20.06.2019

Как составить акт о списании медикаментов. Как правильно списать лекарственные средства с истекшим сроком годности Как правильно списать медикаменты в школе


Медицинские препараты имеют определенный срок годности, срок их реализации ограничен. Препараты с истекшим сроком годности уничтожаются. Иногда таких негодных лекарств у организации набирается на весьма внушительную сумму.

Можно ли затраты по уничтоженным лекарствам, а также расходы на их ликвидацию учесть в целях налогообложения прибыли? И как правильно оформить ликвидацию медикаментов?

Правила уничтожения медикаментов

Лекарственные средства с истекшим сроком, пришедшие в негодность и фальсифицированные, подлежат уничтожению (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах"; далее - Закон N 86-ФЗ).

Порядок уничтожения лекарств с истекшим сроком годности прописан в Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной (далее - Инструкция).

Собственник лекарств (независимо от того, кто он - индивидуальный предприниматель, организация оптовой или розничной торговли лекарствами, аптека, фармацевтический завод и т.д.) должен передать изъятые лекарства в предприятие, имеющее соответствующую лицензию, которое произведет их последующее уничтожение (п. 5 Инструкции). Эти операции осуществляются на договорной основе.

При этом ликвидация лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению (п. 6 Инструкции).

Отметим, что ответственность за уничтожение лекарственных средств несут индивидуальные предприниматели и организации оптовой и розничной торговли, занимающиеся реализацией лекарств, в соответствии с законодательством РФ (п. 10 Инструкции).

Негодные лекарства обнаруживаются в ходе инвентаризации

Чаще всего лекарства с истекшим сроком годности, а также лекарства, пришедшие в негодность по другим причинам, выявляются в ходе проведения инвентаризации. Поэтому первоначально факт обнаружения таких лекарств фиксируется инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом (лицами) в инвентаризационных описях, а затем отражается бухгалтером в сличительных ведомостях, составляемых в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).

Наличие на складах лекарств с истекшим сроком годности следует отражать и производить их списание на основании следующих документов:

1. Унифицированная форма N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Поскольку в Указаниях по заполнению форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации не установлено, можно ли в форме N ИНВ-3 отражать медикаменты с истекшим сроком годности, на наш взгляд, лучше всего данные о просроченных лекарствах показывать в отдельной форме N ИНВ-3. Иными словами, годные лекарства следует заносить в одну опись, а просроченные - в другую, указывая в графах, предназначенных для отражения фактического наличия лекарств и данных бухгалтерского учета, все лекарства, вошедшие в данную опись.

2. Унифицированная форма N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" (утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26). Испорченные и просроченные лекарства должны быть отражены в графах 6 "Установлена порча имущества" и 10 "Списано сверх норм естественной убыли".

Обратите внимание! Не нужно заносить просроченные лекарства в форму N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей". Ведь данная форма предназначена для выявления отклонений фактического наличия ценностей от учетных данных, а в нашем случае таких отклонений нет - просроченные лекарства находятся на складе, хотя и подлежат списанию в силу своей непригодности к дальнейшей реализации или использованию.

Вместе с тем для подтверждения расходов (убытков), связанных со списанием просроченных лекарств, можно также составить акт о порче лекарств, форму которого можно разработать самостоятельно, с учетом требований, предъявляемых к формам первичных учетных документов, изложенных в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и закрепить в учетной политике.

Торговая компания, осуществляющая реализацию лекарственных средств, в случае выявления на складе лекарства с истекшим сроком годности для их списания может воспользоваться унифицированными первичными документами формы N ТОРГ-15 "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" (составляемой в трех экземплярах: для материально ответственного лица, для бухгалтерии и для подразделения, в котором хранились лекарства) и N ТОРГ-16 "Акт о списании товаров". Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 .

А оптовые организации, торгующие лекарственными средствами, могут также применить формы документов, предложенные в Приказе Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для хозрасчетных аптечных учреждений", регламентирующем порядок документирования операций, связанных с движением лекарств в организациях оптовой торговли лекарственными средствами.

В соответствии с данным Приказом при выявлении лекарств с истекшим сроком годности необходимо составить Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме N АП-20 в трех экземплярах (под копирку) отдельно по каждой группе ценностей: два экземпляра акта направляются на утверждение в соответствии с правилами, установленными Положением о бухгалтерских отчетах и балансах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1979 N 633), а третий экземпляр хранится у материально ответственного лица и прилагается им к товарному отчету при списании соответствующих ценностей.

Данный акт с указанием причин порчи и виновных лиц, если таковые имеются, составляется специально назначенной инвентаризационной комиссией и подписывается всеми членами комиссии.

Документальное оформление ликвидации

Если организация имеет лицензию на уничтожение лекарств с истекшим сроком годности, необходимо составить акт об уничтожении лекарственных средств в соответствии с требованиями, изложенными в п. 9 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382).

В акте указываются:

Дата, место уничтожения;

Место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;

Основание для их уничтожения;

Сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

Наименование производителя лекарственного средства;

Наименование владельца или собственника лекарственного средства;

Способ уничтожения.

Такой акт подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение.

Если же организация не имеет лицензии на уничтожение лекарств, она должна заключить договор с предприятием, имеющим такую лицензию, передать лекарства на уничтожение на основании соответствующего акта и получить от данного предприятия счет-фактуру и акт приемки выполненных работ по уничтожению лекарств, на основании которых соответствующие затраты будут отражены в бухгалтерском учете организации.

Налог на прибыль

Как известно, чтобы учесть затраты в целях налогообложения прибыли, они должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/4/69 . В данном разъяснении чиновники подчеркнули, что расходы на производство лекарственных препаратов, ликвидируемых по предусмотренным законодательством основаниям, а также затраты на их ликвидацию осуществляются в рамках деятельности, направленной на получение дохода, с учетом предпринимательских целей организации и, следовательно, могут признаваться экономически обоснованными затратами. Такие затраты при условии их документального подтверждения учитываются при формировании налоговой базы в составе внереализационных расходов аналогично затратам на аннулированные производственные заказы (пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ) в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст. ст. 318 и 319 НК РФ .

Такая же позиция выражена и в более поздних разъяснениях финансового Министерства (Письма Минфина России от 14.12.2007 N 03-03-06/1/854, от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397).

Одновременно отмечаем, что указанные Письма являются ответами на частные запросы налогоплательщиков. Они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемые письма Департамента имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этих письмах.

Несмотря на то что нормами гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрено отражение в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, стоимости лекарственных средств, уничтоженных в соответствии с требованиями п. 2 ст. 31 Закона N 86-ФЗ , по нашему мнению, организация вправе для целей исчисления налога на прибыль учесть затраты, понесенные в связи с уничтожением лекарственных препаратов, в полной сумме (с учетом стоимости уничтоженных лекарственных средств и расходов на их утилизацию).

Поскольку перечисленные Письма Минфина не являются нормативными актами, все-таки существует риск, что инспектор при проведении проверок не признает расходы в виде стоимости уничтоженных лекарственных средств.

НДС придется восстановить

Что касается НДС, принятого ранее к вычету по медикаментам, впоследствии уничтоженным в связи с истечением срока годности, то позиция налоговых органов по этому вопросу однозначна: суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ , но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет.

Аналогичная позиция высказывалась Минфином России применительно к суммам НДС при списании потерь или недостач или порчи сверх норм естественной убыли (Письма от 20.09.2004 N 03-04-11/196, от 18.11.2005 N 03-04-11/308).

Заметим, что суды высказывают противоположную точку зрения. В частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29 указано, что отсутствие фактической реализации товара не является основанием для восстановления сумм НДС в бюджет, а списание стоимости приобретенных товаров на потери от их порчи не обязывает налогоплательщика восстановить к уплате в бюджет ранее обоснованно предъявленную к вычету сумму НДС.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2007 N А72-4815/2006.

Следует также отметить, что НК РФ не содержит прямого указания на необходимость восстановления НДС в случае списания таких лекарств. Таким образом, если организация не восстановит "входной" НДС (ранее правомерно принятый к вычету), то, вероятнее всего, свою позицию ей придется отстаивать в суде.

На счету 233"Медикаменты и перевязочные средства"учитываются медикаменты, компоненты, бактерицидные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства в больницах, лечебно-профилактических тического, лечебно-ветеринарных и других учреждениях, в сметах которых предусмотрены ассигнования по коду 1132 «Медикаменты и перевязочные средства"На этом субсчете учитываются также вспомогательные и аптекарские материалы в лечебных учреждениях, которые имеют свои аптекякі мають свої аптеки.

Медикаменты находятся на ответственном хранении лиц, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности

Медикаменты поступают на склад от поставщиков в соответствии с заключенными с поставщиками договоров и сопровождаются спецификации, счета и накладными в подотчет фармацевту или иной материальной но-ответственному лицу, назначенная приказом руководителя учреждения (это может быть главная медицинская сестра). На основе этих документов медикаменты приходуются в подотчет указанным лицом.

