это предположение очень трудно проверить экспериментально. Вместе с тем концепция не получила полного подтверждения. Например, не обнаружено специфики влияния каждого из периодов сна («медленного» и «быстрого») на отдельные психические функции, которые можно тестировать по батарее психологических тестов.

Врачи отмечают, что наиболее заметно влияет на психику общая длительность сна. Как показали специальные исследования влияния депривации «быстрого» сна, это в значительной степени определяется психическим статусом личности субъекта, а также существенно зависит от характера предъявляемых психологических тестов.

Эти данные в общем не противоречат концепции З. Фрейда, который считал, что сновидения служат для разрядки определенных мотивов (например, агрессивности или сексуальности). Данные последнего времени говорят в пользу того, что сновидения могут быть и в «медленном» сне. Отсюда делается вывод, что потребность в сновидениях существует независимо от потребности в «быстром» сне как таковом и может быть даже первичной по отношению к определенным стадиям сна.

В последние годы получены данные об изменении структуры сна при обучении или при адаптации к новым условиям. Исследования в этом направлении приводят к заключению, что «быстрый» сон и сновидения необходимы для адаптации к информационно значимой ситуации и для усвоения только такой информации, к восприятию которой индивид не готов. В этой концепции не определено главное – для чего нужен «быстрый» сон? На этот вопрос есть несколько ответов. Например, можно предположить, что стадия «быстрого» сна в сложных ситуациях нужна для нахождения новых путей взаимодействия с этой ситуацией. Возможно, именно во время «быстрого» сна происходит творческое решение поставленной задачи. Другой ответ может состоять в предположении, что пути решения в новой ситуации находятся во время бодрствования, а закрепление (консолидация) путей решения творческой задачи происходит в «быстрой» фазе сна. Другими словами, «быстрая» фаза сна служит для улучшения мнестических процессов. Возможно, что «быстрый» сон только способствует консолидации за счет устранения препятствий (например, в этой стадии сна происходит блокирование входящей информации).

В настоящее время накоплены многочисленные сведения о психической активности человека во время различных стадий сна. При засыпании изменение психики происходит в следующей последовательности. Вначале наступает утрата волевого контроля за своими мыслями; затем присоединяется неуверенность в окружающей обстановке, элементы дереализации (нарушение контакта с реальностью). Эти изменения психики обычно объединяют под названием «регрессивный тип мышления». Под этим понимают мышление со следующими характеристиками: наличие единичных изолированных впечатлений или изолированных образов; наличие неполных (отрывочных) сцен; неадекватные, иногда фантастические представления; диссоциация зрительных образов и мыслей (зрительные образы не совпадают с направлением мыслей). Вместе с тем человек не утрачивает полностью контакта с внешним миром. В период засыпания психическая активность весьма многообразна. Часто возникают так называемые гипнагогические галлюцинации. Галлюцинации этого типа похожи на серию слайдов или картин. В отличие от них сновидения скорее похожи на фильмы. Отмечается, что гипнагогические галлюцинации возникают только при исчезновении из ЭЭГ доминирующего ритма бодрствования.

Все исследователи согласны с тем, что психическая активность в стадии «сонных веретен» сходна с «фрагментарным мышлением», вспоминанием мыслей, предшествующих засыпанию. Существует мнение, что в «медленный» сон эпизодически внедряются компоненты «быстрого» сна и пробуждения, случайное совпадение с ними приводит к сновидческим отчетам (сноговорение). Эпизоды сноговорения имеют место как в «медленном», так и «быстром» сне, хотя чаще наблюдаются в «медленном». С фазами «медленного» сна коррелируют такие сложные формы невербального поведения, как сомнамбулизм. Интересно, что отчет о сновидениях при пробуждении из «быстрого» сна меньше – 100% (обычно 70–95%). Считают, что частота отчетов зависит от нескольких факторов: эмоционального состояния субъекта перед сном, особенностей личности, что напрямую связано со степенью психологической защиты, и, по-видимому, от адаптивных возможностей самих сновидений (т.е. способности сновидения справиться с предъявляемой нагрузкой).

Таким образом, число отчетов о сновидениях может быть обусловлено двумя противоположно действующими факторами: 1) малой потребностью в сновидениях у лиц с высокой психологической защитой, обусловленной активностью защиты по типу перцептуального отрицания или интеллектуализации; 2) недостаточной адаптивной способностью самих сновидений при наличии выраженной потребности в них у высокосенситивных личностей в условиях внутрипсихического конфликта. Большинство сновидений базируются на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что они больше связаны с психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, что в них используется язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из гипотез состоит в предположении, что информация, воспринятая во время дневного бодрствования, может активировать неприемлемые мотивы и неразрешимые конфликты, т.е. выполнять функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. Возможно, во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С этой позиции сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а при помощи образов. Благодаря этому вытесняется невротическая и непродуктивная тревога. Таким образом, утверждается, что сновидения – это возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом происходит блокирование поступления внешней информации, т.е. мозг выполняет функцию психологической защиты.




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины