12.06.2019

Сон имеет огромное значение для здоровья ребенка. Влияние качества сна на здоровье детей. Сон и физическое развитие


С первых месяцев жизни ребенка необходимо соблюдать режим сна, так как, согласно учению , сон имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Отсутствие отдыха привело бы нервные клетки сперва к истощению, а затем к гибели,. Особенно это важно для ребенка, так как его головной мозг к моменту рождения еще не закончил своего развития. Во время сна отдыхает и весь организм, замедляются все жизненные функции: спокойнее работает сердце, реже делается дыхание, расслабляются мышцы.

Постепенно выносливость мозговой коры увеличивается и сон ребенка изменяется, а именно увеличиваются периоды бодрствования.

В норме новорожденный ребенок бодрствует в сутки не более 2-3 часов. До 3 месяцев ребенок должен спать 10 часов ночью и четыре раза днем по 1,5 часа. После 3 месяцев ребенок может спать 3 раза днем с сохранением 10-часового ночного сна: С 10 месяцев до 2 лет ребенок должен спать два раза днем по 2 часа и с 3 лет один раз днем в течение 2-3 часов. С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов. Сон в возрасте 7 лет должен быть 12 часов, без дневного сна, 10 лет- 11 часов, 12 лет - 10,5 часов, 13 лет -10 часов, для детей 14-15 лет-9,5 часов.

Необходимо помнить, что приготовление ко сну, сон и пробуждение всегда должны совершаться строго в одни и те же часы, так как фактор времени является условным раздражителем, способствующим наступлению нормального сна.

Профессор Н. И. Красногорский, который длительно изучал влияние недосыпания на общее состояние ребенка, установил, что даже двухчасовое недосыпание глубоко изменяет состояние ребенка. У грудных детей можно отметить суточное колебание в весе: при нормальном сне они прибавляют в весе, при плохом убавляют. Нарушения сна могут быть различны: бессонница, расстройство механизма засыпания, расстройство глубины сна, его продолжительности и, наконец, расстройства пробуждения. Причины, вызывающие эти нарушения, также могут быть различны. Неглубокий, беспокойный сон может наблюдаться у только что родившегося ребенка, если период его внутриутробного существования был неблагополучным (болезнь матери, ушибы, переживания) или неблагополучным был родовой акт. Иногда сон нарушается при заболеваниях внутренних органов, при неправильном кормлении, кожных заболеваниях, негигиеническом содержании ребенка, болезненных состояниях носоглотки, так как нарушается нормальное дыхание ребенка и т. д. Но очень часто в основе нарушений сна лежит неправильное отношение нас, взрослых, к детям. Взрослые часто не соблюдают режим кормления, сна, бодрствования; при первом крике ребенка берут его на руки и начинают укачивать, а иногда детей запугивают или наказывают.

Предположим, что ребенок нездоров или маме захотелось в приливе нежности поносить его перед сном на руках или рассказать сказку, спеть песенку, просмотреть «интересную» телевизионную передачу и лечь позже обычного. Это может быть сделано не один раз, и наши действия, делаясь условными раздражителями на сон, создают у ребенка желание повторения, потому что это ему приятно. Он начинает требовать повторения этих условий с помощью крика и плача. В этих случаях нельзя сердиться на ребенка, нельзя его запугивать, но нельзя и идти на поводу этих требований. Условные рефлексы обладают способностью угасать, если мы не будем подкреплять их. У одних детей они угасают быстрее, у других медленнее, но процесс угасания неизбежен. На смену им надо постараться с первых дней жизни ребенка выработать условные рефлексы на засыпание в ответ на простой и полезный раздражитель. Например, можно приучить ребенка засыпать вынося его на воздух, что следует делать постепенно и вначале при температуре не ниже- 5 градусов. Первые дни продолжительность сна на воздухе должна быть 20-30 минут, последующие дни до 2 часов 2 раза в день. Выносить ребенка спать на воздух мол но с двухнедельного возраста. Время прогулок нужно постепенно увеличивать. В летнее время можно выносить ребенка спать на воздух на все время его дневного сна. В очень холодные дни одевайте ребенка так, как и на прогулку, и кладите в кровать у окна с открытой форточкой.

Можно выработать рефлекс засыпания на время, то есть с первых дней рождения ребенка укладывать его спать в одни и те же часы соответственно его возрасту. Заведующая одним из детских садов попыталась проверить, как соблюдают режим сна дети, которых родители берут на ночь домой. Из 80 детей в 9 часов (им следует ложиться в 8 часов) ложились спать только пятеро, некоторые не спали в 11 часов, а в 7 часов мамы уже будили их.

Нельзя разрешать детям шумные игры перед сном, слушание радиопередач, просмотр телепередач, разрешать чтение неподходящей литературы. Необходимо оберегать детей от семейных конфликтов.

Сон пятилетнего Саши в последнее время стал тревожным. Мальчик с криком вскакивал в кроватке, не узнавал окружающих, пытался бежать. Из беседы с матерью выяснилось, что любимым занятием Саши был просмотр телевизионных передач. Он сам говорил мне об этом возбужденно и торопливо: «Плата за страх», где дядька упал с машиной, «Дело Румянцева».

С криком: «Мама, мама!» - бросался к матери трех» летний Сережа Д., не узнавая окружающих. Его худенькое тельце дрожало от страха, лицо покрывалось капельками пота, в глазах отражался ужас, как и у Саши, и мать сообщила, что эти состояния появились у мальчика после просмотра кинокартины «Собака Баскервиллей».

Неспокойный сон и плохое засыпание были и у семилетней Нади, любимым занятием которой было чтение книг. «Один раз я прочла книгу „Аэлита" - чудная книга,- говорила мне девочка,- и теперь, когда я ложусь спать, мне кажется, что Марс приближается к земле, и я услышу голос Аэлиты, - бывает очень страшно!»

У детей в возрасте 3-4 месяцев беспокойный сон, вздрагивание во время сна, плач могут явиться первыми симптомами развивающегося рахита. Надо немедленно показать ребенка врачу, так как своевременно проведенное лечение избавит ребенка от этого заболевания. Надо очень внимательно относиться к расстройствам сна, потому что они вызывают невротические состояния у детей.

Жизнь семьи в одной комнате не является помехой для создания нужных условий. Разве так уж трудно с первых дней жизни ребенка обеспечить ему отдельную кроватку? А ведь это предохраняет от многих заболеваний, которые передаются контактным путем. Кроме того, сон ребенка будет значительно спокойнее. Комната не должна быть захламленной, кроватка должна стоять вдали от отопительных приборов, так как ребенок плохо переносит перегревание. Матрац лучше всего набить конским волосом, морской травой или мочалой. Подушка должна быть плоской, так как высокое положение головы может вызвать у ребенка первого года жизни искривление позвоночника. Постель и белье должны быть безукоризненно чистыми. Никогда не бросайте запачканное белье на пол, для его хранения приобретите бак с крышкой.

Пеленать ребенка не рекомендуется - это ухудшает кровообращение, мешает нормальному дыханию и способствует появлению опрелости. Голова должна быть открытой. Плачущего ребенка никогда не надо брать на руки или укладывать с собой в кровать. Не следует перекармливать детей. Засыпать ребенок должен на правом боку, чтобы желудок не давил на сердце. Руки ребенка должны находиться поверх одеяла или его можно приучить класть их под голову.

Если семья живет в одной комнате, то это не должно служить препятствием для соблюдения режима. Можно и говорить друг с другом, но не очень громко; можно включить радио, телевизор, но не на полную мощность. Эти монотонные раздражители даже способствуют развитию сонного торможения, и никогда не следует забывать открывать форточку: свежий воздух способствует развитию нормального сна.

Чтобы полноценно жить, учиться и работать, надо полноценно отдыхать. И это тоже предмет особой заботы. Одним из основных видов отдыха является сон. Именно он восстанавливает энергетические запасы нервной системы, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна происходит согласование физиологических, биохимических и обменных процессов, выравнивание нарушенных в результате перегрузок соотношений между функциями внутренних органов.

Сон освежающий, успокаивающий и исцеляющий - непременная составная часть бодрости и здоровья, высокой профессиональной активности. Первый признак переутомления нервной системы - появление сонливости, ощущение постоянной усталости. Даже незначительные нарушения сна у практически здоровых людей резко снижают функциональные возможности организма. Человек все больше ощущает дневные перегрузки, это отражается и на его отдыхе. Возникает порочный круг, и в скором времени падает жизненный тонус: все, что способно укрепить здоровье, воспринимается как непосильная обуза. Поэтому Нашему организму требуется отдых. Сон и покой. Сон является естественной потребностью человека и отнимает у него почти треть жизни.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма. Как выполняют эти требования студенты? По наблюдениям за 655 студентами, проживающими в общежитии, установлено, что до 22 часов ко сну отходит 19,3%, до 1 часа ночи – 81%, до 2 часов ночи – 46%, а после 2 часов – 16,2%. По причине недосыпания до 43% студентов прибегают к дневному сну. Значит, они, полусонные, заторможенные к восприятию и запоминанию информации, которую дают на лекциях, практически не осмысливают ее. Естественно, у них снижается работоспособность как умственная, так и физическая. Гигиеной сна предусматривается отход и подъем в одно и то же время или с незначительной разницей во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка, обязательны. Прием пищи, не возбуждающей организм, - за 1,5-2 часа до сна. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего.

На нарушения сна жалуются довольно часто. Согласно статистике, к специалистам обращается каждый четвертый. По данным исследователей, в последние годы среди населения употребление снотворных средств выросло в несколько раз. В то же время, как считают ученые, у подавляющего большинства людей, пытающихся управлять сном с помощью таблеток или же других химических снотворных средств, нарушения носят психогенный характер, и им можно помочь простыми естественными средствами, доступными каждой семье. Нарушения сна могут быть не только у взрослых, они наблюдаются и у детей при частом нарушении режима дня, при чрезмерных учебных нагрузках, при злоупотреблении компьютерными играми.

Установить индивидуальную норму продолжительности сна несложно. Для детей она определяется следующим образом. Ребенку дают уснуть в привычные для него часы. Проснуться он должен самостоятельно, так, чтобы его никто не будил. Средняя продолжительность сна за период не менее 5-7 дней и дает нужную цифру. Определять ее следует не реже, чем раз в два-три года. Полноценный отдых нервной системы во время сна позволяет ребенку переносить различные нагрузки, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения, избегать появления в результате перенапряжений функциональных неврозов или же предрасположенности к их возникновению.

У взрослых продолжительность сна определяется аналогичным образом, но лучше это делать в период, когда есть возможность укладываться спать в определенные часы и нет нужды вставать в заданное время. Более всего подходит для этого период отпуска или же выходной день. Каждому человеку, независимо от возраста, присущ свой ритм деятельности. Одни любят рано вставать и рано ложиться отдыхать, другие предпочитают допоздна засиживаться с книгой, смотреть телевизор, принимать гостей, третьим безразлично, в каком режиме они живут. Первых обычно называют «жаворонками», вторых – «совами». И они очень болезненно относятся к резкой смене привычного распорядка и режима сна. Но еще хуже, если какой-либо режим вообще отсутствует. Беспорядочный образ жизни на протяжении длительного времени, как правило, приводит к тяжелым нарушениям сна, а это означает перенапряжение нервной системы. Возникает сложная ситуация. Чтобы избавиться от сонливости, обращаются к возбуждающим средствам - к крепкому чаю или кофе. Но тем самым еще больше нарушается сон, и для его восстановления начинают употреблять снотворное.

Как же можно избежать бессонницы? В первую очередь надо постараться строго соблюдать режим дня, труда и отдыха, чтобы выработался устойчивый стереотип. Не следует перед сном заниматься делами, способными вызвать эмоциональные нагрузки: не читать детям «страшные» сказки, не затевать горячих споров, не предаваться тревожным размышлениям. Пищу следует принимать не позднее, чем за 2-3 часа до сна.

Благотворное влияние на сон оказывает чистый, прохладный воздух. Он действует на человека успокаивающе. Вот почему рекомендуют перед сном проветривать помещение, а еще полезней - спать на открытом воздухе. Каждый практически определяет для себя, как ему лучше спится - с открытым или закрытым окном, на мягкой или жесткой постели, на плоской или же высокой подушке.

Чтобы полноценно жить, учиться и работать, надо полноценно отдыхать. И это тоже предмет особой заботы. Одним из основных видов отдыха является сон. Именно он восстанавливает энергетические запасы нервной системы, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна происходит согласование физиологических, биохимических и обменных процессов, выравнивание нарушенных в результате перегрузок соотношений между функциями внутренних органов.

Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты: 1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; 2) рациональное питание в одни и те же часы; 3) определенное время для работы, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья.

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности. Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовке к предстоящей деятельности. Например, если Вы ежедневно занимаетесь умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. к способности «собраться». То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что особенно важно для организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня. Если человек ежедневно в одно и тоже время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, то вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы. Если, например, ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому часу у него происходит не только психологический, но физиологический настрой – несколько усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга и т.д. Эта готовность к выполнению умственной работы позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание. Таковы биологические и физиологические основы режима дня. Известные ученые Клод Бернар, Уолтер, Кеннон, развившие учение о постоянстве внутренней среды – гомеостазисе, а так же наши соотечественники Сеченов И.М., Павлов И.П., Вернадский В.И., Тимирязев К.А., Чижевский А.Л., Анохин П.К. и др. неоднократно подчеркивали зависимость состояния организма от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли. Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а 16-17 часам идет волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов.

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Введение…. …3

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна… . 6

3. Требования к организации сна детей… . 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей… .14

3.3. Фазы детского сна…16

Заключение….18

Приложение…19

Список использованной литературы…20

Введение

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму ? Что происходит с организмом во время сна ? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу - «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова - появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.) .

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег - предметом насмешек» - писал К. Г. Юнг.

1. Природа сна

Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон - жизненно необходимая потребность организма , не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна , которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма . Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости - избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка . Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И . П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм , которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается . А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям , так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма , тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит , то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада .

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна . Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна , имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей , детей , быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых , беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.) .

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований , сон на всем своем протяжении проходит разные фазы : после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Заключение

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы :

Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

Недосыпание негативно сказывается как на физическом , так и на психическом состоянии организма .

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна :

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь» .

Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т . п.

Приложение

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1 ,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды) . Для детей от 1 ,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна» , 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы» , 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология» , 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон» , 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы» , 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы» , 2006.

Гостевой пост.


Сон – одна из важнейших составляющих компонентов режима дня ребенка. Если дети плохо спят, от этого страдают и они сами, и все окружающие. Но сколько нужно спать ребенку, чтобы он был здоровым и бодрым, не страдало его здоровье? Самым правильным ответом будет следующий – столько, сколько ребенку нужно, чтобы он мог восстановить силы, и нервная система могла отдохнуть.

Однако не все дети чувствуют утомление и готовы идти спать, и поэтому родителям нужно следить за режимом дня крохи и вовремя отправлять ребенка в постель. Правильный режим сна и полноценный отдых обеспечивается с самого детства строгим соблюдением режима дня. Если этого придерживаться, ребенок вполне нормально будет укладываться и пробуждаться как в ночное время, так и днем.

Зачем же ребенку нужен сон? Прежде всего, чтобы избежать переутомления и усталости, чтобы активно развивался мозг, происходил рост тела и отдых всех органов и систем. Кроме того, полноценный сон улучшает настроение ребенка, аппетит и его интеллектуальные способности. Чем меньше возраст ребенка, тем больше времени он должен проводить во сне. Так, новорожденные дети спят практически 20 часов в сутки, остальное время проводя у груди мамы и бодрствуя, в год нужно примерно 14 часов сна, в возрасте от 3 до пяти лет нужно не менее 12 часов сна в сутки, а дошкольникам не менее 10-11 часов. При этом детям до семи лет обязательно нужно спать днем, хотя бы 1-2 часа, их организм еще не готов к отказу от дневного сна, хотя бывают и исключения из этого правила, тогда ребенку нужно больше спать ночью. Приведенные нормы усредненные, от них возможны колебания в большую и меньшую стороны, но главным критерием достаточности сна служит хорошее самочувствие, аппетит и развитие ребенка. Качество и количество сна зависят от темперамента и активности ребенка, его здоровья и многих внешних факторов – температуры, влажности воздуха, событий прошедшего дня и т.д. По мере взросления ребенка его режим сна меняется и нужно вовремя переходить на новое расписание, чтобы не страдало самочувствие.

Детям раннего возраста сон обычно сочетают с , и . Это делает сон более продолжительным и спокойным, так как ребенок ощущает присутствие рядом родного человека и в любой момент может приложиться к груди, даже полностью не пробуждаясь.

На что обратить внимание?

Если ваш малыш отказывается спать днем, поздно ложится и встает рано, не стоит сразу приписывать его к мало спящим детишкам, обосновывая его капризы особенностями характера или меняющейся погодой. Стоит подумать о том, не слишком ли мало спит ваш ребенок и всегда ли он пробуждается в прекрасном настроении? Стоит попробовать его укладывать пораньше, пересматривать его режим и продлить его дневной сон. Продолжительность детского сна должна быть достаточна для того, чтобы такой сон обеспечивал ребенку возможность полноценного отдыха. Ребенку крайне вредно постоянно недосыпать положенные часы. Достаточно быстро это может привести к синдрому хронического переутомления и к разного рода расстройствам нервной системы, вплоть до . Учеными в разных странах было доказано, что те дети, чья продолжительность сна была ограничена, имели повышенные риски проблем с послушанием и поведением, у них выявляется гиперактивность с .

Стоит быть внимательными к ребенку, так как если малыш в три-четыре года ложится в десять вечера, а встает в семь, потому, что нужно собираться в детский садик, вы вынуждены его будить и днем в садике он не спит, тогда его продолжительность сна составляет девять часов, вместо положенных 11-12 в таком возрасте. Дети этого возраста могут несколько дней или даже несколько недель вполне адекватно вести себя, но по мере того, как будет накапливаться усталость, могут начаться проблемы с поведением, капризы и плохое поведение на пустом месте и даже настоящие . Ребенок может проявлять повышенную возбудимость, будет прикладываться спать после пяти часов по нескольку раз в неделю. Родители же зачастую не понимают, что это проблемы хронического недосыпа, думая, что это такой активный и мало спящий ребенок, что у него проявляется

Приходит ночь бесшумною тропою,
Чтоб одолеть тревогу и усталость,
Чтобы забылось все плохое,
А хорошее осталось.

Л. Дербенев

Сон - это временное «отключение» человека от внешнего мира.
Вопрос о назначении сна до настоящего времени полностью не решен. Однако, большинство ученых сходятся на двух важнейших функциях сна.
Первая - анаболическая функция сна (накопление), приносящая чувство физического отдыха, позволяющая накопить энергетический потенциал и восстановить способность воспринимать новую информацию.
Вторая - функция психической защиты, тесно связанная с бессознательными процессами, активно функционирующими во сне.

Недостаток сна выражается в том, что люди все меньше проявляют желание общаться, не жаждут развлечений, которые радовали их раньше, их не так как ранее заботит качество пищи. Значительно возрастают раздражительность и грубость обращения с окружающими.

Потеря четырех часов сна за одну ночь замедляет реакцию человека на 45 %. Потеря, равная полноценному ночному сну, может удвоить время, необходимое человеку для поисков правильного ответа. Известно, что если человека лишать сна в течение нескольких дней, то у него развиваются психические расстройства.

Длительная нехватка сна неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья.

Новорожденный ребенок проводит во сне большую часть времени. Какие задачи решает сон для младенца, который только начал взаимодействовать с внешним миром, не успев проявить ощутимую и понятную для взрослого активность по освоению окружающего пространства?

Сложно даже представить, какой огромный труд совершает младенец, «выброшенный» из стабильной и спокойной атмосферы материнского чрева в сложноорганизованный внешний мир. Уровень психического напряжения появившегося на свет младенца можно сопоставить, и то не в полной мере, только с состоянием тотальной мобилизации, направленной на борьбу за выживание в экстремальной ситуации, угрожающей жизни для взрослого человека. Надо ли обосновывать интенсивность работы по адаптации и переработке огромного объема информации, которую младенец совершает каждую минуту бодрствования? Именно поэтому значение сна для ребенка трудно переоценить.

Сон необходим малышу прежде всего для того, чтобы постепенно упорядочить знания и представления о мире. В этот сложноорганизованный процесс вовлечены функции внимания, памяти, систематизации и многие другие, в реализации которых сон принимает самое прямое и непосредственное участие. Расстройства сна у детей существенно снижают продуктивность этих функций.

Освоение нового, неожиданного для ребенка неизбежно сопряжено со стрессами, которые при недостатке сна способны привести к серьезным расстройствам эмоционального состояния, поведения ребенка.

В отличие от взрослого, организм ребенка активно растет и развивается. Известно, что процесс роста зависит от взаимодействия нескольких гормонов. Главный среди них вырабатывается в гипофизе. В течение дня гормон роста спрятан, зато ночью, в то время как дети спят, в крови содержится наибольшее количество гормона. Ученые установили, что гормон роста (соматотропный гормон) секретируется в наиболее значительных количествах (80 %) в первые два часа сна. Недостаток сна в детском возрасте может повлечь за собой отставание в росте и замедление физического развития.

Беспокойный ночной сон отражается не только на состоянии здоровья ребенка, но и на качестве жизни его родителей. Согласно проведенным в Европе исследованиям, от неполноценного ночного сна страдает невероятное количество семей - около 44 %. В семьях, где есть грудные дети, средняя продолжительность непрерывного сна взрослого равна всего 5,45 ч, и то примерно к 4 месяцам, когда промежуток между кормлениями возрастает. Доказано, что недостаток сна не только негативно отражается на здоровье родителей, но и зачастую влияет на отношения между ними. По статистике, у одной из 4 пар, с появлением ребенка начинаются неурядицы в семейной жизни.

Полноценный сон - показатель здоровья детей, их психического благополучия, в то время как его нарушения - повод для серьезного беспокойства и вмешательства специалистов.

Продолжительность сна

1-2 мес. — 19 ч. в сутки
3-4 мес. — 17 ч. в сутки
5-6 мес. — 16 ч. в сутки
7-9 мес. — 15 ч. в сутки
10-12 мес. — 14 ч. в сутки
1-1,5 года — 13 ч. в сутки
1,5-2,5 года — 12 ч. в сутки
2,5-3,5 года — 11 ч. в сутки
3,5-5 лет — 10 ч. в сутки

Наиболее частые причины детской бессонницы

1.Переедание или недоедание.
2.Перевозбуждение активными играми или сказками на ночь.
3.Жажда внимания у детей, мамы которых работают.

Если вы устраните хотя бы одну из существующих проблем, сон вашего ребенка улучшиться.

Помните, ребенок не сможет самостоятельно найти и преодолеть проблемы. Помогите ему в этом, чтобы он смог всегда вас радовать своей улыбкой. Ведь сон — это важное звено в правильном развитии детского организма!