В составе ведется книга складского учета в которой ведется предметно-количественный учет. При этом в. Книгу складского учета заносят все данные за медикаменты: полное наименование, дозировку, фа-вания т и количествоь.

На основании спецификаций и накладных медикаменты ведется учет выполнения договорных обязательств с поставщиками по форме № 6-МЗ по мере поступления медикаментов, которые регистрируются фармацевтом

чадо лекарственные средства со склада в структурные подразделения в расчете на фактическое количество больных на основании заказов-требований по форме № 434.

Учет перевязочных средств в учреждениях здравоохранения (Заболонкова О.)

Эти документы составляются в 2-х экземплярах и утв верджуються руководителем учреждения. Заказ-требование подписывается руководителем учреждения или начмедом, заведующим отделением, главной медсестрой, старшей медсестрой подразделениелу.

Полученные из состава лечебные средства хранятся в отделениях в подотчете старшей медсестры по видам в специальных шкафах, наркотические средства — в сейфах, скоропортящиеся — в холодильниках

Для учета полученных медикаментов старшая медсестра отделения ведет. Книгу предметно-количественного учета формы № 8-МЗ, куда записывает поступления медикаментов. В ней указывается наименование медикаментов дозирования, фасовки и количество. В отдельном журнале произвольной формы ведется учет востребованных и выданных медикаментов, к которому записывают наименование лекарственного средства, единица измерения, количество востребованных и выданных препаратеів.

Для постоянного обеспечения нужд отделения в нужных медикаментах медицинские сестры, работающие на медицинском посту отделения, в манипуляций них кабинетах, первьязочний, операционной осуществляют выб бирку медикаментов, которых не хватает для работы и оформляют заказ-требование на имя старшей медсестры отделениях.

По этим заказам-требованиями старшая медсестра отделения выдает медикаменты и записывает их при этом в журнале выданных медикаментов

В структурных подразделениях медикаменты учитываются по следующим группам:

общая группа;

— ядовитые лекарственные средства;

— наркотики;

этиловый спирт;

дорогие препараты и перевязочный материал

На основании ежедневных заказов-требований состоит суммированы ведомость количественных расходов медикаментов. Старшие медсестры отделений сдают в бухгалтерию в начале месяца"Отчет о расходе медикаментов""в количественном выражении, к которым добавляют заказ-требования. Этот отчет является основанием для списания израсходованных медикаментов с подотчета материально ответственного лицальної особи.

Главная медсестра ежемесячно подает в бухгалтерию. Отчет о движении медикаментов по форме № 2-МЗ. Этот отчет утверждается руководителем учреждения. Бухгалтер проверяет этот отчет и сверяет его данные с данными отчетов старших медсестер: данные о передаче медикаментов со склада в подразделения. На основе представленных отчетов и сопроводительных документов к нему в бухгалтерии приходуются полученные медикаменты от пост ачальникив, как гуманитарная пособийога.

Протаксувавшы отчеты старших медсестер подразделений, бухгалтер заносит все данные о расходах медикаментов в отделениях к общему расходу заведения. В бухгалтерии составляется оборотная ведомость (форма № № 296), в которой указывается остатки медикаментов по их названиям, количество, цене и сумою.

Для контроля за медикаментами ежемесячно осуществляется сверка данных бухгалтерского и складского учета. Кроме того, два раза в год проводится их инвентаризация

Особую группу медицинских средств составляют наркотические средства порядок их хранения и использования регулируется"Порядком оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государственных и ко омунальних учреждениях здравоохранения Украины", утвержденный приказом. Минздрава Украины от 1812 1997 года № 3597 року № 356.

Лечебные средства, относящиеся к этой группе установлены"Перечнем наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законода вств Украины", утвержденного приказом комитета по контролю за наркотиками при. МЗ Украины от 23031998 года № 798 року № 7 .

Наркотические средства могут использоваться теми учреждениями здравоохранения, имеющими соответствующую лицензию, которая выдается. Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения по согласованию нням с. МВ.

С аптечных складов наркотические средства отпускаются только для медицинских целей государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения, имеющие больничные койки. Перечень таких учреждений утверждается приказом рук ривника областного (городского) управления здравоохранения ‘я.

Порядок получения и отпуска наркотических и психотропных лекарственных средств отделениями, кабинетами, постами из аптек этих заведений в конкретном лечебном учреждении определяется приказом главного счет кар.

Во всех лечебных учреждениях, их отделениях, амбулаториях,. ФАПах, здравпунктах, медсанчастях т.д., где разрешено хранить и применять наркотические средства осуществляется их предметно-количественный обл счет в специальных журналах (книгах) установленной приказом № 356 формы. Эти журналы (книги) должны быть прономеровани прошнурованы и заверены:

— в. ЛПУ — круглой печатью и подписью главного врача;

— в амбулаториях, участковых больницах,. ФАПах и здоровье пунктах — подписью руководителя с печатью высшего по подчиненности. ЛПУ;

— на постах — подписью заведующего отделения, к которому относится этот пост, и печатью. ЛПУ

Использование наркотических и психотропных лекарственных средств оформляется сразу же после оказания больному медицинской помощи. Использованные ампулы из-под указанных средств должны ежедневно, за исключением выходных их и праздничных дней, сдаваться лицами, ответственными по их хранению, в комиссию по уничтожению пустых ампул.

Уничтожение пустых ампул проводится не реже одного раза в 10 дней. После этого немедленно должен быть составлен и подписан всеми членами комиссии акт по установленной приказом № 356 форме № 12

Комиссия по уничтожению пустых ампул в составе не менее 3 человек создается по приказу главного врача. ЛПУ. Возглавляет ее заместитель главного врача по лечебной работе, а в заведениях где такая должность не зао подтверждена — главный врачм.

Неиспользованные наркотические средства, оставшиеся у медработника кажутся ответственному лицу. ЛПУ по акту передачи

Типовые корреспонденции счетов по учету операций с медикаментами приведены в таблице 45

таблице 45

. Корреспонденции по поступлению и выбытию медикаментов

В соответствии с указанием МЧС России

«О хранении и списании

аптечек индивидуальных АИ -2»

препарат «Тарен» , которым укомплектованы

АИ-2, подлежит обязательному списанию и

уничтожению в соответствии с

«Инструкцией

о порядке хранения, учета, списания

и уничтожения аптечек индивидуальных АИ -2»

Инструкция

о порядке хранения, учета, списания и уничтожения аптечек индивидуальных АИ — 2

1.Настоящая Инструкция обязательна для всех предприятий, организаций и учреждений, которые приобретают и создают у себя запасы аптечек индивидуальных АИ-2 для обеспечения ими рабочих и служащих.

2.Аптечки индивидуальные АИ-2 хранятся на объектах народного хозяйства, в местах, максимально приближенных к людям, для обеспечения которых они предназначены. Учитывая в аптечках наличие ядовитых веществ, хранение их организуется в отдельной комнате под замком и пломбой ответственного хранителя. На окнах должны быть железные решетки, а двери обиты железом. Помещение оборудуют световой и звуковой сигнализацией.

Ответственным за хранение аптечек индивидуальных АИ-2 назначается заведующий складом или лицо, на это уполномоченное приказом по учреждению. Оптимальные условия хранения лекарственных препаратов АИ-2: сухое, теплое помещение; расстояние от источников тепла не менее одного метра; температура +(14 – 20)°С, влажность воздуха 60 — 70%.

3.Аптечки индивидуальные АИ-2 учитываются в организациях особо: в пронумерованной и прошнурованной книге, скрепленной печатью и подписью руководителя учреждения, по форме:

Форма ведения книги учета аптечек индивидуальных

По истечении четырехлетнего срока хранения аптечки индивидуальные АИ-2 должны быть заменены аптечками свежего выпуска. Из аптечек, подлежащих списанию, извлекаются лекарственные препараты и уничтожаются.

4.Уничтожение лекарственных препаратов, списание аптечек индивидуальных следует производить комиссией в составе:

  • лица, ответственного за хранение АИ-2;
  • начальника штаба ГО предприятия, учреждения;
  • медицинского работника медпункта (медчасти, поликлиники, аптеки);
  • работника бухгалтерии.

Обезвреживание и уничтожение раствора промедола в шприц-тюбике и тюбике противоядия ФОВ (гнездо № 2, пенал красного цвета) на основании пункта 2 приказа Министра здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года № 523 производится только специально подготовленным к этой работе персоналом, под непосредственным руководством медицинского работника, с соблюдением всех мер личной и общественной безопасности.

Уничтожение раствора промедола из шприц-тюбиков и таблеток противоядия ФОВ разрешается проводить только в присутствии председателя местного органа санитарного надзора. Вопрос о присутствии представителя от милиции в каждом отдельном случае решается начальником соответствующего органа милиции.