Проблема детского сна одна из наиболее часто обсуждаемых среди мам на детской площадке. «Он у меня совсем не спит!» — жалуется измученная мама. На самом-то деле ее малыш спит, как и все младенцы, 16-17, а то и 20 часов в сутки. Но делает он это так «нелогично» с точки зрения взрослого человека, так прерывисто и беспокойно, что впечатление складывается прямо противоположное - ребенок не спит! Очевидно, что главный вопрос не в том, сколько всего спит ребенок, а в том, как именно и когда он это делает.

Постельные премудрости

Детский матрас должен быть ровным, упругим, точно соответствовать размерам кроватки и плотно прилегать к ее стенкам, чтобы голова, рука или нога малыша случайно не оказались в этом проеме. Если модель кроватки позволяет устанавливать матрас на разной высоте, сначала зафиксируйте его на самой верхней отметке - так вам будет удобнее доставать кроху из кроватки. А как только он научится вставать на колени, опустите матрас вниз. Подушки грудничкам не положены, но можно положить под голову сложенную вчетверо пеленку: она будет впитывать влагу, если малыш вспотеет или срыгнет.

В холодное время года попробуйте заменить одеяло на спальный мешок. Он не позволит малышу нечаянно раскрыться. Кроме того, ребенок не будет чувствовать себя «потерянным», лежа в большой кровати. Чтобы уложить маленького в «спальник», раскройте его, поместите ребенка внутрь и только потом наденьте рукава и застегните «молнию».

Правильная атмосфера

Поставьте кроватку подальше от окна и радиаторов отопления. Окно - источник света, который может будить кроху раньше времени, сквозняки опасны простудами. А рядом с батареями малыш может перегреться, ведь комфортной для сна считается температура 18-21 °С. Поэтому не забывайте проветривать комнату перед сном.

Чтобы кроха быстрее осознал разницу между временем суток, лучше укладывать его ночью в темноте, а днем в полутьме. Для ее создания днем пригодятся не только плотные шторы, но и бамперы или бортики в кроватку. Они должны быть не слишком толстыми, чтобы через них мог проходить воздух. Надежно прикрепите их к перегородкам кроватки и почаще проверяйте, хорошо ли держатся завязки. Мягкие детские игрушки из кроватки лучше убрать из соображений безопасности.

Будьте наблюдательны

Помимо биологической предрасположенности малыша к здоровому сну, есть объективные реалии повседневной жизни. Чтобы ребенок лучше спал по ночам, нужно придерживаться определенных принципов поведения. Учитесь распознавать признаки сонливости и укладывайте кроху в кроватку, как только их заметите.

Только спокойствие!

Не волнуйте маленького перед сном ни задорными играми, ни появлением гостей, ни шумным обсуждением прошедшего дня. Хорошим завершением вечера будет прогулка на свежем воздухе, за которой последует ванна, вечернее кормление и милый ритуал, знаменующий скорый отбой. Попробуйте соблюдать правило «одних рук»: пусть за 1,5-2 часа до сна ребенок находится под присмотром кого-то одного из взрослых (миссию можно нести по очереди). Заниматься малышом маме и папе одновременно не стоит.

Снотворные кормления?

Многие кормящие мамы попадают в ловушку: «Чтобы малыш успокоился и заснул, ему надо предложить грудь». И из-за этого ребенок, проснувшись среди ночи, по привычке будет требовать грудь, чтобы снова заснуть. Новорожденные могут просыпаться несколько раз за ночь, но при этом и засыпать они умеют самостоятельно, немного похныкав. Поэтому не стоит привязывать кормление к засыпанию. Давайте грудь за некоторое время до укладывания, при этом отходите подальше от кроватки. После кормления переодевайте кроху и просите кого-то из членов семьи подержать его на руках, разумеется, при условии, что такая возможность имеется.

Все в ваших руках

Укладывая малыша в кроватку, поддерживайте его за голову, спину и попку. Новорожденного можно устраивать спать только на спину, малыша постарше - на спину или на бочок, если нет других указаний врача. Чередуйте левый и правый бок, чтобы череп маленького принял округлую форму.

Врач педиатр, кандидат медицинских наук Наталья Витальевна Чернышева




© 2024
womanizers.ru - Журнал современной женщины