Уничтожаемые медикаменты извлекаются из пеналов и шприц-тюбиков и нейтрализуются с соблюдением мер безопасности.

5.Способ обезвреживания и уничтожения выбирается в зависимости от количества уничтожаемых препаратов и возможностей предприятия, где производится уничтожение.

Уничтожение препаратов может быть произведено путем:

  • сжигания в специальных топках или кострах с использованием пропитанной керосином бумажной тары;
  • растворением в двух — трехкратном объеме воды с добавлением к образовавшейся смеси порошка хлорной извести или карболовой кислоты. Остатки золы или жидкая смесь, после обезвреживания препаратов, закапываются в специально отведенном месте.

6. Факт уничтожения лекарственных препаратов фиксируется актом, который подписывается всеми членами комиссии и руководителем организации.

Акт составляется в трех экземплярах, один из которых остается основанием для списания аптечек индивидуальных, второй направляется в местный орган санитарного надзора, а третий в органы милиции. В акте указывается дата и способ уничтожения лекарственных препаратов, количество уничтожаемых аптечек АИ-2.

7.Освобожденные от лекарственных препаратов пеналы частично используются в качестве учебного имущества, остальные подлежат сдаче на переработку во вторичное сырье.

СВЕДЕНИЯ

о наличии аптечек индивидуальных АИ-2 и их списании в запасе организации на

« » __________200__г.

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

СПИСАНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ ИСПОРЧЕННЫХ И ПРОСРОЧЕННЫХ ЛЕКАРСТВ И ОТРАБОТАННЫХ РТУТЬСОДЕРЖАЩИХ ЛАМП

Ничук Р.П.,
консультант-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В прошлом номере журнала мы поговорили об актуальной проблеме соблюдения условий хранения лекарственных средств. Нарушение этих условий может привести к порче лекарств еще до истечения срока их годности. На практике бывают также случаи, когда в ходе инвентаризации или при осуществлении мероприятий текущего контроля выявляются просроченные лекарства или лекарства, испортившиеся по иным причинам (не из-за нарушения условий хранения).
Испорченные и просроченные лекарства подлежат изъятию и уничтожению. Конечно же, бухгалтеру нужно отразить эти операции в учете. О том, как это правильно сделать, мы расскажем в нашей статье.

Соблюдаем требования

Прежде чем говорить о тонкостях учета, необходимо остановиться на нормативных документах, регламентирующих порядок хранения, списания и уничтожения недоброкачественных лекарств и отработанных ртутьсодержащих ламп. Тем более что нынешней осенью вступил в силу целый ряд новых документов.

Новые Правила хранения лекарств

Во-первых, в октябре 2010 года вступили в силу новые Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н. Поскольку в данном документе не указан срок вступления в силу, его начинают применять по истечении десяти дней после дня официального опубликования — а этот приказ был опубликован в "Российской газете" 13 октября 2010 года.

Страница не найдена

Следовательно, данный приказ вступает в силу с 24 октября 2010 года.
Новые Правила распространяются на:

В связи со вступлением в силу новых Правил одновременно утрачивают силу целые разделы и пункты Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (утв. приказом Минздрава России от 13.11.1996 № 377).

Порядок уничтожения лекарств

Во-вторых, с 18 сентября 2010 года начали действовать новые Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 674. Они были разработаны в соответствии с требованиями статьи 59 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В соответствии с данным документом недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению:

В частности, если факты обращения таких лекарственных средств установлены Росздравнадзором, он принимает решение, которое обязывает владельца таких лекарств осуществить их изъятие и уничтожение или вывоз в полном объеме с территории РФ.
Уничтожение недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств должна осуществлять организация, имеющая лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ. При этом все расходы, связанные с уничтожением лекарств, должны возмещаться их владельцем.
Передача лекарств для уничтожения производится на основании соответствующего договора между владельцем и уничтожающей организацией. В день уничтожения лекарств эта организация должна составить акт об уничтожении лекарственных средств, в котором, помимо прочего, указываются обоснование уничтожения лекарств и способ их уничтожения. Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении лекарственных средств, и подписать его должны все лица, принимавшие участие в уничтожении, после чего акт заверяется печатью организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств.

Как правильно вести учет медикаментов

Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
  2. выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
  3. внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
  4. отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  5. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование.
  • Акт на списание лекарственных средств списка «a»

    ИнфоПриказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

    • чей срок годности истек;
    • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
    • фальсификатов;
    • контрафактной лекарственной продукции;
    • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

    Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

    • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
    • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.

    Обязанности владельцев некондиционных лекарственных средств Те юридические лица или индивидуальные предприниматели, в чьей собственности или ведении находятся лекарственные препараты, согласно п.

    Как составить акт о списании медикаментов

    Действующим законодательством, регулирующим отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, являются Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” и Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (далее – Правила). В Федеральном законе N 61-ФЗ предусмотрены общие требования, касающиеся порядка и оснований уничтожения лекарственных средств в медучреждении.

    В частности, в ст. 59 Федерального закона N 61-ФЗ выделены виды лекарств, которые подлежат уничтожению: недоброкачественные лекарства, фальсифицированные лекарства, контрафактные лекарства.

    Как правильно списать лекарственные средства с истекшим сроком годности

    Поэтому организация – владелец медикаментов вправе разработать для списания недоброкачественных лекарственных препаратов свою форму, указав все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и утвердить своим внутренним актом, а также указать наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    2.3.2. Учет медикаментов и перевязочных средств в медицинских учреждениях (3-й ур.)

    Разделом 2 Методических указаний по инвентаризации установлены общие правила инвентаризации.

    Формы инвентаризационных описей утверждены и приведены в Приложениях 1 – 18 к Методическим указаниям по инвентаризации. Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по установленной форме N инв-3.

    Бланк акта на списание медикаментов с истекшим сроком годности образец

    Минфин России в Письме от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948 указал, что достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов: актов (журналов) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности); актов приемки товаров при их возврате; актов о проведении инвентаризации; актов уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения; выписок из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением.

    Акт о списании образец бланк

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена. Акт об уничтожении После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт.
    В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    Акт на списание медикаментов образец

    ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.
    После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный). Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п.
    1 ст. 264 НК РФ).

    Акт списания лекарственных средств образец

    Инструкции, должны в обязательном порядке совершать с ними следующие операции:

    1. Своевременно проводить инвентаризацию и выявлять лекарственные средства, теряющие потребительские качества или не отвечающие им изначально.
    2. Немедленно изымать такие ЛС из обращения и оформлять это установленным документальным порядком.
    3. Направлять изъятые лекарственные препараты для утилизации в полном объеме на спецпредприятия, имеющие лицензию на их уничтожение.
    4. Присутствовать лично или направить своего представителя на процедуру уничтожения ЛС (в состав специально создаваемой комиссии).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Утилизация просроченных ЛС может быть инициирована не только доброй волей собственника, но и предписаниями контролирующих органов или решением суда.
    Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.).

    В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары.

    ВниманиеК нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
    Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п.

    • товаров;
    • материальных ценностей;
    • основных средств.

    Как формируется акт о списании По общепринятым нормам само решение о списании принимается коллегиально. Поэтому часто на предприятиях формируется постоянно действующие рабочие комиссии, в которые включаются несколько квалифицированных в той или иной специальности сотрудников предприятия.

    На лицевой стороне акта пишется наименование предприятия, его структурное подразделение, место нахождения, дата. Далее указывается состав комиссии: его председатель, фамилия и инициалы, затем также фамилии и инициалы остальных членов комиссии.

    Действующим законодательством, регулирующим отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, являются Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” и Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (далее – Правила). В Федеральном законе N 61-ФЗ предусмотрены общие требования, касающиеся порядка и оснований уничтожения лекарственных средств в медучреждении. В частности, в ст. 59 Федерального закона N 61-ФЗ выделены виды лекарств, которые подлежат уничтожению: недоброкачественные лекарства, фальсифицированные лекарства, контрафактные лекарства. Все виды указанных лекарств подлежат изъятию организацией – владельцем медикаментов из гражданского оборота и дальнейшему уничтожению. Порядок уничтожения таких лекарств установлен в Правилах.

    Отметим, что все лекарства, у которых истек срок годности, считаются недоброкачественными препаратами, поэтому также в соответствии с Правилами подлежат списанию и дальнейшему уничтожению. С того момента, когда стало известно о наличии лекарств, имеющих истекший срок годности, до получения разрешения на их списание владельцу медикаментов необходимо их изъять из места хранения и поместить в опечатанном виде в карантинную зону (п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, п. 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н).

    Минфин России в Письме от 26.06.2013 N 03-03-06/1/24154 разъяснил, что стоимость товаров с истекшим сроком годности, а также затраты на их утилизацию или уничтожение могут быть учтены в составе расходов. При этом он обратил внимание, что расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, а именно быть документально подтвержденными.

    Пунктом 49 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

    Недоброкачественные лекарственные средства выявляются в ходе проведения инвентаризации и оформляются актом инвентаризации товарно-материальных ценностей (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

    Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания по инвентаризации). Результаты инвентаризации фиксируются в документах по формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 и от 18.08.1998 N 88, Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

    В то же время следует отметить, что в силу ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Поэтому организация – владелец медикаментов вправе разработать для списания недоброкачественных лекарственных препаратов свою форму, указав все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и утвердить своим внутренним актом, а также указать наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    Разделом 2 Методических указаний по инвентаризации установлены общие правила инвентаризации.

    Формы инвентаризационных описей утверждены и приведены в Приложениях 1 – 18 к Методическим указаниям по инвентаризации.

    Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по установленной форме N инв-3. Эта форма предназначена для отражения отклонений фактического наличия ценностей от учетных данных, однако в рассматриваемом случае таких отклонений нет (медикаменты с истекшим сроком годности находятся на складе, хотя и подлежат списанию в силу своей непригодности к дальнейшей реализации и использованию). Поэтому в случае если у организации – владельца медикаментов имеются недоброкачественные лекарственные препараты, то рекомендуем их лучше включить в отдельную инвентаризационную опись, указав в ней: наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    Кроме того, организации, реализующие лекарственные препараты с установленным сроком годности, должны вести постоянный контроль сроков годности и изымать препараты из оборота, когда срок, указанный фармпроизводителем на маркировке, истек. При списании просроченных либо испорченных лекарственных средств с учета организация – владелец медикаментов может использовать также унифицированные формы N ТОРГ-15 “Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей” и N ТОРГ-16 “Акт о списании товаров” при условии, что они утверждены учетной политикой организации.

    В дальнейшем недоброкачественные лекарственные средства должны быть уничтожены организацией – владельцем медикаментов в соответствии с Правилами.

    Так, согласно п. 10 Правил владелец недоброкачественных лекарственных средств, принявший решение об их изъятии, уничтожении и вывозе, передает указанные лекарственные средства организации, осуществляющей их уничтожение, на основании соответствующего договора. Расходы, связанные с уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, возмещаются их владельцем (п. 9 Правил).

    Таким образом, при списании недоброкачественных лекарственных средств организация – владелец лекарственных средств должна соблюдать порядок, который регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации. Весь процесс проведения инвентаризации должен быть зафиксирован в документах, формы которых утверждены организацией в установленном порядке. При выявлении недоброкачественных лекарственных препаратов следует указывать обязательные сведения, позволяющие их идентифицировать при списании. В частности, в акте на списание необходимо отразить наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    При соблюдении вышеперечисленных требований (обоснованность и документальное подтверждение) затраты, связанные с уничтожением медикаментов, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

    Дополнительно отметим, что именно на документальное подтверждение расходов было обращено внимание судьями в ФАС Московского округа (Постановление от 28.05.2014 по делу N А40-115533/13). В частности, судом было указано, что из представленных актов о порче, бое, ломе (лекарственных препаратов) (форма N ТОРГ-15) не представляется возможным сделать вывод о характере дефекта, ставшего причиной уничтожения препарата; в актах уничтожения лекарственных средств не указаны место уничтожения лекарственных средств, сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единица измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, то есть не указаны обязательные сведения, позволяющие идентифицировать списанные лекарственные средства. К тому же, как указал суд, представленные документы содержат в отношении спорных лекарственных средств разные причины уничтожения и разночтения по количеству и данные противоречия в ходе проведения проверки и рассмотрения дела не устранены, хотя влияют в том числе на расчет суммы расходов, составляющих стоимость уничтоженных препаратов. Суд также отметил, что списывать на расходы можно только лекарственные средства с истекшим сроком годности, но не лекарства с низким остаточным сроком годности. Вследствие вышеперечисленных обстоятельств медицинской организации было отказано в признании понесенных расходов при исчислении налога на прибыль.

    В рамках данного дела суды также назвали возможный комплект документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, связанные с уничтожением лекарственных средств с истекшим сроком годности, в целях уменьшения налога на прибыль, это: акт инвентаризации товарно-материальных ценностей; решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении; договор с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств; копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности; первичный документ, подтверждающий передачу лекарственных средств на уничтожение; акт об уничтожении лекарственных средств (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 N 09АП-1072/2014 по делу N А40-115533/13).

    Минфин России в Письме от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948 указал, что достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов: актов (журналов) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности); актов приемки товаров при их возврате; актов о проведении инвентаризации; актов уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения; выписок из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением.

    Таким образом, при соблюдении владельцем медикаментов требований законодательства, регулирующего отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, при составлении акта о списании недоброкачественных лекарственных средств, в том числе в части наличия в акте обязательных сведений, а также соблюдения требований Закона N 402-ФЗ, указанный акт в числе иных подтверждающих первичных документов будет являться документальным подтверждением расходов для целей налога на прибыль, связанных с уничтожением медикаментов.

    В настоящее время специального документа, в соответствии с которым списывались бы недоброкачественные лекарственные средства, нет. Организация – владелец медикаментов вправе разработать для списания недоброкачественных лекарственных препаратов свою форму, указав все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ), и утвердить своим внутренним актом, а также отразить в нем наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности. Либо можно использовать унифицированные формы N ТОРГ-15 “Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей” и N ТОРГ-16 “Акт о списании товаров”, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

    Указанные акты в совокупности с другими документами, приведенными в обосновании, являются документальным подтверждением расходов, связанных с уничтожением медикаментов, для целей налога на прибыль.

    Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

    Документальное оформление списания медикаментов

    Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

    Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй - у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

    Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

    • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
    • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

    Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 - для учреждения, 2 - для поставщика) и 5 экземпляров (2 - для учреждения, 3 - для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

    Бухгалтерский учет списания медикаментов

    Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

    • по фактической стоимости единицы;
    • по средней фактической стоимости.

    Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

    Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

    Сср - средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

    Сн - стоимость медикаментов на начало месяца;

    Сп - стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

    Кн - количество медикаментов на начало месяца;

    Кп - количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

    Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

    Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

    Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

    Налогообложение

    Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут возмещаться за счет средств, подлежащих уплате в ФСС РФ. И в этом случае возникают спорные моменты в части возможности принятия НДС к вычету, а также налогового учета доходов (расходов).

    1.1 Налог на прибыль

    Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен. Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

    Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

    Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

    Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).

    Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

    Так, в перечне №169н должны содержаться:

    Изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);

    Изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);

    Прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстилеподобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);

    Прочие средства.

    То есть лекарственные препараты в приведенном перечне №169н не значатся.

    А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню №169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412). Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н. С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169н содержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

    Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

    Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

    С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

    Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

    Минздравсоцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н). Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

    Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту - Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.«к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

    При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

    Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

    Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

    Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

    Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

    Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    1.2 Единый налог при УСН

    В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога (письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

    Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов (п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

    В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

    1.3 НДС

    Напомним основные условия, при которых имеет право применить по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

    Товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;

    Счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;

    Товар принят к учету.

    В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.

    Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

    Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

    Поэтому вычет НДС по приобретенным аптечкам, стоимость которых компенсируется ФСС РФ, должен осуществляется в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 14.08.2015 г. №03-07-11/47007, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. №Ф04-2808/11).

    Бухгалтерский учет

    Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования. Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний включаются в состав прочих доходов (абз.3 п.9 ПБУ 13/2000). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п.9 ПБУ 13/2000).

    Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

    Сумма, в рублях

    Приняты к учету медицинские аптечки

    Отражен «входной» НДС

    Принят НДС к вычету

    Погашена задолженность поставщику

    Медицинские аптечки переданы в соответствующие подразделения организации

    Отражена сумма финансирования на осуществление предупредительных мероприятий (на основании полученного разрешения от ФСС РФ)

    Отражено уменьшение задолженности страховых взносов на сумму осуществленных расходов

    Отражена сумма целевого финансирования по приобретенным аптечкам в составе доходов будущих периодов

    Средства целевого финансирования признаются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к учету аптечек с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске (передаче) аптечек в производственные подразделения организации.

    Отражено отнесение доходов будущих периодов в состав прочих доходов

    Штраф за отсутствие (неукомплектацию) аптечек

    И в завершении статьи напомним, что отсутствие в организации аптечки первой помощи, равно как и ее неукомплектация, могут привести к административной ответственности.

    Например, в одном из решений Московского городского суда от 12.12.2014 г. №7-9197, организация была признана виновной в нарушении требований Перечня №169н с наложением штрафа в 50 000 рублей (п.1 ст. 5.27 КоАП РФ). Аналогичное решение вынесено и в постановлении АС Московского округа от 27.04.2015 г. №А41-15774/2014.




    © 2024
    womanizers.ru - Журнал современной женщины